Пиратский причал

Пиратский причал

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

Обожаю смотреть старые фильмы, отображавшие методом соцреализма быт и жизнь граждан СССР 60–80-х годов прошлого века. Вот хрестоматийная панорама тех лет: широкий проспект, на фоне ослепительно белой разметки неспешно катят пять-шесть легковушек и пара автобусов, а у бордюра свободно припаркован грузовик с надписью «МосМебель». Душа поет! А сегодня? Разметки из-за плотного потока просто не видно, мебельный грузовик давно списан, а вдоль проспекта – стихийная парковка, частично огороженная кокетливыми столбиками.

О незаконных парковках, устроенных вдоль улиц и проспектов некоторыми нашими предприимчивыми гражданами, а также о методах борьбы с ними мы писали не раз. Однако, похоже, тема эта – бесконечна. А теперь пошло новое поветрие: каждое учреждение (контора, банк, ресторан и т.д.) стремится огородить кусочек прилегающей территории, застолбить место под солнцем. В некоторых, особо запущенных случаях этот кусочек асфальта стережет дядька в костюме или камуфляже. (Вообще, если посчитать, сколько таких служивых охраняют по всей стране «островки частной собственности» – волосы дыбом встанут! Говорят, у нас в охране трудятся больше 2 млн. человек; но это – другая тема.)

Итак, я решил проехать по улицам нашего города и попытаться пришвартоваться у банков, магазинов или ресторанов.

ПРОТИВ ЛОМА – ЕСТЬ ПРИЕМЫ!

Выруливаем на Садовое кольцо и сразу натыкаемся на одну из таких парковок: перед рестораном огорожен целый ряд для любителей вкусно и дорого поесть. Включаю поворотник и пытаюсь припарковаться. Навстречу мне бежит охранник.

– Вы в ресторан?

– Нет, я в соседний дом… – начинаю было я, но охранник перебивает.

– Тогда нельзя.

– А где же мне остановиться?

– Не знаю, у нас нельзя, места только для посетителей ресторана!

И ведь буквально грудью готов стать на защиту капиталистической собственности! Ладно, Москва большая; пробую припарковаться чуть дальше возле этого же дома – у небольшого банка. Только я «нарисовался», как из дверей выходит дядя в пиджаке с «клопом» рации в ухе. Выхожу из машины, убираю столбики с цепями, ставлю автомобиль к бордюру. «Пиджак» с достоинством подходит ко мне:

– Вы клиент банка?

– Нет, а в чем, собственно, дело?

– Увы, но вы должны покинуть нашу стоянку.

– Но здесь же проезжая часть! Разве вы имеете право ее перегораживать?

– А вы надолго? – видимо, «пиджак» понял, что я так просто не сдамся.

– Не знаю, как получится, – смело ответил я и пошел прочь от машины. И никто за мной не побежал и вслед не выстрелил. С полчаса покружил рядышком, но боязнь за сохранность автомобиля не давала покоя. В общем, забрал машину и поехал экспериментировать дальше.

В итоге за один рабочий день меня 15 раз не пустили на «банковские» стоянки, 7 раз на иные «офисные», дважды – на ресторанные. На одном самостийном парковочном пятачке, аккурат под знаком «Стоянка запрещена», был грубо послан по всем известному адресу с обещанием «спустить колеса». Три раза я нагло ставил машину на чье-то огороженное место. Впрочем, почему же нагло? Дороги-то у нас пока общего пользования! Но при этом сколько по Москве разбросано, так сказать, муниципальных платных парковок? Не густо, однако. Во дворах, кстати, ситуация ничуть не легче. Оттого и множатся столбы с цепями и прочими загородками. Недавно увидел в соседнем дворе даже автоматический шлагбаум! И табличку на нем – мол, если вы «скорая», милиция или «горгаз», обращайтесь в такую-то квартиру. Остальным – просьба не беспокоить.

На мой взгляд, городские власти абсолютно не беспокоятся о самозахватах проезжей части коммерческими структурами. Или офисные стоянки появляются с их непосредственного разрешения? Ведь речь идет не о муниципальных (считай, государственных) платных парковках, а о самовольно устраиваемых стоянках!

Вспоминают же власти об этой проблеме, только когда что-то случится. Еще на памяти пожар в офисном здании во Владивостоке. Там из-за припаркованных автомобилей пожарные не смогли вплотную подъехать к горящему дому – погибли люди. После этого дикого случая брандмейстеры даже провели пикет, пытаясь обратить внимание властей на проблему.

Совсем недавно мэрия Москвы отчиталась о том, что «пресекла деятельность 30 нелегальных паркингов»; демонтировано 80 незаконных ограждений. Аналогичные рейды прошли и в других российских городах – от Липецка до Екатеринбурга. Только вот иначе чем показухой такие акции назвать нельзя. Пока органы власти не возьмут под постоянный и строгий контроль ситуацию с самовольными парковками, пока ГИБДД не будет исполнять свои прямые обязанности, дороги наших городов будут превращать в одну большую стоянку. Ведь каждый может подумать: а чем я хуже соседнего банка, который уже отгородил себе скромную парковочку? Тем более что никого и не наказывают!

Понятно, что автомобилизация нашей страны идет небывалыми темпами, чего не скажешь о строительстве гаражей и паркингов. Что делать? Ждать, пока мэрия вашего города проведет очередной рейд? Мы решили для начала объявить войну «диким стоянкам» вблизи редакции. Пока подали несколько жалоб на самые разные офисы, которые организовали стоянки на проезжей части; о результатах обязательно расскажем в ближайших номерах. Иначе скоро у нас и дорог не останется вовсе.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как бороться с незаконными парковками, рассказывает заведующий отделом правовой информации ЗР Сергей Смирнов.

Согласно Конституции России и Закону «О безопасности дорожного движения», ограничить свободу перемещения по дороге могут только органы исполнительной власти. Коммерческие структуры такого права лишены!

За незаконное ограничение прав на управление транспортным средством виновное лицо может быть оштрафовано по статье 12.35 КоАП РФ. Пусть сумма и небольшая (для обычных граждан – 200–500 рублей, для должностных лиц – 1000–2000 рублей), но воспитательный эффект, думаю, будет. Кроме того, с нового года штрафы увеличатся (для граждан – до 2 тыс. рублей, для должностных лиц – до 20 тысяч). Чтобы столбики с цепями исчезли с наших улиц, рекомендую следующее.

Надо написать заявление в свободной форме: по адресу такому-то установлены ограждения на проезжей части, что не дает вам возможности припарковаться у места работы (или жительства), мешает проезду, а также создает угрозу заторов, в случае же чрезвычайных ситуаций будет помехой для проезда спецтранспорта. Поэтому прошу принять меры для ликвидации самовольных стоянок и привлечения к ответственности виновных лиц.

Чтобы на ваше заявление отреагировали, рекомендую адресовать его трем получателям: 1) отделу организации дорожного движения ГИБДД того округа, на территории которого функционируют стоянки; 2) органу исполнительной власти, на территории которого находятся эти стоянки (управа, муниципалитет, префектура и пр.); 3) подразделению городского (районного) органа исполнительной власти, курирующего вопросы дорожного хозяйства (в Москве это департамент транспорта и связи).

Зачем столько адресатов? Если написать только в ГИБДД, можете получить формальную отписку – дескать, все проверили, ответственные наказаны или, скорее всего, «данные не подтвердились». Если писать только в префектуру (управу, муниципалитет), то вообще можно никогда не дождаться ответа, ведь многие стоянки подобного рода существуют с молчаливого согласия местных властей. К заявлениям желательно приложить фотографии. В течение месяца вам должны дать ответ, а результат сами сможете увидеть. Если не поможет, обращайтесь в прокуратуру с заявлением о бездействии должностных лиц. И – удачи!

За один рабочий день автора 15 раз не пустили на «банковские» стоянки, 7 раз на иные «офисные», дважды – на ресторанные.

Если городские органы власти и ГИБДД не возьмут под строгий контроль ситуацию с самовольными парковками, улицы скоро превратятся в одну большую стоянку.

Телефоны в Москве: Департамент транспорта и связи г. Москвы (495) 957-05-22.

Отдел дорожной инспекции и организации дорожного движения ГУВД г. Москвы (495) 625-12-93.

Подпишитесь на «За рулем» в