Береги людей смолоду

Береги людей смолоду

Япония занимает одно из лидирующих мест по продолжительности жизни. Поговаривают, что дело, в первую очередь, в образе жизни и кухне из рыбы и морепродуктов. Но благотворно влияют и… местные автомобили, которые из поколения в поколение все больше заботятся о людях. В доказательство разработчики фирмы «Ниссан» продемонстрировали достижения в области активной и экологической безопасности на полигоне Оппама, расположенном в 50 км к юго-западу от Токио.

ДОВЕРЯЙ, НО ПОМОГАЙ

Опираясь на статистику, специалисты «Ниссан» предполагают, что к 2015 году количество дорожных коллизий (в том числе и тяжелых) сократится по сравнению с 1995-м вдвое. И в дальнейшем показатели будут плавно сходить на нет, несмотря на растущий автомобильный парк. Надежды возлагают на умные электронные системы, готовые напомнить водителю об опасности и даже предотвратить аварию.

Одна из таких помощниц, препятствующая уходу с полосы, – LDP (Lane Departure Prevention). Камера, установленная в верхней части ветрового стекла, следит за разметкой. Стоит отклониться от курса, в салоне возмущается негромкий, но настойчивый зуммер. Если водитель не реагирует, управляющий блок связывается с системой ABS, которая слегка прихватывает тормозами колеса справа или слева, в зависимости от того, в какую сторону смещается машина. Это аккуратное воздействие заставляет автомобиль изменить направление. Естественно, если включен указатель поворота, LDP позволяет беспрепятственно перестроиться.

Я нарочно направляю автомобиль под углом к прерывистой разметке. Звучит предупреждающий сигнал, машина очень мягко, будто изменился рельеф дороги, уходит от белых линий. При этом руль неподвижен – забавные ощущения. Бесспорно, полезная штуковина – она не только оградит от неприятностей, но и приучит водителей ездить строго по полосам (многим соотечественникам это дается с трудом) и правильно пользоваться светотехникой. Но как быть, если разметка нечеткая или вовсе отсутствует? Может, «Ниссан» посоветует что-нибудь российским дорожникам…

СЕРИАЛ «ПАРКОВКА»

Устройство AVM (Around View Monitor) призвано решать непростую задачу парковки. По сути, это дальнейшее развитие известных парктроников. По периметру автомобиля установлены четыре камеры с высоким разрешением, по краям бамперов врезаны ультразвуковые датчики, фиксирующие расстояния до препятствий. Информация, полученная от органов зрения и осязания, попадает в блок, который обрабатывает картинку и выводит на экран. Что ж, попробую припарковаться.

Никаких поворотов головы, поисков по зеркалам – гляжу только в телевизор на центральной консоли. Первая серия – занять место около магазина. Камера заднего вида с большим углом зрения показывает не только мое парковочное место, но и соседние машины. Кстати, к искаженному изображению привыкаешь довольно быстро. При этом на экране проложены и траектории, изгибающиеся при повороте руля – можно заранее выбрать нужный угол и заехать, как по струнке. Для сомневающихся на монитор выводят еще одну картинку – с высоты птичьего полета. По ней запарковаться сможет даже ребенок, ведь именно так он управляет игрушечной машинкой.

Вторая серия – параллельная парковка. Тут я показал себя не в лучшем свете. Надо было полностью довериться устройству, а я засомневался в его кругозоре и возможностях. Мимо передней машины уверенно пролез в нескольких миллиметрах – спасибо камере, показавшей вид из мертвой зоны у противоположного края бампера. А потом, стараясь смотреть одновременно на изображения и сзади, и сверху, припарковал машину не по-японски, а немного кривовато. Зато сочинил про себя хокку: погнался за двумя зайцами, электронику не слушал – в бордюр некрасиво уперся.

ПОПРИДЕРЖИ КОНЕЙ

Опытный водитель, предвидя опасность, заранее переносит ногу с педали газа на тормоз. Примерно так поступает и DCA (Distance Control Assist), контролирующая дистанцию до автомобиля впереди. Расстояние отслеживает радар, установленный в бампере. Если оно опасно сокращается, система вступает в действие...

Дистанция до едущего впереди «Ниссана-Фуга» стала пугающей. И тут почувствовал, что педаль акселератора сама приподнимается, причем довольно настойчиво. Лишь только я убрал ногу с газа, электроника подключила тормоза, и автомобиль замедлился. «Эта система лишь помогает водителю, но ни в коем разе не противится ему, – пояснил сидящий рядом инженер. – Если человек не послушается и продолжит давить на газ, DCA не будет тормозить». Разумно, ведь в некоторых ситуациях тяга на колесах может здорово выручить. Кстати, новинка призвана не только обезопасить жизнь, но и облегчить управление в пробках, где приходится то и дело переносить ногу с одной педали на другую. Причем, даже если водитель отпустил тормоз, устройство продолжает удерживать автомобиль, но разведет колодки, стоит лишь нажать на газ.

ВЫПИЛ – ЗА РУЛЬ НЕ САДИСЬ

Датчики рядом с подголовниками нюхают воздух в салоне. Проверяют не только сидящего за рулем, но и остальных, чтобы безошибочно выявить источник «выхлопа». Пассажирам электронный нарколог и слова не скажет, но если аромат исходит от водителя, железный голос пристыдит нарушителя, а машина заблокирует зажигание.

В той же лаборатории, расположенной на территории полигона, представили еще одну любопытную систему, задача которой следить, чтобы человек не уснул за рулем. Камера на панели приборов постоянно смотрит в глаза водителю. Если веки слипаются, включается будильник – сначала голосом, а потом несколько раз дергает за ремень безопасности. То же самое – если водитель отвлекся от дороги и автомобиль загулял по полосе, наезжая колесом то на правую, то на левую разделительные линии.

Большинство устройств, которые представил «Ниссан», вот-вот появятся на серийных машинах, причем не только в комплектации для внутреннего рынка, но и для других стран. Возможно, тогда отставание по продолжительности жизни между лидером и догоняющими сократится.

ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Когда говорят о безопасности современного автомобиля, подразумевают в том числе и экологичность. Одно из последних достижений «Ниссана» – дизель M9R для европейских моделей. При завидных мощностных характеристиках выбросы NOx и твердых частиц – на уровне перспективных требований Евро V. Топливо, подаваемое под давлением до 1600 бар, четко дозируют и в нужный момент впрыскивают пьезоэлектрические форсунки, дополнительный балансирный вал снижает вибрации и шум, а путь твердым частицам преграждает DPF-фильтр (Diesel particulate filter). В лабораториях Оппамы уже наматывают моточасы и дизели следующего поколения SULEV (Super-ultra-low emission vehicles), удовлетворяющие строжайшим экологическим требованиям Калифорнии. В сравнении с современными моторами выбросы снижены на 90% по углеводородам и на 70% по оксидам азота! Помимо усовершенствованного рабочего процесса и управляющей программы, в этом помог новый каталитический нейтрализатор (он установлен между окислительным нейтрализатором и фильтром твердых частиц). В отличие от традиционных устройств, снижающих только показатели по оксидам азота при работе двигателя на богатых смесях, новинка содержит дополнительный слой; в нем накапливаются углеводороды, участвующие потом в нейтрализации оксидов азота (см. рис.).

Подпишитесь на «За рулем» в