Завтра туриста

Завтра туриста

]

Картинка из детства. Зимний вечер, метель. Загруженная «под пробку» белая «Волга-универсал» должна поставить точку в семейной эпопее с переездом. Таксист прыгает в промежуток между чемоданами и рулем, «Волга» пятится по двору к выезду и... застревает в снежном заносе. Пара визгливых рывков вперед-назад, и «баржа» днищем садится на мель. Водитель не хочет ее разгружать, мама — тем более. Добрый сосед находит в ночных сугробах проволочный каркас матраса и кладет под колесо. С первой же попытки каркас намертво наматывается на заднюю рессору. Я стою рядом, щурюсь от снега и света фар и внимательно слушаю незнакомые слова, которые выкрикивает соседу водитель...

Прошло больше 20 лет, и ГАЗ, наконец, сделал то, что выручило бы нас в далекий вечер. Конструкторы увеличили универсалу дорожный просвет, обули в 16-дюймовые широкие шины и снабдили дизелем ГАЗ-560. Автомобиль назвали «Турист», видимо, в честь энтузиастов автопутешествий, которые тонули на «Волгах» в разных живописных уголках России...

...Стандартная «Волга» самонадеянно полезла в песок, где только что не напрягаясь проехал «Турист». Казалось бы! Секунды, и я пережил «дежа вю» — вновь белый универсал сидит по самые бамперы. А «Турист» описал полукруг, переваливаясь через колеи, вернулся и победоносно затормозил рядом.

Впервые прототип явили публике пару лет назад. Но заводское начальство — в отличие от потенциальных покупателей — проявило к нему полное равнодушие. С приходом нового руководства «Турист» вновь «всплыл», и опять собрал немало хороших откликов посетителей MIMS 2002.

С главным конструктором по легковым автомобилям Сергеем Батьяновым мы побеседовали уже после моего знакомства с машиной. Батьянов заметил, что, в последнее время на ГАЗе чрезвычайно озаботились расширением легкового модельного ряда из подручных «Волг», и напрашивалась затея с универсалом. Тип кузова популярности на рынке не терял, а вот продажи нижегородского «вагона» не вдохновляли. Сергей Алексеевич объяснил это недостаточным уровнем комфорта, который за спинками впередисидящих падает до уровня 40-х годов. Но автомобиль вполне можно было улучшить малой кровью.

В целом речь шла о повышении универсальности и комфорта. Первоначально — об увеличении дорожного просвета и полном приводе. Чем, дескать, хуже всяких Audi Allroad и Volvo XC? Но вариант 4х4 не вязался с идеей дешевой модернизации. Отказались. А вот дизель поставили — навьюченному «Туристу» пригодились бы хороший момент на «низах» и экономичность. Но позвольте, ГАЗ-560 штука ведь тоже недешевая...

Даже если снять с крыши пластиковый «рюкзак» (дело, кстати, несложное), «Турист» со своими «атамановскими» шинами на хромированных дисках и зеркалами в цвет кузова будет смотреться куда круче стандартного универсала. Невооруженным взглядом видно, что улучшилась геометрическая проходимость. «Турист» должен был занять нишу как раз между стандартным универсалом и «Атаманами», а возможно и вытеснить прародителя. Ведь (помимо увеличенного просвета) он еще и более удобный перевозчик.

Другое дело

Синие циферблаты приборов, псевдодеревянные накладки и электростеклоподьемники — не более, чем парад для выступления на MIMS. Гораздо важнее то, что проделали в салоне.

Конструкторы решили: если мы что-то и меняем, то так, чтобы уложиться в стоимость упраздненного. Для начала из багажного отсека убрали третий ряд сидений. Это позволило сдвинуть второй ряд назад и вниз (ровно в то положение, где стоит заднее сиденье седана) и заменить спартанские лавки на полноценный диван. Пол багажного отсека опустили. «Запаске» больше негде стало прятаться, и она, закутавшись в чехол, прислонилась к стенке — как у многих американских внедорожников. Кому от всего этого стало лучше?

В первую очередь, сидящим сзади. Теперь посадка через задние дверцы гораздо проще, больше места и для ног. Диван пока не складывается — неудивительно, он ведь от седана. Так что выяснить предполагаемый прирост объема для груза в сравнении с обычной машиной не получилось. Зато удалось представить, как хозяин подтаскивает к хвосту «Туриста» чемодан с завтраками, рюкзаки со спальными мешками и любимого водолаза, поднимает дверь и... Машина «привстала», пол багажника понизился. А дверной-то проем остался прежним! Его порог превращает загрузку машины в настоящую физкультуру — животики у водителей исчезнут быстро. Кстати, как чувствует себя водитель «Туриста»?

В поход!

Сперва я освежил ощущения от обычной машины с 406-ым мотором. И сразу перепрыгнул в «Турист». Мне сверху видно... ну, не все, но получше. Например, бездорожье. Здесь приходится уповать на тяговитость дизеля. Благо ее хватает с запасом, даже тронуться с третьей — не проблема. Конечно, преодолеть топь «Туристу» не под силу, он все ж не джип. Но на «легко пересеченной» местности уверено продвинется гораздо дальше стандартной «Волги». Но и вытаскивать придется дольше.

А вот что касается асфальта... «Турист» неплохо разгоняется, но с ростом скорости начинает проигрывать в курсовой устойчивости, управляемости и плавности. Черт с ним, с шумным дизелем. Но возросла и раскачка, и крены уже на средних скоростях. Экземпляр попался с каким-то грандиозным люфтом руля, так что о том, что здесь еще и ГУР, пришлось пожалеть. Сзади стоят слабенькие рессоры от седана, что на пользу не пошло. Зато можно подоткнуть пятую и пилить, любуясь просторами. Экономия, опять же. Только подвеска отвлекает — дорожные неровности отдаются на кузов...

Так что же, «туризма» не вышло?

А ведь Батьянов готов на серьезные действия при условии, что машину одобрят для крупной серии. Вот тогда окажутся рентабельными и настройки подвески, и установка передней бесшкворневой, и подбор оптимальных шин, и установка заднего стабилизатора, и корректировка переднего. Даже проем пятой двери можно переделать! Главное, чтобы автомобиль покупали.

Так народ уже готов! Никакой имидж «баржи» не отвадит покупателя. И потенциал у прототипа есть. Многие предпочли бы купить машину поуниверсальнее. Даже если она дешевле лишь в сравнении с... хм, Audi Allroad. Но надо ждать решения руководства ГАЗа. Наступит ли завтра «Туриста»?

Фото автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии