За год — на четверть

За год — на четверть

Формально наша страна обладает огромным парком грузовых автомобилей — на 1 января 2007 года их числилось на учете 4 928 563 (без учета армейской и прочей спецтехники!). Только что это за парк? Увы, львиную долю его составляют устаревшие тяжелые и среднетоннажные грузовики, оставшиеся в наследство от Советского Союза.

Рынок грузовых автомобилей в РФ.
Рынок грузовых автомобилей в РФ.

Спрос потребителей, конкуренция между производителями (продавцами) определяют теперь, какие продукты нужны рынку. «Старые» российские автозаводы, чтобы выжить, осваивают новые сегменты и расширяют модельные ряды. В страну пришли ведущие мировые игроки. А рынок тем временем растет — с каждым годом...

ПРОДАЕТСЯ ВСЕ

В 2006 году в России продано рекордное количество — почти 318 тысяч грузовых автомобилей. Рост за год 24% — очень серьезный рывок, ведь годом раньше прирост составил всего 5%! Видимо, связано это и с назревшей необходимостью замены старой техники, и с ростом экономики страны в целом.

При этом рынок грузовиков развивался очень неоднородно. По европейской классификации все грузовики делятся на три группы. К легким коммерческим (LCV) относят автомобили полной массой до 3,5 т, средним (CV) — от 3,5 до 16 т и к тяжелым (HCV, или Trucks) — свыше 16 т. Так вот, быстрее всего в России по-прежнему растет рынок легких коммерческих машин: в 2006 году их продано 185 тысяч (или 58% от всего рынка грузовиков); рост продаж за год — 23%. Причина такого успеха лежит на поверхности: малый бизнес и сектор мелких частных перевозчиков развиваются довольно быстро. А объем продаж среднетоннажных автомобилей за год вырос всего на 6,6%, да и доля этих машин на рынке сузилась — до 12%.

Говорят, что средние грузовики в будущем станут покупать охотнее — когда крупные города «обрастут» крупными же торговыми центрами, а также увеличится спрос на междугородные автоперевозки по России. Но это — перспектива. А вот сегмент тяжелых грузовых автомобилей рос самыми быстрыми темпами: 38,3% за год. Доля рынка HCV увеличилась до 30%!

НОВЫЕ РУССКИЕ И СТАРЫЕ АМЕРИКАНЦЫ

Если пять лет назад иностранным автопроизводителям принадлежало лишь 13% российского рынка, то по итогам 2006 года «иностранцы» занимают уже почти 25% рынка; при этом продажи растут сумасшедшими темпами: за год на 43% (в секторе тяжелых грузовиков). Как и в случае с легковыми автомобилями, ведущие иностранные компании заявляют о намерениях открыть в России сборочные производства. В первую очередь планируют собирать тяжелые машины. На них спрос выше и прибыль — соответственно.

«Наши» еще занимают три четверти рынка — это заслуга предприятий, которые прочно «держат оборону». Так, «Группа ГАЗ» занимает львиную долю в секторе LCV за счет «Газели», а сейчас в поддержку ей (а в перспективе — на замену) выводит более современный «Максус». Кроме того, нижегородская группа путем поглощения чужих и развития собственных предприятий проникает и в другие сегменты. Холдинг Кам-АЗ продолжает наращивать выпуск тяжелых грузовиков и уже предлагает среднетоннажные. «Северсталь-Авто» все еще поддерживает выпуск на УАЗе устаревших легких грузовиков и фургонов, но параллельно запустил в Ульяновске производство среднетоннажных машин марки «Исудзу», а в Елабуге — фургонов «ФИАТ-Дукато». ТагАЗ наращивал объемы выпуска развозного грузовичка «Хёндай-Портер». На «Иж-Авто» продолжают выпуск фургонов ИЖ-27157 на базе ВАЗ-2104, но не вкладывают средства в развитие производства — «каблуки» пока продаются, и ладно.

Если парк LCV прирастает преимущественно новыми автомобилями (как российскими, так и импортными), то в тяжелом и среднем классах картина несколько иная. На пять новых отечественных среднетоннажных грузовиков пока приходится по одному новому и подержанному иностранному. А вот среди тяжелых иномарки занимают уже больше половины (56%), причем подержанных — в 1,5 раза больше, чем новых.

В общем, все вместе российские производители в 2006 году выпустили 258,2 тыс. грузовых автомобилей (на 20% больше, чем за год до того). При этом уже 3% выпущенных в 2006 году в России грузовиков — иностранных марок («Вольво», «Исудзу», ИВЕКО, «Хёндай», несколько китайских). И это только начало...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии