Надежно едешь – первым будешь

Марафон - 60 часов "За рулем", начало. Выявляем самый надежный и выносливый автомобиль.

ЧТО КУПИТЬ, КОМУ «ПРОДАТЬСЯ»

Едва мы анонсировали очередное первенство заводской марки в интернете, нам принялись навешивать ярлыки: авторы примерно половины отзывов утверждали, что журнал продан китайцам, оставшиеся считали ЗР подразделением ВАЗа. Друзья, «За рулем» не продается: нас интересует надежность и выносливость участников марафона; только в этом смысле мы будем «подкуплены» победителем. Кто им станет – узнаем лишь через честные 60 часов…

Претенденты названы в прошлом номере ЗР: это новые российские машины из Тольятти, Калининграда и Набережных Челнов. Все недавно вышли на рынок, все имеют на него серьезные виды, все «играют» в самом массовом секторе.

ПЕРЕД СТАРТОМ

«Ладу-Приора» мы обнаружили в свободной продаже. Дополнительно заплатили за «музыку» и сигнализацию (11 500 руб.).

Через 2000 км, после аккуратной обкатки – вновь к дилеру. Плановое ТО неисправностей не выявило и стоило 6130 рублей. Расходники, необходимые для состязания, нам положили в багажник.

По дороге на полигон «Приора» выкинула коленце: выпал «бардачок» (беглеца вернули на место) и потекла охлаждающая жидкость – хомут подрезал один из шлангов. Патрубок «печки» посадили поглубже, закрепили хорошим хомутом и вывели машину на старт.

«Чери-Фора» белого (как оказалось, дефицитного) цвета пришлось пару недель ждать. Установили сигнализацию – 19 850 руб.

Сразу по выезде из автосалона появилась неисправность: после нескольких подряд торможений передние колеса не всегда сразу растормаживались. Плановое обслуживание при пробеге 2000 км оказалось самым дорогим – 6750 руб. За устранение заводского дефекта в настройке тормозной системы с нас взяли 280 рублей. Через неделю пригласили бесплатно заменить датчик ABS: наша «Фора» оказалась одной из дюжины в списке на отзыв по заводскому браку. Комплект расходных материалов собрать не удалось: стартовали без запасных ремня генератора и колесных гаек (новая модель, пока не заказывали – пояснили на СТО).

«ФИАТ-Албеа» – единственный из трех предоставляет выбор комплектаций. Остановились на дорогой: вторая подушка безопасности и ABS совсем не лишние! Если не готовы ездить без «музыки» и сигнализации, готовьтесь к расходам. Нам пришлось заплатить дилеру… 36 000 руб. На законный вопрос – почему так дорого? – ответили, что, например, не всякие динамики встают на штатные места, а подходят только конкретные по «конкретной» цене.

Первое обслуживание «Албеа» предусмотрено только через 15 тыс. км. Тем не менее в рамках подготовки к Первенству мы через 2000 км заменили масло и фильтр: рекомендованная СТО запросила всего 1650 рублей и 1,5 часа времени. Ни ремня генератора, ни свечей в запас тут предложить не смогли.

Внимательный осмотр выявил досадные мелочи. На самом видном месте в креплении заднего бампера не хватает оригинального болтика, задняя полка после установки динамиков лишилась всех пистонов...

Осталось напомнить, что для объективности, удобства и безопасности автомобили переобуты в шины одной модели (нашим традиционным партнером выступает «Мишлен»), а в баках плещется АИ-95 «Экто» (все заправки обеспечивает «ЛУКОЙЛ»). Итак, день первый, 9:30 утра… Старт!

МЕЖДУ «ФОРОЙ» И «ПРИОРОЙ»

Соперничество «китайца» и «россиянина» – интрига четырех дней марафона. У одного заметно мощнее двигатель, четче руль, точнее коробка передач. Другой вооружен скромнее, но гораздо лучше доведен по аэродинамике и подвеске. В результате по мере окончательной обкатки шин и моторов разница на 14-километровом круге составляла всего лишь 1–2 секунды в пользу «Чери» с ее лучше приспособленным к затяжным подъемам двигателем. А вот ФИАТ, оказавшийся на 25 км/ч медленнее соперников, водители рассматривали как возможность отдохнуть.

«Ладе-Приора» определенно на пользу пошли усилитель руля, модернизированные тормоза, улучшенная шумоизоляция. При всех недостатках «десятого» шасси этот автомобиль на фоне «китайца» выглядел лучше приспособленным для скоростного вождения. Уверенней преодолевал неровности, меньше рыскал. Вот только быстро, одним движением руля объехать скол асфальта на «Ладе» по-прежнему нельзя. Нужно все делать заранее, в противном случае машина просто не среагирует на ваши действия.

Двигатель куда резвее прежних вазовских. Но честное слово, готовы пожертвовать мощностью ради более удобных сидений (нынешние просто отвратительны – приходится держаться за руль в поворотах не ради выбора траектории, а чтобы не выпасть из седла), лучшей вентиляции, легкой педали акселератора, не говоря уже об управляемости: тут нужна основательная модернизация. Но главное, что раздражало – качество: вывалившийся «бардачок», инородное тело в бензонасосе, порванные чехлы ШРУСов.

…На третий день подала голос коробка «Приоры». На холостом ходу в «нейтрали» раздавалось постукивание, прекращавшееся после выжима сцепления. Предварительный диагноз – «кончается» подшипник первичного вала коробки.

В середине четвертого дня казалось, что ситуация стабилизировалась и коробка передач доживет-таки до финиша. Машина ушла на очередной этап… и вот на пит-стоп залетает «Фора» с сообщением: «Лада» встала на трассе!… Вернулась она уже на буксире, причем характер поломки дал понять, что ремонт возможен только в специализированном сервисе. Сход с дистанции! Место «Приоры» в Первенстве определено: кто-то назовет его третьим, кто-то последним.

«Чери-Фора», словно фигуристая блондинка, совершала массу интригующих телодвижений при средней скорости движения за 180 км/ч. Шасси не приспособлено для столь высоких скоростей: несогласованная кинематика передней и задней подвесок дополнена довольно резким рулевым управлением. Добавим высокую посадку азиатского таксиста, вплотную придвинутого к лежащему на коленях рулю, вибрирующее при троганье сцепление, невнятные и легко перегревающиеся тормоза. А еще – плотные «кожаные» сиденья, оставляющие белые разводы на рубахах и, пардон, брюках. Из яркого, положительного остается отметить удобные двигатель и климатическую установку, внятную коробку передач.

Впрочем, главное в Первенстве – надежность. Мы пока не считаем неисправностью нечеткую работу синхронизатора (при резком переходе с четвертой на третью передачу иногда «хрюкало») – гонке это не мешало, а в штатных режимах звука не слышно. «Фора» взяла реванш за прошлогодний проигрыш «Амулета», без единой поломки выдержав 60-часовой марафон. Комментировать можно долго (посетители сайта zr.ru развернули целую дискуссию про все китайское), но важно не потерять результат: ноль штрафных минут!

ТИШЕ ЕДЕШЬ…

Когда прошел первый кураж, вдруг выяснилось, что «ФИАТ-Албеа» не так уж скучен и пресен, даже на фоне разношерстных конкурентов. Да, вылезая из него, тоже приходилось разминать затекшее тело – сказывался неудобный профиль сиденья. Его двигатель слабоват (впрочем, кому как), а управляемость начисто лишена изюминок. Однако есть в этой машине именно то, чего так не хватает остальным – выверенный баланс важнейших качеств.

Конечно, многое в ФИАТе далеко от идеала. Например, система вентиляции с очень низко расположенными воздуходувами или комбинация приборов – невозможно сразу прочитать значение скорости из-за сливающихся цифр и рисок. Возможно, слабовата и коробка передач, точнее, синхронизатор четвертой, который под конец тоже временами хрюкал при переключении с пятой. Дефектом не считаем, аргументы см. выше. Кстати, в пылу борьбы за максимальную скорость ФИАТ позволял двигаться на высшей ступени только под уклон; его соперники всю дорогу развивали максималку именно на пятой, давая отдых остальным деталям коробки. В общем, штрафных очков и у «Албеа» – ноль.

КТО ЖЕ ПЕРВЫЙ?

Шестьдесят кругов отсчитали стрелки часов; к финишу торжественно прибыли две машины. М-да, вот задача: кто же победил? По основному показателю – неисправностям во время марафона и времени на их устранение – «Чери» и ФИАТ равны. Они надежны, и это большой плюс. Пройдемся по минусам: при определении призовых мест учтем мнения водителей, подготовку машин и прочие детали.

Итак, «Фора»: дефект тормозов, выявленный при обкатке, частое и недешевое ТО (каждые 10 тыс. км). Все водители отмечают негативные особенности управления и неудобную посадку. Происхождение машины впору определить на спор, с закрытыми глазами…

«Албеа» не хватает тщательности; огрехи сборки хоть и ничтожны, все же не стыкуются с образом иномарки. Скорее, их простили бы «китайцу». Дорогое дооборудование отчасти искупает нормальная периодичность ТО. К поведению машины замечаний нет: родословную чувствуешь «через сиденье» – все водители поставили ФИАТ на первое место. За ним лидерство и остается: поздравляем надежный и выносливый автомобиль с заслуженной победой!

Начальный дефект тормозов стал главным фактором, определившим место «Форы». Это не проигрыш, вторая позиция – прекрасный результат. Третье место заранее заняла «Приора»: без обид, господа, качество надо подтягивать!

Наше Первенство – по сути учение перед серьезным боем, который поведут новые машины с уже опытными, закаленными конкурентами. Ведь не всегда рынок будет таким горячим: за покупателя предстоит сражение, и выиграет тот, кто предложит лучшее качество. То, что проблемы видны уже сейчас, производитель может обернуть во благо. Собственно, это мы и видим основной задачей Первенства: найти недостатки, если таковые есть, обратить на них внимание завода, потребовать от лица потребителей их исправить.

Для этого мы и проезжаем за 60 часов несколько тысяч километров: выдержал гонку – честь и хвала, эту технику можно рекомендовать потребителю. Проиграл – посмотрим, как автомобиль будет «исправляться», как отреагирует производитель. Специально опорочить какую-то модель? Боже упаси. Мы, как потребители, всего-навсего хотим иметь надежный продукт высокого качества.

Собственно, на другой товар просто не будет спроса…

КОММЕНТАРИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Рустам Акиниязов, заместитель директора по массовым коммуникациям «ГРУППЫ АВТОВАЗ»

Дефектная коробка передач была доставлена в Тольятти и тщательно изучена в заводских условиях. Причина отказа – разрушение заднего подшипника первичного вала. Очевидно, подшипник не выдержал экстремальных нагрузок, возникших при многочасовом движении в режиме максимальной скорости. С высокой степенью уверенности можно утверждать, что данный дефект не проявится в обычной эксплуатации автомобиля LADA Priora. Однако, чтобы исключить даже малую вероятность повторения подобных отказов, в технологический процесс оперативно внесены изменения – в коробку передач автомобилей LADA Priora теперь будут устанавливаться задние подшипники первичного вала увеличенной несущей способности.

«60 ЧАСОВ ЗА РУЛЕМ»: РЕГЛАМЕНТ

Цель – оценить выносливость автомобилей; способ – наибольший пробег за минимальное время. Чтобы сопоставлять машины с разными скоростными возможностями, мы решили задавать не километраж, а одинаковое время – 60 часов. Пять дней примерно по 12 часов испытуемые двигаются по скоростному кольцу автополигона (протяженность 14,1 км) с максимально возможной скоростью. Фиксируется время в движении, длительность остановок для дозаправки и смены водителей и, главное, неисправности и внеплановые «пит-стопы» для их устранения. Победит тот, которому ремонт не потребуется вовсе или займет минимальное время – то есть самый надежный и выносливый.

Длительность одной остановки для ремонта – не более 60 минут. Если по истечении часа неисправность не удается устранить и автомобиль не может продолжить движение, он дисквалифицируется.

Список доступных запчастей и расходных материалов ограничен – ремень генератора, лампы, свечи, шины. Во время стоянки вне хронометража разрешается устранять дефекты, не влияющие на безопасность и скорость движения, доливать масло и охлаждающую жидкость.

КОММЕНТАРИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Александр Аллилуев, руководитель отдела послепродажного сопровождения ЗАО «Чери Автомобили Рус»

Второй год подряд автомобили компании CHERY принимают участие в Первенстве заводской марки «60 часов «За рулем». Мы очень довольны результатами нынешних соревнований. Fora – самостоятельная разработка Инженерно-технического центра исследований и разработок компании CHERY (AERI): особое внимание уделялось активной и пассивной безопасности, эксплуатационным качествам, делающим автомобиль надежным в любой ситуации. Достойно выдержав все испытания и успешно финишировав в первенстве «60 часов ЗР», автомобиль подтвердил, что является хорошим примером соотношения цена-качество.

ПЕРВЕНСТВО В ЦИФРАХ

252 км, или 18 кругов обычно проезжал на одном баке водитель «Форы». На это ему требовалось чуть менее 80 минут; затем заправка (47–50 л) и смена водителей. «Приора» преодолевала на круг меньше, но и топливо потребляла скромнее: на каждом пит-стопе 36–38 л.

4:30–4:32 – среднее время прохождения 14-километрового круга для «Чери» и «Лады». Третьему сопернику требовалось на 50 с больше. За один заезд быстрые машины успевали обогнать ФИАТ по три раза.

20 кругов, то есть примерно 280 км держался до дозаправки ФИАТ; водитель «скучал» в нем примерно 1 ч 45 мин. На пит-стопах в бак заливали в среднем 42 л бензина.

4971 литр первосортного «лукойловского» бензина АИ-95 «Экто» израсходовали три машины за проведенные на скоростном кольце полигона пять дней. Обычно на дозаправку уходило две-три минуты, а всего «у шланга» машины вместе провели без малого пять часов.

28 853 км – суммарный пробег трех автомобилей-участников. На каждого водителя в среднем пришлось по 2623 км, или 525 км на максимальной скорости ежедневно.

91 дБА – таков максимальный уровень шума в салоне («Фора» на стыках дорожного полотна); ФИАТ нашумел на 86 дБА, «Приора», преждевременно сойдя с дистанции, избежала замеров. Наружный шум примерно на том же уровне. Для справки: от души чихнув рядом с микрофоном, один из авторов зафиксировал 97 дБА.

КОММЕНТАРИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Сергей Ильинский, PR-менеджер ОАО «Северсталь-Авто»

Признаться, сложно переоценить труд, который проделали испытатели ЗР в ходе этого испытания. Его результаты интересны для всех: нам очень важно вести историю модели с самого начала ее производства в России, а потребителю – получать полную информацию о надежности машины, которую в течение пяти дней испытывали в самых жестких условиях. Мы полностью удовлетворены поведением «ФИАТ-Албеа»: он доказал свою полную приспособленность к непростым условиям российских дорог. Приятно также констатировать, что потребитель по достоинству оценил автомобиль – за восемь месяцев с начала производства в России продано уже свыше 10 000 «ФИАТ-Албеа».

Как всегда, представляем сотрудников редакции, которые подготовили и провели Первенство марки-2007, и предлагаем вам потренировать память и наблюдательность: отгадайте, кто где? Всех вы могли видеть на страницах журнала. Правда, без шлемов…

Подпишитесь на «За рулем» в