С караваном по Европе. Вторая часть.

С караваном по Европе. Вторая часть.

Итальянская «Италия».

В атласе нашли прибрежные кемпинги и свернули в пятизвездный «Лидо-ди-Иезоло». Толкучка, как в Сочи! Проехали чуть дальше и в Каваллино наткнулись на красивую и тихую трехзвездную «Италию»: цветы, бассейн, всякие души-туалеты-кухни-мойки, волейбольная площадка, кафе, магазин, за цветочной изгородью пляж и море. За пятерых человек и машину с караваном 56 евро в сутки. На одометре 2700 км.

Кемпинг оказался заполнен на три четверти и почти сплошь немцами-караванерами, ведь Адриатика -- самое близкое к Германии из теплых южных морей. Наши соседи оказались очень доброжелательными, помогли закатить караван и даже вручили пару банок пива. Здесь свой кодекс поведения: поскольку капитальных стен нет и все очень хорошо слышно, никто не включает музыку, не поет и громко не разговаривает. Все спокойны, приветливы и доброжелательны, в общем, европейская вежливость в квадрате.

Судя по обустройству стоянок, многие живут здесь подолгу: установлены тенты, веранды, настелены легкие разборные полы, стоит туристическая мебель, плиты, холодильники, даже горшки с цветами. Рядом велосипеды, мотоциклы, лодки, катера. Много роскошных громадных караванов с мощными буксировщиками и новеньких автокемперов со спутниковыми антеннами и кондиционерами на крыше. Впрочем, есть и скромные небольшие прицепы, вроде нашего, а встречаются и совсем старые, но это, как правило, итальянцы. На нас смотрели с уважением и интересом – по европейским понятиям мы проделали громадный путь, да и вообще, оказались здесь первыми русскими.

В расположенном на территории супермаркете пришлось купить переходник – у меня пятидесятиметровый электрошнур с обычной двухштыревой вилкой, а в электроколонке трехштыревая розетка. Подключился, переключил холодильник на 220 В. Появились свет, вода из кранов, под сливную трубу поставили припасенное ведро – жизнь наладилась! Сходили на великолепный песчаный пляж, искупались, за ужином откупорили бутылку винца… А поутру оказались без света – мой удлинитель то ли изначально был плох, то ли отсырел, но, в общем, закоротил ночью, повыбивав предохранители в колонке и попутно обесточив соседей. Пришлось извиняться и возвращаться к автономной жизни – холодильник на газу и свет от прикуривателя.

На другой день купались и загорали -- море здесь теплое, мелкое и очень соленое, зато на пляже есть душ с пресной водой. Рядом обнаружили громадный «кемпингмаркт» -- магазин оборудования и снаряжения для караванинга. Только разнообразных складных кресел здесь c полсотни видов -- не удержались, купили пару и в довесок еще надувные матрасы. Под вечер хлынул ливень и вымочил нас до нитки, а заодно добил и наскоро отремонтированный удлинитель, который от попавшей внутрь воды просто сгорел.

Венеция-Флоренция, далее везде.

После дня отдыха отправляемся в Венецию, до которой посуху сотня километров, хотя на катере и десятка не наберется. При въезде обнаружили многоэтажную парковку для легковушек и громадную площадку для автобусов и караванов – 21 евро за первые 12 часов стоянки и 16 евро за каждые последующие. Десяток автокемперов здесь, похоже, стоят уже несколько дней. В город можно идти пешком или отправиться на кораблике. В Венеции, да и других туристических местах то и дело слышна русская речь, продают путеводители на русском языке. Провели здесь день – Дворец Дожей, собор Святого Марка, голуби на площади, маски, гондолы, каналы и мосты. По-хорошему, сюда бы надо приехать на недельку, но мы похожи на голодного в кондитерской -- хочется попробовать всего и сразу, хотя бы по чуть-чуть. Вечером проехали еще сотню километров на юг и заночевали на АЗС.

Наша кочевая жизнь вполне наладилась – естественно, ехали только в машине, в караване передвигаться запрещено. Запас воды в баке прицепа оказался недоступен без насосов, зато в багажнике машины ехали четыре пятилитровых бутыли, которые при случае доливали.

Слив небольших количеств бытовой воды из мойки и умывальника – прямо на землю, емкости для нее не предусмотрены. В туалетах на площадках отдыха каждые два-три дня капитан опорожнял, пардон, кассету бортового туалета. В обед делали часовую остановку, кипятили на плите чайник, доставали пакеты с супами и прочие концентраты, иногда покупали местные вкусности.

Равнинная Италия весьма пыльная, поэтому, утром нашли кемпинг и за евро с носа помылись в душе. Вот как выглядят здесь расценки в предвысокий сезон: 20 евро за место для машины и каравана или палатки, 7,9 евро с человека, ребенок до 12 лет – 4,2 евро, пожилые люди старше 60 лет – 7,1 евро, гость – 7,2 евро, собака – 4,5 евро, ребенок до трех дет и кошка бесплатно. В начале и конце сезона, который длится с апреля по сентябрь, цены ниже раза в полтора-два.

После обеда приехали во Флоренцию (3100 км от дома) и встали на берегу Арно, метрах в двухстах от моста Веккио. Скормил парковочному автомату два евро в час – и получи квартиру со всеми удобствами в центре Флоренции! А с 19 вечера и до 8 утра стоянка и вовсе бесплатная. Простояли здесь до конца следующего дня – галерея Уфицци, собор Санта-Мария дель Фьоре, площадь Синьории, палаццо Питти, базилика Санта-Кроче. От такой концентрированной инъекции культуры у нас просто пухнут головы!

К вечеру затарились продуктами в придорожном супермаркете и рванули по автостраде дальше на юг. Недалеко от шоссе на вершинах холмов с отвесными стенами видны потрясающей красоты средневековые города-крепости! Следующий день провели в кемпинге на берегу Тирренского моря, а наутро были уже в Риме (на одометре 3400 км) и парковались под стенами Ватикана, обернутого очередью туристов почти по всему периметру. Не намного меньше оказалась очередь в собор Святого Петра, где есть такие реликвии, что и представить трудно – например, гробница апостола Петра или копье легионера Лонгиния, которым тот пронзил распятого на кресте Христа!

Набережная Тибра, дворец Сант-Анджело, Палатинский холм, Колизей, арка Константина, Пантеон… Билеты в такие места для граждан стран-членов ЕС стоят 3-7 евро, для нас вдвое дороже, так что каждое прикосновение к культуре обходилось на пятерых в 30-60 евро -- наряду с бензином, это было одной из основных статей расходов. Любопытный факт -- в этот самый большой и красивый римский фонтан Треви туристы ежедневно бросают монет на сумму полторы тысячи евро. В Риме было жарко, спасали лишь многочисленные колонки с чистой питьевой водой, подаваемой по акведуку, построенному почти четыре тысячи лет назад по приказу императора Агриппы.

А вечером нас ждал удар – караван обокрали… Свернули хилый дверной замок и в спешке похватали косметички, женские сумочки и детские плееры. По большому счету, ничего серьезного, так что полицию вызывать не стали, но неприятно, и прицеп с поломанным замком теперь без присмотра не бросишь. Ночевали у какой-то фермы на окраине небольшого городка, а утром продолжили путь.

Южная Италия.

Несмотря на тридцатиградусную жару и караван сзади, температура двигателя на привычной 90-градусной отметке.

Ближе к Неаполю появились горы мусора (говорят, здесь бастуют коммунальные служащие), брошенные дома, ободранные кошки, подозрительные типы – общее ощущение разрухи и запустения напомнило послевоенную Абхазию, только гораздо грязнее. Среди бесконечных прибрежных пляжей с однообразными названиями «Лидо-ди-чего-то-там» долго искали кемпинг. В конце-концов нашли «Интернасиональ» -- он в десятке километров от Неаполя и в 3800 км от Москвы. Прищурив глаз и небрежно смахнув со стола прайс-лист, хозяин запросил с нас 40 евро в сутки, что, как выяснилось позже, раза в полтора превышало обычные расценки. Не в пример прежним, кемпинг оказался шумным и не очень ухоженным: места для стоянок не размечены, в душ нужно отстоять очередь, работает он за платный жетон и лишь пару минут, туалеты без бумаги, унитазы без ободков, электрическая колонка сломана.

Несмотря на название, иностранцев здесь не было, так далеко забираться в Италию они, похоже, не рискуют. На нас смотрели, как на инопланетян, причем, иногда весьма бесцеремонно -- взрослые тыкали пальцами, дети кривлялись и что-то орали. С другой стороны, хозяин отрабатывал сполна и был исключительно радушен – открыл отдельный туалет, щедро отсыпал душевых жетонов, вызвал электрика ремонтировать колонку, в неурочное время пустил поплавать в бассейн, подарил купальные шапочки. Такое впечатление, будто в совковый пионерлагерь приехала иностранная делегация – бедновато и с сервисом напряг, но для дорогих гостей сделаем, что угодно!

У кемпинга есть кусочек пляжа, его чистят, но открыт он лишь до 19.00, так что вечером пришлось перебраться на ничейную территорию по соседству. Она была похожа на помойку! А море настолько грязное, что мои девушки даже побрезговали в нем купаться – в воде плавают полиэтиленовые пакеты, туалетная бумага, презервативы и еще черт знает что. Да еще парочки в обнимку валяются тут и там… В общем, на море мы здесь больше не ходили.

Утром, получив заверения, что стоянка охраняется и с караваном ничего не случится, отправились на машине в Неаполь. Плотный поток движется в город, стиль езды московский -- динамичный, напористый, без «излишней» вежливости, так что через пять минут я чувствовал себя, как дома. В одном, пожалуй, итальянские водители отличаются от наших – они азартны, но не агрессивны. По «тангенциале» обогнули город и нашли нужный съезд к Везувию.

Крутая извилистая дорога ведет почти на вершину, где есть парковка, а дальше нужно еще минут сорок топать пешком до самого кратера.

С обедом вышли проблемы. Кафе, магазины и учреждения закрываются на сиесту с 13.30 до 16.30 -- еле нашли в глухом пригороде работающую пиццерию. Зато, настоящую, без примеси туристической мишуры – с каменной печью, деревянными столами, грубыми скамьями, колоритными посетителями, экспрессивным хозяином и вкуснейшей «маргаритой»! И неприлично дешевую – 14 евро за обед на пятерых.

Вторую половину дня провели в Помпеях и успели осмотреть едва ли половину откопанного из-под пепла города. Здесь хорошо сохранились улицы, усадьбы с фонтанами, строения и цирки, на их стенах фрески, в нишах статуи, некрополь на окраине.

Самое сильное впечатление -- от фигур погибших людей, застывших в разных позах: замурованные в пепел тела со временем истлели и при раскопках эти пустоты заполнили гипсом, создав таким образом слепки жертв извержения.

Дорога домой.

Неаполь оказался самой дальней точкой нашего путешествия. Отпуск подошел к концу, пора ехать домой. Первый перегон – 850 км по автостраде через всю Италию. Вообще, учитывая большие расстояния и ограниченное время, мы почти всегда предпочитали двигаться по скоростным дорогам, пусть и платным (в Италии, примерно, шесть евро за 100 км). Ночевали в прекрасно оборудованном четырехзвездном кемпинге «Пино Маре» в прелестном курортном местечке Бибионе (Bibione) на самом севере Адриатики – очень рекомендую, хотя и дороговато, 65 евро за нашу команду.

Следующие полдня купались, закупили продукты и под начинавшимся дождем рванули домой. К ночи, проехав 700 км по Италии и Австрии, заночевали на АЗС в районе Нитры в Словакии. Здесь уже проще изъясняться на русском, чем на английском. В путешествии мы пользовались наличными евро, так проще контролировать расходы, а вот в Восточной Европе, где свои деньги, для заправок и покупок удобнее кредитная карта. На восемнадцатый день путешествия кончился первый из двух 27-литровых газовых баллонов – он обеспечивал непрерывную работу холодильника и периодические включения газовой плиты. Газовым отопителем не пользовались, было не холодно, хотя всю обратную дорогу периодически шел дождь. Неожиданным оказался сильный износ задних колес «Фокуса» -- подруливающая подвеска при обжатии увеличивает их схождение, что хорошо в быстром повороте, но в длинном путешествии с полной нагрузкой стоящие «плугом» колеса, естественно, стираются быстрее.

Чтобы избежать столпотворения в Бресте и одной лишней границы, решили ехать через Украину. Дорога на восток Словакии хорошая и не загруженная, на многих мостах висит ограничение по массе 20-25 т, так что тяжелые фуры здесь не ходят. Погранпереход в Ужгороде оказался без очереди, но досмотр тщательный, с проверкой VIN-ов. В Карпатах едва не остались с сухим баком – гривен нет, поменять негде, а кредитки принимают не везде. В конце-концов, обменял евро по грабительскому курсу в придорожном кафе и заправился. От Стрыя дорога местами отвратительная, как после бомбежки, приходится ползти на I-II передачах, периодически чиркая днищем о бугры. В этот и следующий день отмотали по 700 км, миновав почти всю Украину через Львов, Ровно, Киев, Чернигов.

Очередное утро оказалось омрачено серьезной поломкой – едва тронулись к российской границе, отвернулось левое колесо у прицепа, покорежило дно и борт, оказались погнутым рычаг подвески. Потратив полтора часа на ремонт, двинулись дальше, имея лишь по три болта из пяти на колесах прицепа (к моменту написания статьи решался вопрос с ремонтом по страховке, но залог пока не вернули).

На границе тоже все оказалось не слава-богу. В Ужгороде я указал пункт выезда из Украины Бачевск, который ближе всего выводит в начало идущей на Москву трассы М2. Но из-за ремонта дорогу к нему закрыли и пришлось ехать на погранпереход Гремячий. Причем, украинский гаишник заверил, что никаких проблем у транзитников не будет. Ага, щ-щас – трехчасовое задержание и 70 долларов штрафа за административное нарушение, коим считается самовольная смена маршрута! Откупился журналом… Брянск, Калуга, Москва – пройдя очередные 850 км, поздней ночью оказываемся дома.

Да здравствует караванинг!

Три недели, семь стран, восемь тысяч километров и впечатления на несколько лет вперед. Спрашиваете, во что это обошлось? Извольте – примерно тысяча евро на бензин, тысяча на всякие музеи и галереи, тысяча на жилье, питание, сувениры и чуть меньше тысячи на аренду каравана. Всего, около четырех тысяч евро. Дорого? Да, очень. Но, если разделить на пятерых, получится меньше восьми сотен на человека – попробуйте за такие деньги посмотреть хоть половину того, что увидели мы. И это при почти абсолютной свободе и независимости от всяких туроператоров, общественного транспорта, сервиса, гостиничных проблем и прочих прелестей стадного туризма. А еще, это очень здорово – путешествовать с караваном!

Подпишитесь на «За рулем» в