«за рулем» — 80 боевые перья

«ЗА РУЛЕМ» — 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯ

Николай Осинский (Валериан Валерианович Оболенский)

Этот портрет уже не первый раз на страницах журнала, а для нас, его сотрудников, он вообще стал атрибутом редакции с тех пор, как в ее стенах появилась работа народного художника России Сергея Присекина — «Первый главный редактор „За рулем“ Николай Осинский». Портрет висит в самом большом кабинете нашего дома, где раз в месяц мы собираемся на летучку обсудить только что вышедший номер ЗР. Вместе с нами, таким образом, и Валериан Валерианович — человек, которому, как и Михаилу Кольцову, журнал обязан своим рождением. Более того, старт автомобилизма в советской России современники Осинского, а позднее историки связывают с его именем. И здесь нет преувеличения. В какой бы роли он ни выступал в те годы — председателя ВСНХ, руководителя ЦСУ, директора Института народного хозяйства, дипломата, — автомобиль, автомобилестроение были для него особо значимы.

Он окончил Московский университет, учился в Германии, дважды выезжал в Америку изучать экономику автомобильно-дорожного дела, был знаком с Генри Фордом и заслуженно считался одним из самых образованных в этой области специалистов. Свой научный багаж и богатый опыт (автомобиль был и его личным увлечением) он обратил на реализацию идеи, которую обнародовал в наделавшей много шума статье «Американский автомобиль или российская телега». Она была напечатана в «Правде» в 1927 году и в полемической форме ратовала за незамедлительное развитие страны по пути автомобилизации, без чего невозможен ее прогресс.

Далее последовали дела — организация «Автодора», издание «За рулем», строительство ГАЗа, реконструкция АМО, Каракумский пробег…

Подшивки «За рулем» первого десятилетия хранят немало выступлений главного редактора по самым жгучим проблемам, волновавшим как поборников автомобилизации, так и сомневающихся, коих было совсем не мало. Одно только перечисление тем его статей говорит о круге интересов автора. Тут и анализ того, что дал Каракумский пробег, и отчет о пробеге иномарок на российских дорогах (внизу на фото первый слева тянет машину Осинский), обзоры американской автоиндустрии и, конечно же, статьи о путях советского автомобилестроения. Остановлюсь только на дискуссии, которая развернулась при самом активном участии главного редактора на страницах ЗР в 1931 году, незадолго до пуска ГАЗа.

С самого начала, как мы уже не раз вспоминали, «За рулем» на первой странице нес девиз «Автомобиль — трудящимся!». Надо немного представлять то время, чтобы оценить смелость такого призыва. Начало сталинского всевластия, борьба с классовым врагом, с кулачеством, жупел «вредительства», а тут на тебе — «автомобиль рабочему и крестьянину!». Чем не призыв брать курс на капитализм! Такое не могло остаться без последствий. Популярная тогда газета «Гудок», взявшая на себя в то время, помимо железнодорожного, еще и местный (гужевой, автомобильный) транспорт, выступила со статьями (первая из них Вл. Кононова называлась «Вчера и сегодня в автодорожном деле»), резко осуждавшими позицию Осинского. Делалось это под видом заботы о первоочередном производстве тяжелых грузовиков, но выглядело так: «Дешевый массовый легковой автомобиль и дешевый малотоннажный грузовик есть кулацкий лозунг, а решение о постройке Нижегородского автомобильного гиганта и реконструкции АМО — плод „самотека“. На этом основании лозунги „Автодора“ объявляются автором негодными, вредными, враждебными социалистическому строительству и борьбе рабочего класса. Более того — делается вывод, что „вредители всех толков могли только радоваться такому началу плановой автомобилизации СССР“.

Жаль, из-за недостатка места нельзя процитировать, как аргументированно, зло, иронично отвечал Осинский оппонентам на страницах журнала. Одна только выдержка: «Имея в голове не вывихнутые мозги, вряд ли можно допустить, что то, что правильно и вчера и завтра, сегодня оказывалось негодным и враждебным. Это уже не диалектика, а помрачение ума». И далее: «Если „Гудок“ взялся за безрельсовый транспорт, то мы должны потребовать от него знания и ясного понимания того, о чем он рассуждает».

