Наказ избирателя

Наказ избирателя

ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ

О работе Государственной Думы легко судить по... парковкам, которые устроили себе народные избранники. Со стороны Манежной площади, в самом центре города депутатам отгородили аж три полноценных ряда под персональный паркинг. И это только с внешней, лицевой стороны здания. Георгиевский переулок, куда выходит заднее крыльцо, и вовсе закрыт для проезда. Десятки водителей депутатских черных «волг», БМВ и прочих «персоналок» исходят от безделья в ожидании приказа мчать невесть куда — исключительно, конечно, с целью заботы о благе народном.

Увы, пытаясь найти за громкими выступлениями депутатского корпуса реальные дела и законы, принятые во благо автомобилистов страны, убеждаешься, что за четыре года работы 4-й Государственной Думы сделано ничтожно мало.

ДОРОГИ БЕЗ ЗАКОНА

В последние месяцы о дорогах говорят политики всех уровней, цитируют страшные цифры. Тем не менее дальше слов и призывов разобраться (если не с дураками, то хотя бы с дорогами) дело не идет. И за четыре года работы депутаты так и не смогли принять главный закон автодорожной жизни, на основании которого можно потом строить всю стратегию.

— На мой взгляд, именно от того, что у нас до сих пор нет закона об автомобильных дорогах, буксует все законотворчество в этой области, — уверен депутат Государственной Думы, заместитель председателя экспертного совета по вопросам дорожного строительства Леонид Хвоинский. — Президент России поручил принять закон об автодорогах до 1 марта нынешнего года. И что же — проект не был даже внесен на рассмотрение Госдумы! Я не снимаю вины с народных депутатов, но этот проект должны были подготовить в правительстве. В итоге — все сроки прошли...

У этого законопроекта — долгая и печальная судьба. Предыдущий вариант был отклонен президентом еще... в прошлом веке! В 1999 году он не прошел третье чтение и был отложен на целых семь лет. В итоге мы до сих пор живем по законам, принятым частично еще при СССР!

— Группа депутатов проявила инициативу — внесла свой законопроект «Об автомобильных дорогах в РФ», — рассказывает Л. Хвоинский. — Надеюсь, мы в ближайшее время сумеем принять этот важнейший для экономики закон. Если это произойдет, я не зря работал четыре года в Думе.

Говорить, что Дума вовсе игнорировала дорожные проблемы, было бы, разумеется, неправдой.

— Большая заслуга депутатов в том, что постоянно привлекали общественное внимание к дорожной проблеме, — считает Хвоинский. — По сравнению с прошлым годом финансирование дорожного строительства увеличилось в 1,5 раза и составило 200 млрд. рублей. Плюс к этому 30 млрд. «целевых» средств на строительство автомагистралей. То есть уже в нынешнем году дорожный бюджет составляет более 220 миллиардов! А в 2008-м на дороги заложено почти 285 млрд. рублей. Для сравнения: в 2006-м было выделено только 138 млрд. руб. Но не стоит впадать в эйфорию. Расходы на дороги составляют примерно 1% от ВВП, что явно недостаточно.

АСФАЛЬТ НА ЛЬДУ

Интересно, что исполнение уже принятых законов тормозят правительственные чиновники. Например, в этом году на шесть месяцев фактически были заморожены уже выделенные 90 миллиардов рублей. Правительство не могло до июня выработать систему распределения этих бюджетных средств. В итоге до строителей эти деньги дойдут в лучшем случае в сентябре. А это значит, что на севере опять асфальт будет уложен в замерзшую воду, а по весне дорога окажется непригодной к эксплуатации...

Любопытная деталь. Она касается законопроекта о платных дорогах, который поступил в Госдуму этой весной. Еще не был внесен закон об автомобильных дорогах, а уже планировалось рассмотрение проекта о платных!

— Телега не должна быть впереди лошади, — считает Л. Хвоинский. — Платные дороги имеют право на существование, но не решат транспортные проблемы России. Даже в странах с великолепной дорожной сетью они составляют не более 2%...

БУДУЩЕЕ В ПЕЧАЛЬНЫХ ТОНАХ

Смешно сказать, но нововведения, хоть как-то облегчившие жизнь водителей и владельцев автомобилей, можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и то речь идет не о новых законах, а о внесении изменений в уже существующие. Пример — ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде. Именно депутаты нынешнего созыва постановили отбирать за это права — раньше можно было отделаться штрафом. Впрочем, решив карать пьяниц, севших за руль, депутаты так и не пришли к выводу, кого считать нетрезвым — законодательно состояние опьянения не определено.

Другой пример: законодатели обязали ГИБДД указывать банковские реквизиты на квитанции о штрафах. В какой-то мере это облегчило автовладельцам жизнь. Еще ужесточили наказания за незаконное использование спецсигналов. И, разумеется, красивый ход — отмена «флаговых» номеров и существенное снижение числа спецномеров — с 7000 до 1000.

— Но все эти достижения незаметны на фоне нерешенных проблем, — считает депутат Государственной Думы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Более того, приняты законы, осложнившие жизнь простых автомобилистов, увеличившие их повседневные расходы. Но главное, что на фоне того, как общество болезненно переживает катастрофическое положение в сфере безопасности движения, ни правительство (в лице МВД), ни Госдума ничего не предпринимают...

Тут совершенно очевидно нужен целый ряд мер. Во-первых, реформировать систему обеспечения безопасности на дорогах. Во-вторых, ужесточить ответственность сотрудников ГИБДД. И только в-третьих, говорить об усилении ответственности участников движения.

— Но сильнейшее «милицейское» лобби тормозит реформу ГИБДД, — уверен В. Похмелкин. — С другой стороны, накануне выборов и депутаты не хотят принимать законы, затрагивающие интересы простых избирателей. Выражаясь шахматным термином, мы оказались в цугцванге — каждое следующее решение будет усугублять нынешнее положение дел на дорогах...

СОЮЗ ГОСУДАРСТВА И КАПИТАЛА

Отдельный блок «недоделанных» законов касается ОСАГО. Принятый в сыром, несовершенном виде закон должен был пойти на благо автомобилистам. Но только в случае принятия поправок, касающихся размеров оплаты обязательного страхования, процедуры выплат, технологии фиксирования ДТП и т.д. Увы, существенных изменений в закон так и не внесли.

— Это тоже деятельность лоббистов. Только — страховых, — рассуждает В. Похмелкин. — Страховые компании успешно тормозят любые поправки, которые могут затронуть их интересы. Поэтому не принят «европейский протокол», растут коэффициенты к страховым тарифам, не решается вопрос о полисе выходного дня, о повышении выплат в случае гибели человека в ДТП.

— Вообще, тенденцию законодательной деятельности в области автомобильной жизни я бы охарактеризовал как ущемление прав большинства во имя интересов меньшинства, — подытоживает В. Похмелкин. — Большинство — это неуклонно растущая армия автомобилистов. А законы, которые принимает Госдума, служат интересам бюрократических структур и крупного бизнеса. И, увы, это печальный итог работы Думы этого созыва.

К сожалению, прогнозы в отношении Государственной Думы следующего созыва или очень осторожные, или пессимистические, ведь выступать ее депутаты смогут только от имени своих партий, а не избирателей. Интересно, сколько еще полос Охотного ряда «отрежут» себе под паркинг следующие народные избранники?

Пытаясь найти за громкими выступлениями депутатского корпуса реальные дела и законы, принятые во благо автомобилистов страны, убеждаешься, что за четыре года работы Думы сделано ничтожно мало.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии