«Суперконтроль» для «Лансера»

«Суперконтроль» для «Лансера»

На «Мицубиси» разработали новую систему стабилизации S-AWC (Super All Wheel Control) для «Лансера Эволюшн». По сути, она объединила в одной системе управление уже существовавшими AYC (Active Yaw Control), ACD (Active Center Differential), ASC (Active Stabi-lity Control) и Sport ABS. Попробуем разобраться в дебрях этих аббревиатур.

Так же как двигатель с отклоняемой тягой позволяет новейшим истребителям выделывать в воздухе немыслимые ранее фигуры, так и современный автомобиль предоставляет небывалые возможности для управления тягой или тормозным моментом на каждом колесе в отдельности. Для этого в нем появились активный межосевой (ACD) и межколесный дифференциалы (AYC), позволяющие с помощью встроенных электромагнитных муфт и дополнительных редукторов почти произвольным образом распределять крутящий момент между колесами. (Система ASC могла управлять лишь общей тягой двигателя и тормозами каждого из колес.) Но кто будет командовать этими устройствами? Водителю вполне хватает руля и педалей, обременять его дополнительными регуляторами нереально. Но это и не нужно: динамика автомобиля настолько хорошо изучена, что любые уравнения в мгновение ока решит специальный контроллер, обрабатывающий информацию от многочисленных датчиков, чувствующих и проскальзывание колес, и начало заноса, и несоответствие реальной траектории автомобиля выбранной водителем. Собственно говоря, этот контроллер вместе с заложенной в него программой, датчиками и исполнительными устройствами (те самые дифференциалы и тормоза) и есть система стабилизации S-AWC (слово «супер» оставим на совести маркетологов).

Новая система может исправить довольно грубые ошибки водителя и вернуть автомобиль на нужную траекторию, но, конечно, в пределах законов физики. А лишние кнопки-рычажки у водителя все же появились. На них есть надписи Tarmac — для сухого асфальта, Gravel — для мокрого покрытия (или когда его нет вовсе) и Snow — для заснеженной дороги. Главное — не забыть включить нужный режим… Впрочем, если дело так пойдет и дальше, то скоро появится и сенсор, реагирующий на свойства покрытия.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии