Молодой да ранний

Молодой да ранний

К китайской продукции вообще и автомобильной в частности мы все еще относимся с высокомерным пренебрежением – дескать, по цене и качество. Тому есть объяснение: не надеясь продать более добротную, но и дорогую продукцию «made in China», к нам везут по большей части именно низкосортную дешевку.

Но Китай – это не только кустарные мастерские, джинсы по тридцать юаней и реликтовая техника, здесь построены заводы известных мировых производителей, витрины магазинов привлекают новейшей электроникой на любой вкус и кошелек, а на улицах, рядом с велосипедами – вполне современные машины, выпущенные здесь же. Ведь пошлины на импорт автомобилей достигают ста процентов и посильны только покупателям представительских «мерседесов» и БМВ. Учитывая феноменальные трудолюбие и дисциплинированность китайцев, их желание учиться и способность как губка впитывать все новое, «прививка» современных технологий и менеджмента позволила значительно поднять уровень промышленности в целом. Сегодня не только иностранные или совместные предприятия, но и многие китайские заводы предлагают вполне конкурентоспособную продукцию без скидок на происхождение. К числу таких заводов относится и САМС – China Automobile Maanshan Company.

С МИРУ ПО АГРЕГАТУ

Город Мааньшань расположен на юго-востоке страны почти в самом устье реки Янцзы и похож на комсомольские стройки нашего недавнего прошлого – образовался в 1956 году вместе с крупнейшим металлургическим комбинатом, а сегодня тут живет уже 1,3 млн. человек. Был здесь и маленький механический завод, который в 80-х годах под маркой САМС начал делать цементовозы, бетонные насосы, миксеры на шасси «Вольво», «Скания», «Исудзу», «Мицубиси». Со временем компания выросла в крупнейшего китайского производителя подобной техники. В 2003 году, когда объем выпуска достиг 3000 машин, она заключила десятилетнее лицензионное соглашение с «Мицубиси». А через год закончили строительство нового завода на 30 тыс. тяжелых машин в год.

Оборудование вполне современное – японские прессы, французский окрасочный комплекс. Полный цикл производства включает штамповку рам, изготовление (с катафорезным грунтованием) бескапотной кабины, ведущей свою родословную от «Мицубиси-Фусо Супер Грейт». Кабины только средней длины имеют стальную низкую или высокую пластиковую крышу и, соответственно, одно или два нешироких спальных места у задней стенки. Недавно появилась обновленная кабина с измененным оперением – облицовкой радиатора она напоминает «Сканию».

Среди силовых агрегатов лишь 15% чистого импорта, остальные – китайского производства «камминсы», «катерпиллеры», «мицубиси», «хино», «дойцы» мощностью 300–420 л.с. Кстати, здешние экологические нормы полностью совпадают с российскими – сейчас действуют Евро II, а с 1 января 2008 г. вступают в силу Евро III. Коробки передач тоже лицензионные – «Итон» или ZF с 8, 9, 15 и 16 ступенями. Ведущие мосты – «Навеко», FAW, «Мицубиси», «Исудзу», особо почитаемы прочные «Штайр», допускающие эксплуатацию с перегрузом. Есть и мосты САМС собственного производства, кроме того, здесь делают передние оси. Практически все остальные агрегаты тоже лицензионные – тормоза «Вабко», рулевое управление ZF, «Хитачи», подогреватели «Вебасто».

Сегодня на САМСе собирают двух-, трех- и четырехосные шасси (говорят, разрабатывают и пятиосные!) двадцати типов полной массой 15–40 т. На только что сошедшей с конвейера машине удалось даже прохватить по заводскому двору – нормальная техника, удобная, с хорошей эргономикой, внятным управлением и мощным мотором. Вот только коробка нечеткая – заднюю передачу удалось включить лишь с пятой попытки.

Здесь же на шасси устанавливают разнообразные строительные надстройки – самосвальные кузова, бетонные насосы с высотой подачи до 52 м, громадные 12-кубовые миксеры и 30-кубовые цементовозы. Строительным машинам приходится работать с грузами высокой плотности, так что перегруз для них почти норма. А учитывая еще и плохие дороги на стройплощадках, в такие машины закладывают повышенный запас прочности – у всех САМСов в раме использованы двойные лонжероны. Для стрел бетононасосов и других высоконагруженных узлов используют высококачественную шведскую сталь «Велдокс-900».

