Очередной срок

Очередной срок

ПРОДАВЦЫ ВРЕМЕНИ

На запрос «куплю очередь на автомобиль» Яндекс выдал 40 644 страницы, на аналогичный запрос «продам...» – только 27 997. На просторах интернета живет и, судя по всему, хорошо себя чувствует даже платный сайт avtoochered.ru. Логичный вывод: спрос превышает предложение раза в полтора, и граждане готовы выкладывать свои кровные не только за новое авто, но еще и за «здесь и сейчас». Звоню первому попавшемуся продавцу в категории «срочно», предлагающему очередь на «Хонду-Сивик» седан 1.8 АТ:

– Вы продаете очередь?

– Да, середина мая вас устроит?

– Вполне. Какая комплектация?

– «Комфорт».

– Отлично. Ваша цена?

– Тысяча двести, но могу сбросить до тысячи…

Доплачивать столько к официальным $26 000 я морально не готов. Кстати, не я один. Практика показывает, что желающие купить место в очереди на ближайшую поставку авто не готовы расставаться с суммой более $500, в основном предлагают купить за $100–150, реже $300. При этом покупатель еще должен будет вернуть продавцу и дилерский залог, а это от $500 до 10% стоимости машины.

А вот продавцы не скромничают. Средней или, как они сами говорят, «нормальной» ценой за очень дефицитный автомобиль считается $1500. Естественно, стоимость авто и срок получения отражается на цене, а если вдруг вам предлагают «вашу» комплектацию и цвет, да еще и через пару недель, могут запросить $1800–2500 сверху. Правда, что хуже – ждать или переплачивать, я так до конца и не определился...

ПРИЧИННЫЕ МЕСТА РУССКОГО СПРОСА

Наша страна непредсказуема. Автопродавцы даже термин такой придумали – «отложенный спрос» (это и есть очередь). Кто бы мог подумать – дилеры ожидали, что спрос вырастет на треть, а он, паршивец, вымахал в полтора раза. Росстат недоумевает – каждый пятый житель страны в этом году собирается обзавестись новой иномаркой, независимо от того, имеет он автомобиль или нет. А мы удивляемся, откуда очереди…

Повышение уровня благосостояния населения – только одна из причин для возникновения очередей, пусть и главная. Вторая – доступность банковского кредита. Кредитные ставки, хоть и медленно, но понижаются, а банки придумывают все новые кредитные схемы для физических лиц. Правда, потом жалуются на массовый невозврат (2 млрд. рублей за прошлый год!), но это, в конце концов, их трудности...

К тому же, из-за того, что жилье не купишь даже в рамках федеральной программы «Доступное жилье», многие серьезно стали рассматривать новые иномарки как способ вложения свободных денег.

Еще одна немаловажная причина очередей – квоты. Производители оказались не готовы к русскому спросу. Они физически не могут поставить в Россию больше машин, чем было оговорено в начале года.

ДЕВОЧКА ХОЧЕТ МАШИНКУ

Недолго думая, мы решили провести эксперимент. Легенда гласила, что босс поручил своему секретарю найти машину дочери в подарок. Девочке 19 лет, через пару недель она сдает на права, и папа просто обязан исполнить мечту любимого чада. Воодушевленно я принялся осаждать столичные автосалоны, долго и сбивчиво объясняя менеджерам по продажам, что дочери начальника срочно нужна машина именно вашей марки, непременно с автоматической коробкой передач, обязательно с полным электропакетом, кондиционером, музыкой, а главное – «женского» цвета. При этом цена, желательно, щадящая, потому что опыта вождения у девочки практически нет и «ловить бордюры» очень дорогой комплектацией будет жалко.

Если цена и комплектация нас почти всегда устраивала, а иногда подходящая машина даже оказывалась в наличии, то «женский» цвет в ста процентах случаев нужно было заказывать, а значит – ждать. И вот тут возникал вопрос, ради которого и затевалась вся эта авантюра: «Как долго?» Результаты в таблице.

Но и эти свои обещания дилеры выполняют не всегда. В январе прошлого года Елена, читательница «За рулем», выбрала в одном из московских салонов «Форд-Фьюжн» яркого желто-зеленого цвета в базовой комплектации. Машину пообещали доставить через три месяца, потому что редкий цвет (а он был главным условием) нужно заказывать. Два месяца спустя начались звонки. Вежливые менеджеры регулярно сообщали Елене, что ее заказ не может быть собран вовремя по причине загрузки производства. И так же вежливо интересовались, не хочет ли она что-нибудь добавить в комплектацию, пока есть такая возможность. Лена поняла, что ждать придется долго, поэтому каждый раз будущая покупка обрастала все новыми опциями. Итог: Лена уже полгода радуется «Фьюжну», который достался ей на $6000 дороже, чем она рассчитывала на него потратить.

СЕКРЕТЫ «ХОНДЫ»

Однако вернемся к очередям. «Чемпион» среди дефицита – «Хонда-Сивик» продолжает притягивать россиян, несмотря на самую высокую цену в своем классе и стабильно долгий срок ожидания. Очереди не уменьшаются, даже несмотря на то что «Хонда» каждый год вдвое увеличивает объем продаж в России. В 2005 году продано 8906 машин, в 2006-м – 15 000, с января по апрель 2007-го – уже 7000. Однако это значительно меньше, чем продажи в Англии (40 000 шт. с начала 2007-го) или Германии, Франции и Испании вместе взятых (24 000 шт. за тот же период). Заводы «Хонды» в Англии и Японии не справляются с растущим спросом. А квоты распределяются пропорционально проданным авто. Круг замкнулся: чтобы больше давали, надо больше продавать, чтобы больше продавать, нужно, чтобы больше давали. На сегодня для «Хонды» главным рынком сбыта (еще и с имиджевой точки зрения) является Европа, где приходится жестко конкурировать с БМВ, «Мерседесом», «Опелем», «Ауди» и «Фольксвагеном». И даже несмотря на это, очереди за «Сивиком» в Англии и Германии (невероятно, но факт!) доходят до трех месяцев.

Кроме русского общенационального помешательства на «Форде» с «Маздой» (спасибо «Дневному дозору»!), на второе место уверенно выходит «Ниссан-Кашкай». Рекорды бьют и «Хёндай» с «Шевроле» (ЗР, 2007, № 4, 5). Вообще, самые дефицитные машины находятся в ценовом сегменте $13 000–17 000. Именно они собирают очереди, в то время как люксовые модификации пылятся в автосалонах.

По мнению экспертов, очереди в салонах провоцируют покупателей на постоянные миграции. Чтобы не упустить клиентов, под предлогом «меньше ждать» дилеры перенаправляют внимание потребителя на другие модели. Например, желающим приобрести «Фокус» настоятельно рекомендуют «Фьюжн».

Некоторые аналитики рынка считают, что нередко производители провоцируют искусственный дефицит спросовых моделей для того, чтобы переключить покупателя на остальной модельный ряд.

Игорь Виноградов, руководитель сети ТСК Группы компаний «Автомир»

Обычно очередь возникает на новые модели, которые только появляются на рынке. Как правило, она сразу доходит до трех–пяти месяцев. К примеру, ожидание «Чери-Амулет» и «Чери-Тигго» составляло пять месяцев, люди с удовольствием вносили деньги по $500– 1000 и готовы были терпеливо ждать. Огромную роль сыграла цена – от 9 тысяч долларов. Автомобиль появился в наличии на складе, и очередь сразу рассосалась. Всплеска или новой волны, насколько я могу судить, не предвидится. «Кашкай» сейчас вошел на российский рынок точно так же, но строить прогноз, что ситуация затянется, я бы не стал.

По данным Росстата, каждый пятый житель страны в этом году собирается обзавестись новой иномаркой. Независимо от того, имеет он автомобиль или нет.

Производители провоцируют искусственный дефицит спросовых моделей для того, чтобы переключить покупателя на остальной модельный ряд.

Подпишитесь на «За рулем» в