Подводя итоги дискуссии, президиум ЦС «Автодора» посчитал вредным выступление «Гудка». «Лозунг „Автомобиль — трудящимся!“, под которым общество три года назад начало свою работу, полностью остается в силе». Увы, «Автодору» жить оставалось недолго: в 1935 году он был ликвидирован, а в 1938-м инициатор его создания Николай Осинский стал жертвой сталинских репрессий.

Что можно добавить к этому: «За рулем» в своей истории, при всех изменениях в жизни страны, в жизни самой редакции старался следовать этому призыву, осуществление которого, к сожалению, растянулось на долгие годы.

Первые отклики: все пошло от дедов

С ума сойти — уже 80 лет журналу! Раньше я как-то не задумывался об этом, мне с самого детства казалось, что он существовал всегда! Мой дед был танкистом в Великую Отечественную и после оставался заядлым автомобилистом и механиком от Бога! Поэтому «За рулем» я начал мусолить в руках раньше, чем «Веселые картинки». С первого класса вырезал из него фотографии понравившихся автомобилей и наклеивал в общую тетрадь. Моя тетрадь была, пожалуй, лучшая в классе!

Дата — 80 лет — внушает уважение! С удовольствием поучаствую в предложенном вами конкурсе. Для читателя с большим стажем это, безусловно, почетная миссия! Вскоре сообщу о месте «За рулем» в моей жизни.

ДМИТРИЙ ВОРОНЦОВ

«За рулем» в моей жизни? Сколько помню себя, столько помню журнал. Сначала, совсем маленьким, я его смотрел. Это был настольный журнал в нашей семье. Мой дед Анатолий Яковлевич Кобриц — автомобилист с большой буквы, от него все и пошло.

Всего, что прочитал в журнале и что запомнилось, не назовешь — очень многое! Один только случай. Статья о ДТП, которое произошло с новой машиной на сухой дороге по малоизвестной тогда причине: передняя ось была обута в радиальные шины, а задняя — в диагональные. При дефиците на резину это встречалось. А тут статья в «За рулем», и очень вовремя. На нашу автобазу как раз поступили радиальные шины для УАЗа. Так и напрашивалось поставить сзади «пятаки», а спереди мягкую «радиалку». Спасибо «За рулем»: мы этого не сделали.

Посылаю фотографию — ровесницу журнала. Второй справа — мой дед. На обороте надпись: «Дорогому другу на добрую память о первом в истории Сибири пробеге из Омска в Новосибирск и обратно. 16–30.09 1928 г. От Владимира Александровича Курбатова».

АЛЕКСАНДР КОБРИЦ,

ОМСК

НЕ ТОЛЬКО АВТОМОБИЛИ…

Сегодня уже позабыли, что «За рулем» долгие годы считали не только автомобильным, но и мотоциклетным. Ирбитские и киевские тяжелые мотоциклы с колясками тогда входили в группу «острого дефицита». Знаю об этом по работе в тогдашнем Миноборонпроме.

Как оценивает потребитель наши машины, какие предъявляет требования, проблемы с запчастями, гарантией — ответы на эти вопросы мы находили в «За рулем» и письмах его читателей. Редакторы журнала по своей инициативе делали для нас подборки корреспонденций по мотоциклетным «болячкам», находили время проводить бурные конференции по качеству, где сталкивали лбами заводчан и потребителей.

Каждый наш сотрудник старался добыть подписку на «За рулем» — того, кто не читал журнал, в моем кругу считали «не полностью соответствующим». Вызывала уважение и техническая эрудиция сотрудников редакции. Помню, как реально они оценивали возможности создания конкурентоспособного отечественного мотоцикла. Их прогноз оправдался. Мотоциклетных авторов — Абезьянина, Синельникова, Демченко, Шугурова многие хорошо помнят и поныне и, конечно, благодарны журналу.

АЛЕКСАНДР ЮДИН, главный специалист по мото- и автостроению Миноборонпрома СССР (1965–1991 гг.)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии