Зажигание, продувка, протяжка...

Зажигание, продувка, протяжка...

Может, свечи?

Конечно, нет. Одновременный отказ всех четырех свечей менее вероятен, чем выигрыш джекпота. Ну случается, о-о-очень редко - когда из-за неисправности карбюратора бензин, что называется, ручьем полил в двигатель, тогда и свечи, понятно, сразу отсыревают. Однако такой случай относится к дефектам системы питания. А мы уже знаем, что с карбюратором у нас все в порядке.

Первым делом...

...требуется узнать, работает ли система зажигания вообще. Для этого из крышки распределителя выдергивают центральный провод - тот, что подходит от катушки зажигания. Теперь нужно пристроить его так, чтобы наконечник, вынутый из гнезда, оказался на расстоянии чуть меньше сантиметра от какой-либо неокрашенной металлической детали, связанной с "массой" автомобиля, то есть с его двигателем или кузовом.

На несколько секунд включите стартер и посмотрите, проскакивают ли искры от наконечника провода к "массе". Само собой, начальная проверка системы зажигания способна показать лишь одно из двух: "искра есть" или "искры нет".

Если искра есть...

Это означает, что низковольтная часть системы работает, катушка исправна, и высоковольтный провод невредим. Последующий путь тока высокого напряжения таков: центральный контакт крышки распределителя - ротор (его называют бегунком) - боковые контакты крышки - провода от крышки к свечам.

Проверим эту цепь. Принцип прост: если от наконечника провода, снятого с любой свечи, проскакивает искра такой же интенсивности (но, понятно, в четыре раза реже), то все в порядке. Если искры нет - что-то в этой цепи неладно. Возможен и третий вариант: искра есть, но несколько более слабая ("вялая") по сравнению с той, что с центрального провода. Тогда придется проверить и другие свечные провода.

Оснащение

К электрике не стоит и подступаться, если нет одного простейшего, но очень нужного приспособления - контрольной лампы. Сделать ее можно десятками способов, например припаяв два провода к выводам 12-вольтовой лампочки. Главное, чтобы лампа была с "крокодилами". В пути же, когда с собой кроме пива вообще больше ничего нет, приходится пользоваться переноской. (Мы надеемся, вы здравомыслящий человек и переноску-то все же имеете). Снимите с нее вилку - концы обоих проводов оголятся.

Еще один необходимый предмет - кусок провода длиной полтора-два метра. Им можно заменить дефектный участок цепи, перемкнуть какие-то клеммы и т. д. В самой критической ситуации такой кусок опять-таки можно отрезать от шнура переноски. Наконец, нужен хотя бы маленький моточек изоленты, в крайнем случае - лейкопластыря из аптечки.

Если искры нет...

Подается ли вообще ток в систему зажигания? Один провод контрольной лампы соединяют с входной клеммой катушки, второй - с "массой" автомобиля. Если при включении зажигания лампа не загорается, значит, путь от замка к катушке нарушен.

У старых машин это прямой провод. Чаще всего наконечник, подключаемый к катушке зажигания, слабо держит провод (хотя внешне чист) - нужно просто поджать его плоскогубцами. Если он грязный или окислился, следует вооружиться ножом и отверткой и разогнуть лапки наконечника. Потом очистить соединение и вновь зажать лапки. Если получится страшно коряво - ничего: лишь бы крепко.

В крайнем случае можно обойтись вовсе без наконечника, зачистив конец провода от изоляции, намотав оголенные жилы на вывод катушки и зажав их гайкой. И еще: на всякий случай подсуньте руку под замок зажигания и пошевелите отходящие от него провода (еще раз напоминаем: зажигание включено, приборы работают). Если ослаблен этот наконечник, то контрольная лампочка дружески мигнет.

...Все вышесказанное, как вы помните, относится к прямому проводу от замка до катушки. Но у ВАЗ-2105, -2109 и других более современных машин, где на пути тока есть переходные клеммы, реле и разъемы, эта самая цепь может порушиться гораздо вернее. Правда, иногда достаточно просто пошевелить провода, чтобы контакт восстановился. Не помогло - нужно очищать окисленные клеммы, проверять проводку. К сожалению, все это по силам лишь тому, кто умеет разбираться в схеме электрооборудования.

А то вот еще: можно устроить временное питание катушки "напрямую", пробросив провод от аккумулятора на катушку зажигания и так потихоньку ползти к гаражу.

Подпишитесь на «За рулем» в