Сибирский тракт

Сибирский тракт

Екатеринбург: вековые постройки соседствуют с модными высотками, а в домах-близнецах друг против друга мирно сожительствуют Бизнес-центр и… Дворец правосудия! Но главное – это, пожалуй, сочетание ухабистых дорог и идеально гладких покрытий на съездах к торговым центрам и автосалонам. Хочешь не хочешь, свернешь, а заодно и отоваришься. Одинакова здесь лишь грязь, крепко липнущая и к «ладам», и к «лексусам». Так что покупатели подержанных авто в этих краях основное внимание уделяют не цвету кузова, а состоянию подвески и степени потертости лакокрасочного покрытия.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Именно с учетом специфики местных дорог большинство здешних автосалонов специализируются лишь на профильных авто: так проще с диагностикой. Например, у дилера «Хёндай» и «Мицубиси» – компании «Оками» другой подержанной техники в продаже нет, а та, что попала на площадку, – только из числа моделей, официально поставляемых в Россию. Никакого секонд-хенда из Европы, а уж тем более «праворучек»! Радикальное ограничение дилер объясняет опасением нарваться на проблемный автомобиль.

Вопреки ожиданиям, машин с прошлыми и нынешними кузовными дефектами оказалось немного – три из тридцати представленных. Да и те с незначительными повреждениями, не затрагивающими силовой каркас (по московским меркам, где примерно два автомобиля из трех побывали в уличных боях, – капля в море). Щепетильность обусловлена особенностями спроса – битые здесь не в ходу! Продавцу приходится соответствовать: мы видели, как супружескую пару, подбирающую себе машину, сопровождал менеджер с кузовным дефектоскопом (прибором для измерения толщины лакокрасочного покрытия) и с его помощью доказывал потенциальным покупателям безгрешность приглянувшихся образцов.

Приемка подчинена той же цели: каждая машина проходит полную диагностику, а серьезные механические дефекты, влияющие на безопасность, подлежат устранению (то и другое за счет прежнего владельца). Благодать, да и только! Однако итоговая цена покупателя не обрадует: «Аутлендер» 2006 года с пробегом 39 тыс. км здесь выставлен за 859 000 руб. ($33 560), а за двухлитровый «Лансер» того же года, с АКП, пробегом 7 тыс. км, вмятиной-хлопуном на заднем крыле и надколотым передним бампером просят 619 000 руб. ($24 180). Тут и до новой недалеко! В Москве такие машины дешевле минимум на тысячу-полторы долларов.

Жадность посредника тут ни при чем: цены диктует сложившийся рынок. В этом мы убедились, посетив другой автосалон с аналогичными принципами торговли – «Тойота Центр Восток». Один из клиентов, решив сдать «Тойоту-Ленд Крузер 100» в зачет нового авто, просил за пятилетнего железного коня ни много ни мало 970 000 руб. ($37 900, лишь на $2000 дешевле нового)! Дилер не возражал – уже завтра эта машина обретет другого владельца, несколько месяцев ожидавшего своей очереди. А ведь ему придется раскошелиться на 1 030 000 руб. ($40 200, что уже больше стоимости нового авто)! Да, дизельные «атмосферники» здесь в цене, особенно модификации с неразрезными мостами и всеми блокировками (комплектация STD, ее еще называют «армейской»).

Отменным спросом пользуются и куда более бюджетные «короллы», которые порой не успевают стать на торговую площадку – уходят по предварительной записи. Мы застали в наличии один-единственный экземпляр с мотором 1,4 л и МКП, да и тот «залежался» из-за своего аварийного прошлого (470 000 руб. или $18 360 нас уже не удивляют). Ажиотаж объясняется просто: очередь на авто десятого поколения растянулась на полгода, а избавляться от старых машин клиенты не спешат. Кроме того, в распределении «новичка» по регионам (со слов дилера) есть перегибы. К примеру, всего в 350 км, в Перми народ победнее здешнего, потому и очередей на новые авто там почти нет.

ПОТЕРЯЛ АППЕТИТ?

Местный дилер «Ситроена» – компания «Авантайм» не может похвастать очередями, на «вторичной» площадке одиноко скучает свежий С5. Сколько ему здесь стоять, сказать сложно. Судя по нечасто встречающимся «шевронам» на местных дорогах – долго, несмотря на довольно заманчивую цену. Судите сами – для машины 2005 года с двухлитровым мотором, АКП и максимальной комплектацией, включая «гидрактив» и кожу, цена 632 000 руб. ($24 690) выглядит весьма привлекательно.

Столь же интересной (разумеется, для определенного контингента покупателей) показалась и цена «Фольксвагена-Туарег» в компании «Вольф». За машину 2005 года с мотором 4,2 л и АКП здесь просили чуть больше трех миллионов рублей ($77 700), что лишь на 5% выше среднерыночных цен по Москве. Согласитесь, покупатель такого авто вряд ли отправится в рискованный тур в столицу за 2000 км ради экономии $4000. Но вот сполна проверить техническое состояние машины нам не удалось: узнав цель визита, общаться с нами теснее отказались. Уж не с подвохом ли машинка?

БЛИЖЕ К ЗВЕЗДАМ

Выше всех (относительно уровня моря) оказалась площадка с подержанными авто у мультибрендовой компании «Автоленд» – около сотни машин расставили прямо на крыше одного из торговых центров. Принципы приемки и продажи по сравнению с вышеупомянутыми дилерами здесь несколько иные: профильные авто («Форд», «Мазда» и «Мицубиси») проходят диагностику на месте, как и часть прочих «свежих» машин без видимых дефектов. Остальные отправляют на проверку к дилеру марки и только при наличии акта диагностики от него назначают окончательную цену. Региональная наценка не чужда и этой компании, что неплохо стимулирует сдатчиков – некоторые машины прибыли сюда из Челябинска, Перми, даже из Москвы!

Впрочем, межрегиональные связи носят здесь скорее случайный характер – ездить за тысячи километров столичным жителям не резон. Так, среднерыночная цена «Форда-Фокус II» в комплектации Ghia с мотором 1,6 л и АКП в Екатеринбурге на 5% выше, чем в Москве, что составляет $1100, или 28 000 руб. Чтобы перегнать покупку, потребуется около 180 литров бензина (3600 руб.), минимум две ночевки в гостинице (3400 руб.), три дня «суточных» (1500 руб.) и один перелет (4000 руб.). Всего – 12 500 рублей. Но это только прямые затраты, не учитывающие штрафы, поломки, прочие непредвиденные расходы, а также недополученную зарплату за три дня отгулов. В итоге – долой больше половины от уже не такой заманчивой разницы в цене.

Если же целью поездки является не покупка приглянувшегося авто, а продажа собственного (например, московскую машину продаем в более «дорогом» Екатеринбурге), то надо помнить об основном постулате торговли – если деньги нужны быстро, то это меньшие деньги. Ведь цена за срочный выкуп всегда меньше цены в зачет, которая, в свою очередь, ниже комиссионных (ЗР, 2007, № 5, с. 160). Не исключено, что дальняя поездка за выгодой обернется финансовым разочарованием. Да и сдюжат ли наши дороги, если все разом ринутся продать, где дороже, и купить, где дешевле? Судя по нынешнему состоянию Сибирского тракта – вряд ли.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

1. Надумав сдать старую машину в регионе, где цены выше, прежде созвонитесь с приемщиком и поинтересуйтесь ценой «за выкуп». Наверняка она окажется ниже цены «в зачет», а уж тем более «комиссионной» в вашем регионе. Если так, особого смысла в поездке нет.

2. Если вам приглянулась более дешевая машина в Москве, не спешите в дорогу, а скрупулезно посчитайте все затраты на ее доставку. Не исключено, что большая часть выгоды будет съедена транспортными расходами.

3. При покупке авто в Екатеринбурге основное внимание уделите состоянию подвесок и кузова. Возникли сомнения в безаварийности авто – потребуйте инструментальной проверки толщины лакокрасочного покрытия. Почти у всех дилеров есть необходимое для этого оборудование.

4. При выборе авто прикиньте, способно ли оно без повреждений передвигаться по местным дорогам. По нашим наблюдениям немалая часть машин была сдана в салоны Екатеринбурга как раз из-за посредственной геометрической проходимости.

Подпишитесь на «За рулем» в