Политика предприятия достаточно гибкая, оно продает шасси сторонним компаниям для дооборудования, ставит свои надстройки на «чужие» автомобили, причем даже на «бэушные». И без лишней скромности называет себя самым передовым грузовым производством в Китае. Надо полагать, с ней согласны покупатели, поскольку готовы платить за машины САМС дороже, чем за конкурентов. При этом, пожалуй, завод – самый молодой в Китае: ему лишь три года, а средний возраст сотрудников – всего 22!

Темпы роста впечатляют: в прошлом году выпущено 6 тыс. машин, в нынешнем сделают уже 13–15 тыс., а в следующем хотят выйти на проектные 30 тысяч. Тогда же в городе Кенджин неподалеку от Пекина должен вступить в строй второй завод САМС на 20 тыс. машин, ориентированный на рынки северных стран.

СВОИМ ХОДОМ В РОССИЮ

Строительный бум в Китае создал емкий внутренний рынок техники – казалось бы, живи и радуйся, однако САМС настойчиво осваивает и рынки внешние. Первым из китайских грузовых автопроизводителей компания отважилась принять участие в Ганноверском автосалоне, в числе первых получила экспортную лицензию – в Китае внешнеэкономическая деятельность контролируется государством. Планы грандиозные – через три года сравняться по качеству с европейскими грандами! А пока основные усилия сосредоточены на рынках «третьих стран» в Северной Африке, Южной Америке, на Ближнем Востоке; среди покупателей – Вьетнам, Казахстан, Украина.

Важнейший экспортный рынок – Россия, куда в нынешнем году отправят тысячи машин, а в следующем планируют в 2–3 раза больше. Интересы САМС представляет группа компаний «Русбизнесавто», которая будет импортировать шесть моделей: самосвал, двух- и трехосные седельные тягачи, бортовой автомобиль, топливозаправщик и миксер. Интересно, что сертификаты оформлены не на ограниченную партию, как часто делают фирмы-однодневки, а трехлетние, без ограничения количества – значит, сотрудничество планируется долгое и плодотворное. О том же говорят и 17 сервисных центров, уже готовых обслужить в России автомобили САМС.

Отличия российских версий невелики и обусловлены в основном холодным климатом: самосвальный кузов обогревается выхлопными газами (САМС – первый и пока единственный завод в Китае, который делает такой обогрев), установлен подогрев элементов топливной системы, более мощные аккумуляторы, морозостойкая резина. Цена трехосного самосвала в России – 2 млн. рублей. Любопытный факт: 10 тыс. км до Москвы по дорогам Китая, Монголии и Сибири машины преодолевают своим ходом! И, говорят, не ломаются – разбитые стекла и фары, проколотые колеса не в счет. Первое после обкатки обслуживание положено через 5 тыс. км – его делают на середине пути – в Новосибирске или Челябинске. Пробег между плановыми ТО невелик, всего 8–10 тыс. км. Это одно из немногих слабых мест САМСов – европейцы ходят в несколько раз больше. Гарантия – один год или 50 тыс. км.

Планы автомобильной компании из Мааньшаня идут еще дальше – как только поставки в Россию достигнут 3 тыс. машин в год, планируется организовать здесь сборочное производство. Не исключено, что к тому времени поспеет совершенно новая модель грузовика. Ее разрабатывают с участием Италии и Франции на уровне требований Евро IV. Она должна пойти в серию через пару лет и первое время будет выпускаться параллельно со старой.

КИТАЙСКАЯ ЭКЗОТИКА

Если и были у меня какие-то сомнения в способностях китайцев усваивать сложные уроки, они исчезли в последний день поездки в Китай. Из застроенного небоскребами центра Шанхая в аэропорт Пудонг ходит самый быстрый в мире поезд на магнитной подушке – он развивает скорость 431 км/ч! Пусть строили его немцы – ну так эксплуатируют китайцы! И телебашню отмахали самую высокую в Азии… Вы все еще сомневаетесь, могут ли здесь строить хорошие автомобили? Я уверен – это лишь вопрос времени, причем совсем недолгого.

Подпишитесь на «За рулем» в