Магазин с эмоциями

Магазин с эмоциями

С давних пор известно, что реклама — двигатель торговли, а гонки — лучшая реклама автомобилей. Славная история «Рено», «Ягуара», «Альфа-Ромео», «Мерседес-Бенца» и других знаменитых марок ковалась на гоночных трассах. Все пробовали доказать свое превосходство над конкурентами именно там. И спортивные успехи поныне влияют на продажи серийной продукции — подтверждено маркетинговыми исследованиями.

«Пежо-206» прославился титулами чемпиона мира по ралли. По всем канонам, модель устарела, пора снимать с производства. Но ее до сих пор сметают с прилавков — тираж давно перевалил за пять миллионов! И фирма продлила жизнь автомобиля на конвейере. Попутно победы той или иной модели укрепляют имидж марки в целом. Почему же сегодня некоторые гиганты мирового автопрома относятся к автоспорту с прохладцей?

ХОЛОДНЫЕ И ГОРЯЧИЕ

В круг «гоночно-пассивных» концернов входят такие крупные, как «Фольксваген» и «Ниссан». В последнее десятилетие они упорно игнорируют самые значительные и видные гоночные серии (к ним отнесем, прежде всего, официальные чемпионаты мира — формулу 1, раллийный и «туринговый»).

У «Фольксвагена», с его достаточно богатым гоночным прошлым, есть сейчас живой проект создания «Туарега» для «Дакара». По тем же африканским пескам носятся разные полноприводники «Ниссана». Но это все-таки не тот уровень славы. Тем более много лет подряд «Дакар» выигрывает «Мицубиси» — прототип «Паджеро/Монтеро», далекий от пользующегося стабильным спросом серийного образца. И сам «Дакар», собственно, проходит раз в году, по эфирному времени и рекламному эффекту намного уступая формуле 1 с ее 18-этапным календарем.

Еще пример — финансовые неудачи ФИАТа совпали по времени с периодом, когда завод прервал содержание заводских команд. Только сейчас наметилось оживление на раллийном фронте — «Гранде Пунто S2000» одержал несколько побед. Мощь ФИАТа отчасти подкрепляет команда «Феррари» в формуле 1. Но вряд ли у покупателя в автосалоне, взирающего на «Добло» и «Линеа», возникает четкая ассоциативная цепочка «ФИАТ — Феррари — Шумахер — семь титулов». Все-таки «Феррари» воспринимается скорее как самостоятельная боевая единица со своими легендами и традициями.

Популярность «Лансера» и «Импрезы» закалялась, конечно же, в раллийном первенстве планеты. Благодаря автоспорту обе модели стали культовыми, и спрос на них обеспечен на много лет вперед. Вообще, авто с претензией на «спортивность» просто необходимо пропустить через гоночные трассы, и потому «Альфа-Ромео» и БМВ — давние соперники в «туринговых» чемпионатах, мировом и многих национальных. А «Ауди» и «Мерседес» уединились в DTM — немецком «туринге», давно вышедшем за пределы Германии.

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

И все же далеко не все автогиганты горят желанием заняться формулой 1, сразиться с «Ситроеном» в WRC или с БМВ в WTCC. Соблазн чрезвычайно велик, но и риск немалый. Добившись триумфа в ралли («Королла WRC» в середине 90-х), «Тойота» пришла в формулу 1. И что же — ни одной победы за пять лет, несмотря на колоссальные вложения и усилия. Да и у «Хонды», некогда гремевшей на этой арене, дела идут ни шатко ни валко.

Схожие истории случились с «Хёндай», пытавшейся внедрить «Акцент» в раллийный чемпионат мира, и «Шкодой» («Октавия», затем «Фабия»). Не снискав лавров, заводские команды потихоньку свернулись. И до сих пор у амбициозной корейской фирмы, достигшей признания на мировом рынке, не возникло новых наполеоновских планов выиграть сразу что-нибудь грандиозное — урок пошел впрок?

Но есть другой, более простой и менее дорогой путь. «Рено», запустив в производство «Логан», тут же разработала его спортивную версию и учредила турнир одной модели — так называемый монокубок. Беспроигрышный вариант — «логаны» сражаются только с «логанами» и неизменно побеждают. «Рено» владеет еще целой системой гоночных формул, прямо ведущей к формуле 1, — «Рено 2.0», «Рено 3.5» и, наконец, болиды серии GP2 тоже оснащены двигателями «Рено». Моноклассы «Рено» на базе «Клио» и «Мегана» есть и в кольце, и в ралли — серьезный размах.

Известны кубки «Фольксвагена-Поло», международная серия формулы-«Ниссан» — без рекламы через спорт все-таки, по большому счету, не обходится ни одна фирма. Но масштабы вложений в формулу 1 и скромный монокласс, конечно, совершенно разные. Однако в большинстве своем моноклассы пропагандируют конкретную модель на рынке конкретного региона, а потому всемирного ажиотажа вызвать не способны. В родной Японии «Ниссан» чуть ли не самый активный участник различных национальных гонок. За ее пределами гоночные «ниссаны» — редкость... Такова, видимо, политика альянса «Рено-Ниссан».

Создание крупных объединений автопроизводителей заметно повлияло на их спортивные пристрастия. «Форд», к примеру, приобрел «Вольво» — и все гоночные проекты шведской фирмы вскоре закрылись. Ничем не проявляет себя «Ягуар» после неудачной кампании в формуле 1. «Мазда», в былые времена блиставшая в «24 часах Ле-Мана», ныне связана с мировым спортом весьма ограниченно — через модель RX-8, которую грех не опробовать на скоростной трассе. Тем не менее в крупных международных турнирах эту машину не найти. Весь спортивный бюджет этого альянса, по сути, сосредоточен на раллийной команде «Форда». «Голубой овал» в прошлом году выиграл командный титул, и уже второе поколение «фокусов» пользуется хорошим спросом.

Автоспорт — вдобавок отменный инженерный полигон. Многие идеи и технологии родились именно здесь и затем поселились на серийной продукции. Но все же главное предназначение гонок — показ товара в динамике и завоевание кошельков потребителя. Если, конечно, подходить к этому цинично и не замечать, что гонки — в первую очередь увлекательное занятие и генератор сильных эмоций, зрелище, по размерам аудитории уступающее лишь футболу.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии