Черные, сильные, умные

Черные, сильные, умные

Водитель коснулся педали тормоза, тягач притормозил на мосту и разминулся со встречной фурой в считанных сантиметрах. Слава богу, что меня не пустили за руль – на этих узеньких извилистых польских дорогах я бы, как минимум, поотрывал все зеркала. За мостом пятьсот шестьдесят «лошадей», совершенно не замечая двадцати тонн балласта в прицепе, опять играючи разогнали машину. Запас тяги просто огромный – двенадцатиступенчатый автомат трогается с третьей и дальше переключается через одну передачу. Стрелка спидометра уперлась в цифру «90» и замерла – электронный ограничитель не позволяет в Европе ездить быстрее. Встречные водители бросают любопытные взгляды на колонну черных тягачей со смуглыми мускулистыми парнями на бортах.

«Наши машины такие же мощные и неудержимые, как эти ребята в черном!» – именно это хотела подчеркнуть компания «ИВЕКО», став с обновленным «Стралисом» официальным спонсором новозеландской регбийной команды All Blacks («Все Черные»). Команда действительно выдающаяся – 75% выигранных матчей и пятое место в общемировом рейтинге спортивных команд, после таких титанов, как «Феррари» в формуле 1 и «Манчестер Юнайтед» в футболе!

ЧЕРНЫЕ…

Еще недавно грузовики без проблем жили на конвейере лет по десять и больше, а сегодня и вдвое меньшего срока достаточно, чтобы задуматься о фейслифтинге. «ИВЕКО-Стралис» дебютировал в конце 2002 года – самое время «подтянуть лицо».

Основные изменения коснулись кабины. Увеличилась площадь воздухозаборников системы охлаждения, появились интегральные светоблоки, багажные отсеки стали вместительнее на 60% и снабжены большими люками, измененный дизайн боковых стенок снизил аэродинамическое сопротивление на 2%. Разнесенные по высоте названия марки и модели освободили на капоте широкую полосу для названия компании-перевозчика – в борьбе за клиента нет мелочей.

Комфортабельнее стало и внутри: на 40 мм увеличена продольная регулировка водительского кресла и на 15% – вместительность боксов для мелких вещей, применены улучшенные материалы в отделке, стали просторнее спальные места.

Как и прежде, на выбор покупателю предлагают три варианта кабин. Короткая с низкой крышей носит индекс AD (Active Day) и подходит для поездок на малые и средние расстояния без ночевок в пути. Длинная AT (Active Time) с низкой или средней крышей имеет одно или два спальных места и предназначена для средних и длительных рейсов. Характерная особенность кабин AD и AT – сравнительно небольшая ширина 2280 мм, что заметно по сильно выступающим в стороны колесным аркам. Кроме того, здесь не очень высокий уровень пола и, как следствие, общая высота кабин – их можно опознать по двум горизонтальным прорезям на облицовке радиатора. Компактные размеры облегчают маневрирование в тесных местах, а также вход-выход водителю.

На вершине модельного ряда располагается наиболее высокая, с тремя прорезями на фальшрадиаторной решетке, и широкая (2480 мм) кабина AS3 (Active Space Cube). По форме она напоминает куб, что и отражает «кубическая степень» в индексе. Здесь модернизация наиболее радикальна – измененная форма крыши и выштамповка в задней стенке позволили увеличить внутреннюю высоту на 95 мм (расстояние до потолка теперь 2145 мм) и длину на 90 мм. Как следствие, внутренний объем вырос на целых 1,8 кубометра! Спальные места стали просторнее и учитывают возможную разницу в комплекции водителей: верхнее, размером 1940х784, предназначено для упитанных крепышей, на нижнем 2020х746 будет удобно долговязым. Внизу возможны три варианта конструкции: цельная кровать с выдвижным столитровым контейнером, с встроенным пассажирским сиденьем и раскладным столиком в средней части. Есть исполнения для двух или одного водителя – в последнем случае полноценное правое кресло отсутствует, а сиденье для отдыха раскладывается из единственного нижнего спального места. Для двухэтажных автовозов и других специфических надстроек кабину AS3 выпускают и с низкой крышей.

…СИЛЬНЫЕ…

Механическая начинка грузовиков обновилась незначительно – здесь вполне уместно говорить об эволюции. Шестицилиндровые рядные двигатели «Курсор» (Cursor) объемом 8, 10 и 13 литров, которым в следующем году исполняется десять лет, отлично себя зарекомендовали и в замене пока не нуждаются. Изменением регулировок им чуть добавили мощности, минимальная планка поднялась от 270 до 310 л.с., максимум – с 540 до 560 л.с. Оптимизация процесса сгорания, установка новых насос-форсунок, развивающих давление до 2000 бар, и увеличение количества мочевины (в среднем с 4 до 6% от объема топлива), впрыскиваемой в выпускной тракт, позволили двигателям не только уложиться в нормы токсичности Евро V, но и стать экономичнее на 2–5%. Периодичность обслуживания двигателя – 150 тыс. км, хотя в России ее, скорее всего, уменьшат раза в полтора. Учитывая, что модельный ряд «стралисов» включает машины полной массой от 19 до 44 т, на более легкие модификации с кабинами AT и AD ставят лишь моторы 8 и 10 л, а на тяжеловозы с кабиной AS3, соответственно, 10 и 13 л.

Автомобили выпускают в вариантах шасси или седельный тягач с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4 и даже 8х2. Причем для тягача 4х2 возможны исполнения с низкой рамой (Low Tractor), с двухступенчатой главной парой (HR), с усиленным шасси (RR). Тягач 6х2 может быть оборудован управляемой средней осью, подъемной или управляемой третьей осью с одно- или двускатной ошиновкой. Подвеска — обычная или регулируемая пневматическая. Широк выбор коробок передач: механические ZF с 9 или 16 ступенями, удобный для езды с частыми остановками автоматический «Аллисон» (Allison), роботизированный 12-ступенчатый «ЕвроТроник» (Euro Tronic). Всего же набирается более 500 модификаций и 6500 разнообразных вариантов.

…УМНЫЕ

«Стралис» насыщен самыми передовыми решениями и технологиями. Это и дисковые тормоза, и система стабилизации ESP, и мультиплексная электропроводка, позволившая на 45% снизить количество проводов. Нажимая педаль тормоза, водитель лишь задает желательное замедление, а электроника самостоятельно включает декомпрессионный тормоз ITB (Iveco Turbo Brake), способный поглотить мощность до 415 л.с., регулирует давление в тормозной системе тягача и прицепа. В списке дополнительного оборудования – гидродинамический интардер ZF второго поколения, система помощи при троганье в подъем Hill Holder, адаптивный круиз-контроль АСС (Adaptive Cruise Control), система контроля полосы движения LDWS (Lane Departure Warning System).

И УЖЕ В РОССИИ

Обновленный «Стралис» подорожал на 3–5%. В России заказы начали принимать в июне, причем со сравнительно недорогой, но достаточно вместительной кабиной AT. А вот на комфортабельную AS в прошлом году пришлось лишь 15% – учитывая, что в Европе ее предпочитают 50% покупателей, можно полагать, что мы тоже будем медленно дрейфовать к этой цифре.

Подпишитесь на «За рулем» в