Прямо и направо

Прямо и направо

Помните, что озаботило бухгалтера Горина? После замены просевших пружин подвески старую «восьмерку» стало тянуть вправо – особенно заметно при разгоне. Регулировками развала, схождения и т.д. избавиться от этого не удалось.

Некоторые упорно игнорируют условия задачи – машина-де «старая, вся кривая»! Возразим: если за ее геометрию бухгалтер ручается, надо это принять, иначе мы обречены блуждать в тумане домыслов. Углы установки колес проверили после замены пружин – при чем тут «помятая жесть»? Изощренный ум может увязать смену пружин и с засухой в Судане. Но есть в письмах идеи попроще: «Левый вал короче – его колесо при разгоне вертится быстрей правого – и забегает вперед». Интересно – почему «быстрей»? Как долго будет «забегать»? Но большинство объясняет увод ВАЗ-2108 правильно. В чем же тут секрет?

Предельно упростим схему ШРУСа, как будто в ней работает один шарик. При передаче на колесо полезного крутящего момента появляется еще и паразитный момент: сила F шарика действует на корпус ШРУСа относительно оси О-О поворота стойки на плече s. Оно тем больше, чем сильней наклонен вал. А если подвеска так просела, что валы практически соосны, то паразитные моменты слева и справа близки – машина едет прямо. Так и было у Горина до смены пружин. С новыми передок поднялся, левый вал наклонен круче правого – паразитный момент слева больше. Если отпустить руль – он повернется вправо. Наиболее заметен эффект при разгоне, хотя он есть и при равномерном движении – были бы тяговые силы колес достаточно велики (примеры – езда на крутом подъеме, буксировка прицепа и т.д.).

Многие лишь констатируют причину беды – разная длина валов. Верно, но – скучно. Мы же искали победителя среди тех, кто четко объяснил происходящее. Кстати, отдельные авторы уточняют, что наиболее неприятны эти эффекты на тюнингованных автомобилях с форсированными двигателями. А вот установка укороченных пружин эффект увода ослабляет. В письмах упоминается и более совершенная схема трансмиссии многих иномарок: оба вала короткие, а правую ветвь удлиняет дополнительный горизонтальный вал с собственной опорой. В итоге левый и правый паразитные моменты при любой высоте передка одинаковы – и увода нет.

Увы, многие автопроизводители, посчитав эту схему неоправданно сложной, «нагрузили» водителя – пусть мышцы накачивает! Сервис в этой ситуации не помощник – если «мастера» берутся немедленно устранить увод «Самары», то они, очевидно, разбираются в его причинах не лучше бухгалтера Горина. Конечно, проверять углы установки колес порой надо, но отделяя мух от котлет.

Мы благодарим всех участников конкурса. А Павла Аполлонова поздравляем с победой!

Упрощенная схема привода (левое колесо): 1 и 2 – ведущий и ведомый валы. Силы передаются шариками, лежащими в биссекторной плоскости, делящей угол между валами пополам. F.s – паразитный момент, поворачивающий стойку вокруг оси О-О.

ЗАДАЧА ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ

Капкан

Купил Афоня гараж. «Надо яму сделать!» – решил практичный хозяин. Но едва яму забетонировали, грянула весна – да так, что всего за сутки воды там набралось по пояс! Пригорюнившемуся Афоне мужики предложили проверенный вариант – стальной герметичный короб. Воду откачали, опустили кессон – и довольный Афоня загнал в гараж любимую «пятнашку». Трудовую победу обмыли.

Дня через три Афоне понадобилась машина. Он открыл гараж – и от увиденного, мягко говоря, остолбенел… Нет, машина не исчезла, не сгорела, но запланированную поездку пришлось на какое-то время отложить. Кто закончит этот рассказ?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10 августа 2007 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.

Наш тел. (495) 207-79-84.

Подпишитесь на «За рулем» в