Звонок другу

Звонок другу

КТО НА КОМ СТОЯЛ

Помощь на дороге вызовом технички не исчерпывается – значительную часть заказов выполняют эвакуаторы.

Самые тяжелые и относительно редкие их представители – манипуляторы. Эксклюзивность такой техники объясняется ее высокой ценой (импортные в среднем 3,5–5 млн. руб.) и немалой стоимостью услуг (4–6 тыс. руб.). Зато для них нет безвыходных ситуаций: манипулятор готов взять пострадавшего в любом состоянии (с заблокированными колесами или вообще без оных, произвести погрузку по частям и т. д.) и из любого положения (авто лежит на боку, на крыше и т. п.). Кроме того, он способен без труда «выудить» автомобиль из ряда ему подобных, чем объясняется популярность этой техники среди владельцев штрафстоянок. Стропят груз двумя способами: подводя под брюхо специальные тканевые ленты (так называемые полотенца) либо цепляя кошками за колеса. Оба хороши при одном условии – траверса (поперечина, от которой тянутся стропы) должна оказаться шире поднимаемого авто, иначе стропы отпечатаются на поверхности кузова.

Платформенные эвакуаторы менее универсальны, зато обходятся сторонам гораздо дешевле (стоимость машины около 1 млн. руб., услуги эвакуации – 1,5–2,5 тыс.). Солидные компании предпочитают исполнение со сплошной сдвигающейся платформой. В городах наиболее практичны машины грузоподъемностью 3,0–3,5 тонны с длиной кузова 5 метров. Процесс погрузки весьма незатейлив: под действием гидроцилиндров платформа съезжает назад и наклоняется до земли, обеспечивая довольно пологий въезд. Впрочем, для некоторых иномарок и такой угол великоват, но это не повод отказываться от эвакуации. Смекалистый мастер хранит в загашнике комплект «тарированных» досок-подкладок – специально для таких случаев.

В тяжелой ситуации его (и владельца) готово выручить штатное приспособление – этакая табуретка на колесиках, способная заменить отсутствующее колесо, а то и целый мост. Масса эвакуируемой недвижимости роли не играет – лебедка с тяговым усилием около 7 тонн втащит на платформу все что угодно. Однако злоупотреблять силой не стоит – технику с заблокированной коробкой, вывернутыми и заклиненными колесами лучше грузить манипулятором. Более дешевую (для хозяина, но не для клиента) версию – стационарную платформу с аппарелями (в народе машины кличут «горбатые с лыжами») используют, главным образом, предприимчивые частники. К службе они пригодны с ограничениями: их конек – неаварийные авто с хорошим клиренсом («русским пакетом»).

Тягачи, рассчитанные на частичную погрузку, в этой сфере почти не встречаются – тащить длинный и дорогой «хвост» по забитым улицам небезопасно. Они чаще востребованы на стоянках аэропортов и супермаркетов, где освобождают территорию от неправильно припаркованных автомобилей.

Но эвакуация – крайняя мера. Во многих случаях достаточно вызвать аварийную летучку – техпомощь.

ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ

Вероятнее всего, на подмогу приедет «Нива» – компактный полноприводный вездеход почти идеально соответствует назначению. Отменная проходимость позволяет добраться до любого клиента, а емкий (в двухместном варианте) багажник поглотит и довезет все необходимое оборудование. А его немало: тут и переносной генератор на 220 В, и силовой трансформатор («катюша») с клеммами 12 и 24 В на выходе, диагностические приборы, слесарный инструмент и даже набор отмычек для вскрытия дверей и пуска двигателя! Но главная ценность – водитель-механик, способный решить множество автомобильных проблем. Конечно, он не возьмется за кузов или серьезный ремонт двигателя, трансмиссии и тормозов. Последнее – не от неумения, просто в полевых условиях не всегда добьешься требуемого качества, а ведь с тормозами не шутят!

По информации «мужчин по вызову», рейтинг неисправностей у столичных водителей выглядит так: с большим отрывом лидирует дефект «не заводится» (из-за севшего аккумулятора, неисправности бензонасоса или отказа датчиков). Регулярно владельцы просят вскрыть собственное авто (нередко с работающим мотором!). На третьем месте – заклинившие на «паркинге» автоматические коробки. Далее следуют замена проколотого колеса (в том числе при утере ключа от секретки), заполнение опустевшего бензобака и отключение блокировок и сигнализаций.

Вызов технички в пределах МКАД – около 500 руб., сама работа – почасовая (1200–2300 руб./ч). Если неявный сначала дефект обернулся серьезными проблемами (заказ звучал как «не едет», а диагностика показала обрыв ремня ГРМ), деньги возьмут лишь за вызов, предложив проехать в сервис на эвакуаторе. Запасные части технички возят по минимуму, все сверх него, как правило, приобретают «по факту». Время, потраченное на покупку, при расчете с клиентом учтут в нормочасах.

НА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙ

Неприятности, как известно, происходят неожиданно. Перехитрить судьбу нелегко, но к ее ударам можно подготовиться заранее. Например, присмотреть подходящую службу помощи на дорогах и сохранить номер телефона, до худших времен. Выбрать потенциального спасителя не так сложно. Начните с изучения бренда – раскрученные предпочтительнее. Неплохо выяснить размер парка компании: чем больше, тем оперативнее будет выполнен ваш заказ. Хорошо, если здесь оказывают комплексные услуги – техпомощь и эвакуацию (техничка с задачей не справится – эвакуатор получите вне очереди и со скидкой). Неплохо поинтересоваться типом эвакуатора: чем он современнее, тем ниже вероятность повреждения авто при погрузке и транспортировке. Обязательно узнайте, застрахована ли ответственность перевозчика!

Напоследок уточните сферы влияния – некоторые работают только в городской черте, а некоторые – по всей России. Кардинальный шаг – приобретение клубной карты, сулящей владельцу всевозможные льготы вроде бесплатной эвакуации, различных скидок и эксклюзивных услуг (типа «нетрезвый водитель»). Годовой взнос колеблется от 1500 до 8000 рублей.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

У службы помощи есть неписаные правила, соблюдение которых позволяет избежать недоразумений, а также сохранить время и деньги. Особую бдительность стоит проявлять владельцу гарантийного авто – после дорожного ремонта дилер может снять машину с гарантии. Кроме того, некоторые автосалоны предоставляют клиентам бесплатный эвакуатор – вызов постороннего оплатите из собственного кармана. Убедитесь, при вас ли документы на «движимость» – по закону мастер обязан знать, с чьей конкретно собственностью имеет дело. Если же барсетка захлопнулась вместе с ключами, возможно, при вскрытии потребуется присутствие понятых. Во всяком случае, ситуацию лучше сразу оговорить с диспетчером.

Не советуем устраивать соревнование на скорость прибытия, заказав услугу в нескольких фирмах одновременно – в конце концов приедут все и каждый потребует оплаты! Если диспетчер задает много вопросов – считайте, что вам повезло: чем детальнее он оценит ситуацию, тем точнее и эффективнее будет помощь. То же, кстати, относится и к владельцу – грамотная информация о состоянии авто, его местоположении и путях подъезда чаще всего имеет денежный эквивалент. В ожидании помощи не тратьте время попусту – вспомните, где лежат буксировочные рым-болты, поищите точки их крепления. У некоторых моделей они так искусно спрятаны, что способны поставить в тупик даже опытного эвакуаторщика.

По окончании работ не забудьте получить причитающиеся вам документы – бланк строгой отчетности (или кассовый чек) и акт выполненных работ. Последний служит гарантийным талоном: срок его действия в среднем два месяца. Надеемся, он вам не понадобится!

Подпишитесь на «За рулем» в