Нагородили

Нагородили

Горожане — люди нервные. Их постоянные спутники — стрессы, психозы и даже разного рода припадки. И все чаще нервных горожан, а особенно автомобилистов, тянет на природу, к березовым рощицам и извилистым тропинкам. Сентиментальность? Есть и другое объяснение.

К ЧЕМУ БЫ ПРИЦЕПИТЬСЯ?

Одна из причин — в особенностях нашего зрения. Глаз человека — самый активный из его органов чувств — устроен так, что постоянно должен за что-то цепляться взглядом, хотя бы два-три раза в секунду. Если же зацепиться не за что, глаз начинает метаться туда-сюда в поисках точки опоры, вызывая общее ощущение дискомфорта. Это — медицинский факт.

При чем тут город? А при том, что человек, променявший избушку на квартиру, добровольно и сознательно обрек себя на существование в мире правильных геометрических форм, отказавшись от дубрав и плесов в пользу прямых углов и параллелепипедов. Вдвойне это относится к человеку за рулем: его родной пейзаж дополнен трейлерами, шумозащитными экранами, ограждениями. Такая визуальная среда резко отличается от естественной, природной. Глаз как бы проваливается в бездну, словно нога в трясину. Вот почему все упомянутые стрессы и психозы зачастую имеют вполне материальное объяснение.

Что видит за окном городской водитель? Нагрузка на его зрение и так чрезвычайно велика, а тут чуть ли не любая картинка «царапает» ему глаза! Основную опасность представляют два типа таких картинок — их называют соответственно гомогенными и агрессивными. Гомогенная — та, на которой вообще ничего нет: от безликой голой стены вдоль трассы до маячащей перед носом темной громады фуры. Агрессивная, напротив, испещрена множеством равномерно расположенных одинаковых элементов — будь то рифленые шумозащитные экраны или длиннющие новостройки с сотнями одинаковых окошек. Но эффект от обеих картинок по сути один — глаз мечется по всем направлениям, не находя передышки.

А что же водитель? Он в итоге срывается, иногда — даже в прямом смысле слова. Хорошо известен эпизод с водителем автобуса: у него случился припадок, вследствие которого машина сорвалась с моста. Произошло это в солнечный день, когда решетки моста имели максимальную контрастность, агрессивно воздействуя на глаза шофера. Столь же неприятные ощущения вызывают шумозащитные ограждения вдоль трассы: машина как бы ныряет в ущелье — агрессивное, чуждое водителю — отсюда и головокружения со всеми вытекающими последствиями.

НЕКРАСИВО — ЗНАЧИТ, НЕПРАВИЛЬНО!

Человек, отторгнутый от живой природы, лишается ее естественной красоты. Но нормально жить без этой красоты он не может! Архитекторы прошедших эпох, возводившие ограду Михайловского сада в Питере или особняк Морозова в Москве, интуитивно чувствовали верный тон. В их творениях нет ни агрессии, ни монотонности — глаз легко переходит с одной детали на другую, не вызывая у человека раздражения. К сожалению, искусство создавать комфортную визуальную среду оказалось принесено в жертву утилитарности, а чаще — чьей-то простой безграмотности.

Типичный пример — «ракушки»! Ведь многочисленные дискуссии вокруг них не в последнюю очередь вызваны их откровенным уродством, невольно раздражающим зрение горожан. То же относится к исторически нелюбимым пешеходами подземным переходам — люди инстинктивно избегают длинных коридоров, выложенных безликим кафелем. И даже загородный автобан вызывает у водителя дискомфорт, если по бокам дороги не мелькает ничего, кроме безразличных ко всему белой разметки и унылого отбойника…

Всенародно любимый вопрос «Что делать?» на этот раз не возникает — все достаточно понятно. В разрушаемой природе, в прямоугольной цивилизации нет красоты, а без красоты нет жизни. Все, что некрасиво — это тупик в развитии. Природа же подсказывает правильный путь развития — через красоту. Любой водитель невольно улыбается, когда после долгой езды по магистрали он наконец-то оказывается на дороге, окруженной лесом. А в городе тот же плющ легко поможет шумозащитному экрану избавиться от своей «агрессивности». К сожалению, человек нагородил столько уродливых сооружений, что большинству из них никакие озеленители уже не помогут. Впрочем, взгляните на фото и сделайте вывод сами.

А тем, кто считает наши опасения надуманными, напомним: еще несколько десятков лет назад слово «экология» было в ходу разве что среди узких специалистов. История повторяется?

ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ГЛАЗ

Образец оформления европейской площади маленького городка — никакой зрительной агрессии, прекрасные условия работы для водителей.

Во Франции сегодня тоже полным-полно стеклянных «коробок» и прочих параллелепипедов. Однако погоду делают такие вот улочки.

Ничем не примечательная, казалось бы, улочка Москвы будто излучает спокойствие. Визуальное поле, создаваемое старинным зданием, благоприятно для зрения. Где красота, там и безопасность — все просто.

На дороге такое, скорее всего, никогда не встретить — а жаль. Если вместо унылых гофрированных или гладких бортов трейлеры обретут подобное обличье, то и всем остальным водителям станет спокойнее.

ЭТО ПЛОХО ДЛЯ ГЛАЗ

Одно из самых жутких по зрительному восприятию мест в Москве — съезд с Кутузовского проспекта на Третье транспортное кольцо. Водителю — если, конечно, он не Терминатор с камерами вместо глаз — просто физически хочется отсюда вырваться!

Когда-то мы критиковали буржуазных фантастов, в мрачных красках описывавших будущее городов. Да, урбанизированная среда имеет много негативных факторов, но в последнее время визуальный фактор выходит на первое место.

Тот редкий случай, когда жалеешь об отсутствии… рекламы! Точнее, рекламных щитов — между прочим, именно они очень удачно «разбавили» облицовку эскалаторных тоннелей в метро! Должна же быть от рекламы хоть какая-то польза для окружающих…

Газетный переулок столицы — контраст борьбы добра со злом. За здание старой постройки глаз легко цепляется, а вот по стекляшке начинает «плавать». Современные здания не насыщены элементами — вместо разнообразного декора лишь прямые углы и большие плоскости.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии