Почему не ломаются «тойоты»

Почему не ломаются «тойоты»
В Тойота-Сити расположены десять из двенадцати японских заводов «Тойоты», а 70% из 400-тысячного населения города связано с производством автомобилей этой марки.

Задание было предельно простым – за 25 секунд вставить в отверстия в стальной плите пять цилиндриков разного диаметра. Первые три воткнул за пару секунд, четвертый вошел со скрипом, пятый, сколько я его ни дергал, заклинило – зазоры мизерные и чем больше диаметр, тем вероятнее перекос. Подошел инструктор: «Неплохо, многие новички не справляются и с четвертым». Тем не менее засчитал мне лишь три – на четвертом цилиндре оказались царапины.

На этой линии в производственном центре GPS рабочие учатся правильно заворачивать болты М6 – это наиболее распространенный кузовной крепеж. Перед каждым курсантом ноутбук с видеоинструкцией.

ШКОЛА НАДЕЖНОСТИ

«Тойоты» потому и не ломаются, что прежде чем поставить рабочего на сборку тормозного цилиндра, двигателя или салона, его несколько недель обучают в производственном центре GPS (Global Production Center). Дело нехитрое, но чтобы легко и без повреждений вставить те самые цилиндрики, нужно, оказывается, строго определенным образом стоять, держать руку и «прицеливаться». А правильный звук работы пневмогайковерта – заучивать под метроном, как музыкальную фразу, иначе крепеж окажется недотянут или перетянут.

Кузов красят вместе с дверями, но потом их снимают, подсобирают на отдельной линии и устанавливают обратно уже после полной сборки кузова. Все рабочие на конвейере в белых перчатках.

Головной центр тренинга персонала GPS на заводе Мотомачи открыт в 2003 году. С тех пор здесь прошли обучение 3000 человек с 52 производств «Тойота мотор» во всем мире. В том числе 90 наших соотечественников, которых готовили для нового завода в Санкт-Петербурге – в ряду других здесь висит и российский флаг с автографами. Одновременно здесь могут обучать 240 курсантов по двадцати основным специальностям, стоимость обучения – 15 тыс. иен в день (около $124). Основной лозунг «Подготовка персонала должна опережать глобализацию».

Эта «Тойота-Кэмри» сделана на заводе Тсумитсу – в традиционно богатой для Японии комплектации с мотором 2,4 л/167 л.с. она стоит 2,6 млн. иен ($21,5 тыс. или 540 тыс. руб.). В России такая машина сейчас вдвое дороже. Как изменит цену местное производство?

Как правило, в головном центре GPS проходят обучение бригадиры и инструкторы, которых здесь называют, соответственно, тим-лидеры (team-leader) и тим-тренеры (team-trainer). Кроме головного, сформированы три региональных центра в США, Великобритании и Таиланде; небольшие учебные подразделения есть и на каждом действующем производстве.

Экспозиции музея «Тойота» очень познавательны, а школьные экскурсии здесь обычное дело. Лет через 15–20 эти ребята задумаются о покупке первой машины. Может, поэтому «Тойота» удерживает 30% внутреннего рынка с двукратным отрывом от ближайшего конкурента?

РОБОТОТЕХНИКА С ПАЛЕОНТОЛОГИЕЙ

...Он остановился с разбегу, словно наткнувшись на невидимое препятствие. Уловив движение, шесть голов одновременно повернулись на длинных шеях и затем с шипением набросились на него со всех сторон, вновь и вновь вцепляясь мощными челюстями...

Именно так выглядит автоматическая линия сварки кузовов на заводе «Тойота». Похожие на динозавров сварочные роботы вшестером накидываются на подошедший кузов: головы и коленчатые шеи изворачиваются и так, и эдак, то почти полностью погружаясь внутрь кузова, то выдергиваясь наружу. Проходит 57 секунд – и они отпрыгивают в стороны, замирая в ожидании следующей «жертвы».

На двух линиях здесь 9 и 11 постов, на каждом из которых по шесть роботов. Больше вокруг кузова просто не помещается, и так при наладке приходится следить, чтобы не зацепили друг друга. Удивительно, что на этих двух линиях собирают, соответственно, две и четыре совершенно различные модели с кузовами седан, трех- и пятидверный хэтчбек и даже мини-вэн! В принципе их может быть сколько угодно – информацию для перехода сварочного автомата на соответствующую программу несет установленный под кузовом электронный чип. Однако с простыми кузовами роботы управятся быстро, а один трудоемкий затормозит весь конвейер. Поэтому на одной нитке обычно собирают кузова, близкие по количеству точек сварки.

Линии работают в две смены по восемь часов, третья ночная – для наладки, обслуживания и ремонта оборудования. Суточный «выход» с двух линий – 1900 кузовов, а в месяц, с учетом пятидневной рабочей недели и множества праздничных дней, получается 36 тысяч!

Не менее сильное впечатление оставил и основной конвейер – все сборщики здесь в белых перчатках! Вокруг не увидишь не то что праздношатающегося, даже просто спокойно идущего человека. Все перемещаются почти бегом, движения отточены, как у автоматов, тележки с деталями несутся как угорелые. А сверху проложена дорожка для экскурсантов: вдоль нее – посты для подключения микрофона экскурсовода и дефлекторами автоматической вентиляции.

В Японии есть поговорка: «Дорога совершенствования бесконечна». Такая философия и невероятное трудолюбие дают поразительное сочетание – в любом деле японцы ценят не только итог, но и сам процесс, доводя его до немыслимого совершенства и тем самым добиваясь потрясающих результатов. Можно не соглашаться с таким подходом, но с тем, что ярлычок «Сделано в Японии» стал синонимом качества, не поспоришь. В полной мере это относится и к «Тойоте», сумевшей привить высокую культуру производства своим работникам в других странах. Будем надеяться, Россия не станет исключением. Во всяком случае, убедиться в этом мы сможем уже очень скоро.

Подпишитесь на «За рулем» в