Убежать от лавины

Убежать от лавины

Все, наверное, обращали внимание, как дорожники организуют свое рабочее место при ремонтных работах. Мало того, что обозначают множеством мигающих стрелок, флажков и ленточек – для верности на полосе непременно поставят с обеих сторон пару КамАЗов, асфальтовый каток или грейдер. А сами работяги – в ярких жилетах со светящимися нашивками. И неспроста: не примешь на дороге всех мер безопасности – самого раскатают по асфальту!

Однако случается и обычному автомобилисту остановиться на проезжей части, а у него прикрытия в виде тяжелой техники, конечно, нет. Кончился бензин, внезапно отказал мотор, лопнула шина – мало ли фокусов может выкинуть случай!

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Вариант, когда автомобиль способен хоть как-то двигаться – самый простой. Лопнувшее колесо – не повод затевать его замену в крайнем левом ряду. Черт с ней, с прожеванной шиной – включаем «аварийку» и помалу перестраиваемся на обочину. Так же поступаем, если заглох двигатель, с той лишь разницей, что машину придется толкать. Кстати, если есть помощник, то «впрягать» его лучше сбоку, рядом с собой, используя машину как своеобразный щит от возможного попутного наезда. Здесь же окажется очень кстати сигнальный жилет, который вы, надеемся, возите с собой. Еще не купили? Ну так укомплектуйте им автомобиль. И пусть он не обязателен, как пресловутая аптечка или знак аварийной остановки, – толку от него едва ли не больше. Во-первых, надев яркий жилет, вы мимикрируете под гаишника, что вызывает у водителей рефлекторное торможение, а во-вторых, человек, как крупный подвижный объект, куда более заметен, чем знак аварийной остановки на асфальте.

Чуть больше хлопот доставляет тяжелый обездвиженный автомобиль – такой не всегда удается оттолкать на обочину вручную. Если трансмиссия механическая, можно попробовать сделать это стартером. Включаем первую или вторую передачу и, не касаясь педали газа, включаем стартер. Опыт показывает, что в два-три приема продолжительностью по 10–15 секунд машину удается убрать. Возможные последствия – сгоревшие или залипшие контакты замка зажигания (характерно для отечественных «десяток»). Потому нужно быть готовым, достигнув обочины, быстро открыть капот и сдернуть одну из клемм аккумулятора. Езда на стартере – способ, конечно, варварский, однако раскорячившись, скажем, на железнодорожном переезде, выбирать не приходится.

Если срочность эвакуации не столь критична, лучше все же автомобиль отбуксировать. Понадобятся трос и тягач. Предположим, сердобольный коллега-автолюбитель готов помочь, но есть в этом маневре одна особенность, о которой полезно знать. При перестроении к обочине ведомая машина должна прикрывать ведущую, то есть первым начинает менять полосу «прицеп» и только потом тягач. Иначе и сами попадете в неловкое положение, и буксировщика подведете. Дело в том, что в плотном городском движении дистанция между машинами очень часто сокращается до нескольких метров, и если этим правилом пренебречь – справа обязательно кто-нибудь вклинится, перекрыв вам траекторию перестроения.

БЕЗУСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Но вот машина на обочине и будто бы в относительной безопасности. Самое время позаботиться, чтобы ее не протаранил какой-нибудь зазевавшийся «гонщик». Правила предусматривают выставить на должном удалении (не менее 15 м в городе и 30 м вне его) знак аварийной остановки. Нелишним будет включить аварийную сигнализацию – независимо от того, виден автомобиль другим водителям или нет. Здесь как раз тот случай, когда лучше перебдеть. Кстати, помимо лимонного сигнального жилета, полезное приобретение – оранжевый проблесковый маячок, работающий от аккумулятора. Ночью и в туман его свет виден гораздо дальше, чем знак аварийной остановки и мигающие поворотники.

В любом случае в темное время нужно принять все меры, чтобы обозначить автомобиль на обочине. Бывалые водители при ремонте на дороге иной раз в дополнение к знаку аварийной остановки разводят костер, поджигают старую шину или ветошь в ведре с соляркой. Природе, конечно, ущерб, но из двух зол выбирают меньшее.

Останавливаться на обочине для небольшого ремонта лучше немного под углом, чтобы самому оставаться под прикрытием кузова. Конечно, против КамАЗа жестянка «Жигулей» не бог весть какая защита, но все же лучше, чем ничего.

И последнее, но главное, о чем нужно помнить: если в машине дети – любым способом, под страхом порки или заперев в машине, исключить их выход на дорогу. Лучше всего – отправить под присмотром, например, за пределы обочины или на тротуар. В зоне риска им делать нечего.

Не останавливайтесь среди потока, место неисправного автомобиля – на обочине!

Подпишитесь на «За рулем» в