Чисто английская машина

Чисто английская машина

О такой рекламе наверняка мечтали и мечтают многие! Фото этих автомобилей бесплатно печатали на страницах светской хроники многие газеты и журналы мира. Неудивительно: на «рилайентах» ездили дети королевы Великобритании Эдвард и Анна и даже большой поклонник породистых авто – супруг главы государства принц Филипп. Очевидно, это был один из факторов, которым британская фирма обязана небывалым успехом конца 1960-х – начала 1970-х. Завод едва успевал собирать заказанные дилерами машины. Правда, золотые годы компании, да и всего британского автомобилестроения уже заканчивались...

А начались они для фирмы «Рилайент» в 1962-м – сорок пять лет назад. В те годы в Британии выпускали немало спортивных автомобилей, популярных и за пределами туманного Альбиона: «Триумф», MG, «Санбим». Компания «Рилайент» была далека от этого мира: с 1933-го делала трехколесные развозные фургоны. В 1956-м фирма освоила самый передовой на тот момент материал – стеклопластик, но концептуально трехколесные «рилайенты» не изменились.

Революционную роль в истории компании сыграл представитель... израильского автопрома Ицхак Шубински. Глава «Аутокар лимитед оф Хайфа» на Лондонском мотор-шоу 1960-го искал партнеров для создания спортивного автомобиля. Завод в Хайфе с 1957 года выпускал автомобили «Сейбр» (сабля) с 40-сильным мотором британского «Форда». Под этим же названием уже к марту 1961-го – всего через 12 месяцев – Шубински хотел видеть машину со стеклопластиковым кузовом. Именно интерес к пластику привел его к руководству «Рилайент». А весну 1961-го он наметил не случайно: с новинкой предстояло выйти ни много ни мало на Нью-Йоркское мотор-шоу!

«Рилайент» и ателье «Огл», проектировавшее кузов, выполнили задачу в срок. Однако низенький родстер с 57-сильным мотором «Форд» красотой не блистал – сделан был явно в спешке. Расчет Шубински, что израильской маркой заинтересуются в первую очередь американские евреи, не оправдался. Да что там: даже в Израиле машины продавались вяло. Спортивных автомобилей (первых в стране, гласила реклама) сделали всего 45, после чего затею забросили. Правда, стеклопластиковую технологию использовали еще несколько лет, выпуская страшноватые машины под маркой «Хайфа». Продавались они плохо, а когда по стране пошли слухи, что материал, из которого сделан кузов... охотно жуют верблюды, и вовсе стали героями анекдотов.

Итак, спортивный автомобиль умер, так толком и не родившись. Но не пропадать же трудам, решило руководство «Рилайента», и в начале 1962-го фирма вышла с «Сейбром» на родной рынок. Увы, рядом с именитыми, элегантными и более быстрыми MG и «триумфами» машина не смотрелась. Даже версия с 6-цилиндровым 2,5-литровым мотором от «Форда-Зодиак» и модернизированной подвеской, появившись в октябре 1963-го, не изменила ситуацию. До 1965-го продали лишь 55 четырехцилиндровых и 77 шестицилиндровых машин. Но на фирме уже «завелись» – решили показать машины в ралли. Особых успехов не снискали, но имя, действительно, сделалось известным и за пределами Британии. Интересно, что в 1964-м, участвуя в ралли Монте-Карло (по тогдашним правилам начать гонку можно было из разных точек Европы) экипаж «Рилайента» стартовал из Минска.

В 1964-м вместо не слишком удачного «Сейбра» стартовал «Рилайент-Симитер» (ятаган). Машина, созданная вновь с ателье «Огл», стала не в пример симпатичней предшественника, к тому же обладала действительно спортивной динамикой. На прототипе стоял даже мотор V8, но для серии остановились на «шестерке» мощностью 120 л.с. с тремя карбюраторами. Автомобиль развивал более 190 км/ч, при этом был четырехместным, с вместительным багажником. Построив 66 машин, изменили подвеску, поскольку управляемость раскритиковали журналисты «Автокара». После этого продажи пошли очень неплохо. Успех подогрела версия 1966 года с более современным 130-сильным V6. С сентября 1967-го параллельно делали и более экономичную 2,5-литровую модификацию.

В 1965-м произошло событие, заметно повлиявшее на судьбу фирмы: мастерская «Огл» спроектировала, а фирма «Рилайент» изготовила особую версию для его Высочества герцога Эдинбургского – супруга королевы. Владельцу «Роллс-Ройса» и «Лагонды» сделали «Симитер» с оригинальным трехдверным кузовом – универсал с огромными панорамными стеклами. Вскоре версию, названную GTE (Gran Tourism Estate), показали на Лондонском мотор-шоу, но серийной она стала лишь в 1968-м. Машина с 3-литровым мотором покоряла смелыми для второй половины 1960-х новинками. Например, обогреваемым было не только заднее, но и ветровое стекло! Раздельное заднее сиденье складывалось по частям. Запаску разместили под капотом, сделав багажник очень вместительным. На задней двери стоял стеклоочиститель. К концу 1969-го продали уже 740 машин, в 1970-м – около 1000. Фирма отказалась от выпуска купе – спрос на спортивные универсалы был гораздо выше. Еще одну машину, теперь уже серийную (с такой-то «путевкой в жизнь»!), дали на пробу королевскому двору. На рождество 1970-го «Рилайент-Симитер GTE» получила в подарок принцесса Анна. Газеты, не обходящие стороной светские новости, конечно же, об этом рассказали.

Любопытно, что компания не перестала делать трехколесные машинки, но отныне ее больше знали по спорт... универсалам. В 1971-м модернизировали тормоза и рулевое управление. В 1975-м в очередной раз усовершенствованный «Симитер» вновь достался принцессе Анне. Но на дворе был экономический кризис, спрос на быстрые дорогие автомобили падал. Чтобы подогреть его, создали кабриолет «Симитер GTC». На него, как и на версию GTE, ставили новый «фордовский» мотор объемом 2,8 л. Кабриолет приобрел младший сын королевы Эдвард. Но сделал это, скорее, из уважения к фирме, по «старой памяти» – популярность «рилайентов» резко снизилась. Из 442 выпущенных кабриолетов многие долго стояли непроданными.

В 1982-м создали прототип с оригинальным кузовом работы «Бертоне» и 3,5-литровым «Ровер» V8. Но освоить его в производстве не решились, а выпуск спортивных GTE и GTC жизнь вынудила остановить. Универсалов к тому времени построили более 9500 – очень немало, учитывая цену и полукустарную технологию производства кузова.

Фирму еще кормили трехколесные машины. А новый спортивный автомобиль SS1 появился лишь через два года – в 1984-м. Родстер с модным тогда клиновидным силуэтом выглядел наскоро склеенной самоделкой. Тем не менее за два года продали около 1000 машин с моторами «Воксхолл» 1,3 л и «Форд» 1,6 л. С 1986-го выпускали вариант с «ниссановским» 1,8-литровым агрегатом. В 1988-м фирма перешла под контроль японской компании «Мидлбридж» и, дабы свести концы с концами, собирала такси «Метрокэб». Последние «рилайенты-SS1» продали вовсе не отпрыскам королевского рода и вообще не соотечественникам, а нескольким преданным поклонникам марки в странах Бенилюкса. Теперь британские родстеры покупали в качестве коллекционных образцов – таким многое прощают.

«Рилайенты» были типичными, как говаривали некогда на уроках литературы, представителями своей страны, своей эпохи и своего класса. Элегантными, но с налетом любительщины, быстрыми, но прожорливыми и посредственно управляемыми, словом... неординарными, запоминающимися. В истории золотого века британских спортивных автомобилей, который, по сути, закончился вместе с «рилайентами», они оставили всего несколько страниц. Ярких страниц о «чисто английских машинах»....

Подпишитесь на «За рулем» в