Юрий Долматовский — конструктор, дизайнер, любимый автор

Юрий Долматовский — конструктор, дизайнер, любимый автор

Он начал публиковаться в «За рулем» с восемнадцати лет — в 1931 году, а последнее интервью для журнала дал в 1997-м, незадолго до кончины. За его плечами к тому времени — более шести десятилетий творческой деятельности. И какой многообразной! Любознательный, разносторонне образованный, чрезвычайно работоспособный, Долматовский проектировал оригинальные, опередившие свой век машины, преподавал, занимался исследованиями, написал более полутора десятков книг и сотни статей. Он рано научился водить автомобиль, получил, наряду с техническим, художественное образование: прекрасно рисовал, обладал тонким чувством формы. Широкий кругозор, владение иностранными языками помогали поддерживать творческие и дружеские отношения с зарубежными коллегами, находить единомышленников. Один из них, Луиджи Сегре в знак признания подарил коллективу НАМИ свой прототип «Селена», чья концепция весьма близка идеям Долматовского.

Популяризация автомобильных знаний привлекала его в не меньшей, а, быть может, даже в большей мере, чем научная стезя. В 50-70-е годы прошлого века трудно было представить наш журнал без многочисленных статей Юрия Ароновича, им же, кстати, отлично иллюстрированных. Их тематика чрезвычайно разнообразна. Например, в конце 50-х в стране зародился интерес к самодельным автомобилям — и Долматовский публикует в нескольких номерах «За рулем» серию «Автомобиль своими руками». Он увлекательно рассказывал о роли промышленного дизайна (в СССР предпочитали термин «техническая эстетика»), о перспективах электромобилей, охотно писал об истории автомобиля.

Надо сказать, литературная одаренность была фамильной чертой: младший брат Юрия, Евгений Долматовский — известный советский поэт, автор множества любимых народом песен.

С детства жадно впитывавший разнообразные знания, Юрий Аронович и свое творчество адресовал прежде всего молодежи. Школьники зачитывались его «Повестью об автомобиле», которая доступно рассказывала об истории, устройстве и многообразии замечательных машин (как недостает подобной книги нынешним подросткам!). Те, кто постарше, с увлечением читали о творчестве конструктора, судьбе машин необычной — вагонной компоновки, созданию которых Долматовский посвятил всю свою жизнь и книгу с примечательным названием «Мне нужен автомобиль». К сожалению, его книги ныне — библиографическая редкость, а сохранившиеся прототипы машин пылятся в запасниках музеев. Но многие читатели «За рулем» помнят его статьи и рисунки, а для редакции сотрудничество с этим интересным, незаурядным автором — одна из ярких страниц в истории журнала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии