Подстава

Подстава

Во все времена и при любом правительстве существовали люди, для которых основным источником доходов был промысел на «большой дороге». Наступили другие времена, появились автомобили, и дороги, как говорится, стали уже не те. Изменились обстоятельства, изменились и виды преступлений. Родились подставы на дорогах...

Народная пословица говорит: «Правила существуют для того, чтобы их нарушать». Бандиты же руководствуются принципом: «Если существуют правила, значит, их нарушение можно и подстроить». Именно по этому закону все и происходит. В каждой подставе формальным виновником ДТП будете именно вы.

Часть I

Умный найдет выход из любой проблемы, мудрый в нее не попадет. Варианты подстав бывают самыми разными. Преступники постоянно придумывают что-то новое. Итак:

Помеха

В эту одну из самых распространенных подстав попал наш читатель Алексей Олегович при съезде на ТТК (похожие истории бывают и перед светофорами). Он стоял в «очереди» перед съездом на Третье транспортное. В потоке образовалось свободное пространство, и впереди стоящий автомобиль устремился вперед. Дальше передний якобы увидел помеху и для предотвращения аварии резко нажал по тормозам. Алексей, видя, что машина впереди тронулась, начал движение за ней, а потом не успел среагировать и врезался в зад подставлялы. При изучении последствий выяснилось, что у передней машины разбиты фонари, вмятина на багажнике, а бампер вообще валяется на земле. «Это конец», — подумал Алексей. Но, присмотревшись внимательно, он обратил внимание на несоответствие повреждений. У «пострадавшего» был раскурочен весь зад, а у него небольшая вмятина на бампере. Что-то тут нечисто. Подставлялы сразу же начали давить на него, угрожать и предлагать разобраться на месте. Однако нашего героя так просто было не взять. Он упорно стоял на соблюдении всех формальностей. «Ребята» еще попрессинговали Алексея, но, видя, что он не собирается идти у них на поводу, уехали — встреча с ГАИ им совсем не улыбалась.

Как не попасть:

прежде чем трогаться следом, досчитайте до пяти.

Улица разбитых фар

Вот еще один пример. Вы едете по дороге и часто перестраиваетесь. Во время очередного маневра вправо машина, которая вас вроде бы пропускала, неожиданно ускоряется и заботливо предоставляет вам возможность чиркнуть задним правым крылом по ее бамперу. Осмотр происшествия показывает, что, несмотря на кажущуюся легкость касания, у «потерпевшей стороны» разбита фара или бампер разворочен так, что не подлежит восстановлению. На вашей же машине небольшая вмятинка или даже просто царапина.

Существуют похожие схемы, только в них уже участвуют два экипажа и перестроение направо вам сделать «помогают». Представьте себе ситуацию, когда вы едете в левом ряду, а сзади вас быстро догоняет какая-нибудь крутая машина и начинает настоятельно мигать фарами. Вы, естественно, начинаете уходить вправо. В этот момент автомобиль, который до этого ехал справа сзади на почтительном расстоянии, резко дает газа и подставляется под удар. Спешащий водитель благополучно удаляется, а вам открывается типичная картина битых фар подставной машины.

Подобную схему испытал на себе автор материала, когда по Ярославке возвращался с дачи. Только тогда мне удалось уклониться от второй машины подставлял. В тот день я ехал по левой полосе. Впереди в этом же ряду медленно тащилась «шестерка», вся облепленная наклейками «!» и «У». Я ее догнал и какое-то время ехал за ней. Потом помигал фарами. Подставная же машина невозмутимо продолжала тащиться, не думая уступать дорогу. «Какого ж черта он тащится в левой полосе, если такой „чайник“ и больше 50 ехать боится!» — гневно подумал я тогда. В конце концов, не выдержав, стал перестраиваться вправо, чтобы обогнать его. В момент перестроения вторая машина резко начала приближаться…

В тот день от аварии меня спасла привычка при перестроении внимательно следить за зеркалами и поворачивать голову для контроля слепой зоны. Я успел увернуться от столкновения и возвратиться в левый ряд.

Как не попасть:

во-первых, часто не перестраивайтесь; во-вторых, включите поворотник и сымитируйте маневр, оставаясь в своей полосе. Если это подстава, идущая рядом машина резко ускорится.

«Он меня подрезал, перестраиваясь вправо»

Машина подставлял стоит у обочины прямо перед съездом с дороги на заправку или в магазин. Жертва объезжает припаркованную машину и поворачивает направо, чтобы попасть на эту самую заправку или магазинную парковку. В момент поворота припаркованная машина резко трогается с места, и вы чертите бампером солидную царапину на его крыле. Поди потом докажи, что он стоял, а вы его подло не подрезали, чтобы не пропустить съезд.

Хам

Вот еще один очень неприятный вариант. Подобное случилось с Сергеем Паниным, заслуженным юристом России. В «разводе» участвовал один экипаж. Сергей ехал по МКАД в третьем ряду (в принципе, не важно, в какой полосе двигаться, хоть в крайней левой, хоть в самой правой), вдруг его догнала какая-то дорогая иномарка. Некоторое время они ехали «голова в голову». Но потом подставная машина резко ускорилась, встала прямо перед машиной Сергея и резко нажала на тормоза. Выручить в данной ситуации может только очень хорошая реакция. Сергей не попал в эту подставную аварию, но был на грани.

Как не попасть:

как только вы поняли, что машина будет перестраиваться в ваш ряд, тут же сбросьте скорость и увеличьте дистанцию.

Честные автоугонщики

Другой случай. Не похожий на типичные методы кидал по той простой причине, что занимаются этим не профессиональные подставлялы. Периодически на дорогу выходят и автоугонщики, которым не хочется заниматься муторной работой по реализации украденной дорогой машины. Поступают они так: после угона какой-нибудь очень приличной и нестарой иномарки едут на дорогу и «честно» попадают в аварию с другой не менее дорогой машиной. После столкновения угонщики не начинают прессинговать водителя, а просто предлагают разойтись мирно, называя при этом совершенно адекватную сумму, действительно не превышающую затраты на ремонт. Жертва, видя, что ее как будто не хотят кинуть, соглашается на то, чтобы разойтись мирно, и платит на месте. Получив деньги, автоугонщики едут в ближайший двор и бросают там угнанную машину.

Как не попасть:

никогда не разбирайтесь «по упрощенной схеме», без оформления соответствующих документов.

Человек за бортом

Помните речь Остапа Бендера про далеко ушедшую шахматнуюмысль, которую он произнес в клубе «Четырех Коней»? Так вот, мысль подставлял тоже не стоит на месте. «Развод» на дороге может случиться вообще без участия чужой машины. Итак, подставной пешеход. Это всегда неприятно и будет стоить вам кучи нервов, но бороться можно везде и всегда.

Как это бывает? Вы едете в правом ряду, вдруг на дорогу выскакивает человек, сильно бьет рукой по капоту и картинно летит на асфальт, крича, что его задавили. Как правило, момента наезда никто не видит. Поэтому прохожие будут думать, что вы действительно наехали на человека. Главное — сохранять спокойствие. Подставной пешеход тут же начнет вымогать у вас деньги. Нужно помнить, что жулик никогда по-настоящему под машину не бросается (ему тоже жить хочется), а лишь имитирует наезд. Соответственно, повреждений на машине оказаться не должно. Также не окажется травм и на теле подставлялы. Поэтому, если дело дойдет до вызова ГАИ, нужно непременно указать на отсутствие следов столкновения как на автомобиле, так и на пешеходе, обязательно упомянув, что у вас вымогали деньги. Если вы чувствуете, что наезд был не случайным, а подстроенным, то можно не дожидаться ГАИ и самому пойти в атаку. Крикнуть ему: «Я тебя, рожа уголовная, на пять лет посажу». А внимание свидетелей обратить на вышеперечисленные признаки фальшивости наезда. И тогда можно вообще избежать каких-либо разбирательств и выплат.

Как не попасть:

перечитайте главу еще раз.

Красавица

Вот еще один нестандартный подход к делу. Вы едете по дороге. Причем не важно, в каком ряду, лишь бы не в крайнем левом (тогда к вам трудно подобраться отвлекающему экипажу). В какой-то момент слева от вас появляется машина (совершенно не важно, дорогая или нет), из окна которой высовывается привлекательная девушка и задает какой-нибудь ненавязчивый вопрос типа: «Как доехать до библиотеки имени Ленина?» В момент, когда вы отвлекаетесь на симпатичную мордашку и задумываетесь над ответом, машина, которая до этого шла на почтительном расстоянии перед вами, начинает резко тормозить, и вы, не заметив этого, благополучно въезжаете во второй экипаж подставлял. Отвлекающий автомобиль с красивой девушкой благополучно уезжает, а вы, как говорится, остаетесь у разбитого корыта.

Как не попасть:

водитель, не отвлекайся во время движения! Даже на мини-юбки и декольте!

Ворота

Вы едете в средней полосе. Важно, чтобы справа и слева от вас было свободное место. В какой-то момент слева вас догоняет престижная иномарка и едет с вами «нос в нос». Чуть позже справа от вас появляется другая машина, которая тоже не спешит ни обгонять, ни отставать от автомобиля «клиента». Вдруг левая иномарка, включив поворотники, начинает перестраиваться вправо, выжимая вас из своего ряда. Вы тут же начинаете гудеть, но инстинктивно, чтобы избежать столкновения, тоже забираете правее. В этот-то момент правый подставной экипаж вступает в игру. Даже если вы контролируете расстояние до машины справа, она неожиданно может и пододвинуться к вам, оставаясь при этом в своей полосе. Итог таков: вы въезжаете в бок «жертвы», а «провокатор» уезжает как ни в чем не бывало. В ДТП однозначно виноваты вы.

Как не попасть:

не надо смещаться из своей полосы. Тогда однозначно виноваты не вы.

А был ли мальчик?

Будьте бдительны! Столкновения вообще может не быть. И весь «развод» в основном строится на прессинге водителя. Делается это так. Вы едете по дороге, а из соседней машины вам в крыло кидают пластиковую бутылку с водой. Звук от такого «столкновения» получается солидный. Вы останавливаетесь. Подставлялы тоже. И пока двое мошенников отвлекают вас криками о том, кто же так водит, третий быстро трет ваш бампер шкуркой, чтобы сымитировать место столкновения.

Как не попасть:

вызывайте ГИБДД, пообещайте вашим оппонентам, что экспертиза наверняка покажет, что следы на вашем бампере от наждачки.

Номерок-то не ваш ли?

А вот пример одного из самых новых видов подстав. Про него нам рассказал наш читатель Виктор Васильевич Гостенин. На крупной стоянке перед магазином с вашей машины снимают колпак или откручивают задний номер. Водитель, как правило, сразу не обращает внимание на такие вещи и садится в машину, ничего не заметив. Потом на дороге вас внезапно догоняет дорогая иномарка и предлагает остановиться. Рано или поздно вы поддаетесь и паркуетесь у обочины. Иномарка останавливается рядом. Из нее вылезают несколько «пацанов» и говорят, что у вас на дороге отлетел колпак или номер и попал в их машину. В доказательство приводится тот самый украденный на парковке номер или колпак, а также вмятина или глубокая царапина на бампере или капоте дорогущей машины. Вам начинают говорить, что такой случай ДТП не считается и страховка его не покроет. Да, ситуация нестандартная, и вы соглашаетесь на то, чтобы компенсировать «нанесенные вами» повреждения на месте.

На самом деле даже такой случай является ДТП. Гаишники обязаны приехать на разбор этой аварии. А если милиция составит протокол ДТП, то страховая служба покроет расходы. Поэтому если кто-то по той или иной причине получил какие-либо повреждения на дороге по вашей (или якобы вашей) вине, то обязательно нужно вызывать инспекторов дорожного движения. Даже если случай кажется спорным.

Как не попасть:

перечитайте еще раз последний абзац.

Часть II

Как понять, что авария, в которую вы попали, подставная? Как отличить собственную ошибку от чужого злого умысла? Есть несколько характерных примет.

Белое и черное

Во-первых, нужно насторожиться, если владелец машины, с которой вам «посчастливилось» столкнуться на дороге, упорно предлагает решить дело на месте и не обращаться в ГАИ и страховые компании.

Во-вторых, если после столкновения у вас на машине осталась царапина или небольшая вмятина, а у несчастного потерпевшего, в которого вы так бесцеремонно въехали, оказывается раскурочен бампер, дырка на крыле, разбиты фары, а багажник явно пережил нелегкую встречу с грузовиком, то скорее всего это подстава. Плюс к этому важно обращать внимание на мелочи. Так как вы не первый у «рабочей лошадки» подставщиков, то все вмятины и побитости у машины преступников старые. Соответственно, если царапины успели покрыться ржавчиной, а в разбитой фаре скопилась грязь, то вывод один — перед вами преступники.

В-третьих, если у людей из авто, в которое вы въехали, вдруг оказывается масса свидетелей, готовых подтвердить, что это именно вы нарушили правила (это при том, что «нашего человека» палкой не заставишь что-нибудь засвидетельствовать), то очень может быть, что вас пытаются «обуть».

Паршивая овца

Можно ли вычислить подставлял еще до того, как произошла авария? Кто в общем потоке машин паршивая овца и от кого нужно держаться подальше? У мошенников с «большой дороги» есть свои приметы, и их нужно знать.

Во-первых, машина, которая долго висит у вас на заднем крыле, должна вызвать некоторое подозрение. Во-вторых, автомобиль с наглухо тонированными стеклами, транзитными номерами или вообще без оных, а также мятым (или плохо правленным) передним крылом скорее окажется подставным. Подставлялы ездят на подержанных дорогих иномарках (Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volvo), для которых ремонт в сервисных центрах все еще стоит дорого, но в случае неудачи их можно было бы недорого и оперативно поставить на ноги в любом гаражном автосервисе.

Жертва подставы

Потенциально рискуют законопослушные обеспеченные водители на новых отечественных машинах последних моделей либо на новых иномарках среднего класса. Одним словом, все те, кто не сможет дать «суровый отпор супостатам» и у кого найдутся деньги для того, чтобы расплатиться на месте. Поэтому жертвой автоподставщиков никогда не становятся танкоподобные американские и японские джипы и старенькие видавшие виды «Москвичи» и «Жигули». С первыми лучше не связываться — могут вызвать братву на подмогу, а со вторых и взять нечего.

Особенно часто жертвой подставы становятся женщины, люди, разговаривающие по телефону (у этих внимание рассеяно),и новички. Последние самые незащищенные, так как из-за своей неопытности они автоматически чувствуют себя виноватыми.

Кто виноват и что делать?

Как вести себя, если вы все-таки стали жертвой подставы на дороге? Первым делом не паниковать. Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов. Скорее всего, вы будете один — жулики выбирают одиночных водителей. Прессинг со стороны подставлял пойдет нешуточный. Главное, ни в коем случае не уезжать с места ДТП. На все предложения разобраться на месте, поехать в «свой» сервис или поговорить «как пацаны» за углом нужно отвечать отказом. Требовать вызова сотрудников ГАИ и звонить страховщикам. Как правило, если жертва отказывается идти на поводу, то подставщики уезжают восвояси. Помните, если вы уедете с места аварии, то ГАИ откажется принять заявление о ДТП, а без бумаг из милиции ни одна страховая компания не будет с вами говорить ни о каких выплатах. Вот тогда-то вам точно придется платить из своего кармана — апеллировать будет не к кому.

Однако, как это ни печально, требование соблюдения формальностей не дает 100% гарантии. У подставлял могут быть «свои» сотрудники ГАИ, которые рассудят вас «не по совести». Но, как говорил барон Мюнхгаузен: «Не бывает безвыходных ситуаций». Если вы чувствуете, что за вас взялись со всей серьезностью, то необходимо самому переходить в атаку. Перво-наперво нужно позвонить кому-нибудь из близких и громко (чтобы бандиты это слышали) сообщить о том, что вы попали в аварию. Обязательно сообщите номер машины, с которой вы столкнулись. Если на место аварии приехали «недобросовестные» гаишники, то нужно громко всех оповестить, что вы собираетесь позвонить в службу собственной безопасности (923-78-92), а еще лучше в УБОП (698-64-76).

Если вас решат запугать тем, что случай, дескать, нестраховой, то сами звоните в свою страховую компанию и получите там консультацию самостоятельно. Также очень важно не считать деньги. Не нужно думать, что окажется дешевле — делать все по правилам или разбираться на месте. Пока водители будут платить, подставы не прекратятся.

А судьи кто?

Корреспонденты ГЗР решили разобраться, а кто, собственно, занимается проблемой подстав на дорогах и что вообще компетентные органы думают по этому поводу. Выяснилось несколько интересных вещей.

Во-первых, не существует какой-то определенной службы, чьей обязанностью стало бы пресечение автоподстав. ГАИ этим не занимается. На место «нечистых» ДТП раньше вызывали либо УБОП, либо уголовный розыск. Но, как нам сказали в Управлении уголовного розыска по городу Москве: «Ну, вы знаете, все люди, которые занимались этой проблемой (подстава), давно уже поувольнялись». Соответственно, всю проблему оставили на откуп УБОП, которое не считает отлов мошенников на дорогах своим приоритетным занятием. Безусловно, проводились и проводятся аресты. Особенно много задержаний было раньше, когда на дорогах работали этнические группировки и разговор с водителем у них быстро превращался в вымогательство денег под угрозой физического насилия. Кроме того, как нам рассказали, у органов нет отдельной статистики по подставлялам: автомобильные подставы рассматриваются как обычное вымогательство. Такие случаи идут под графой «уличное вымогательство». Плюс ко всему у компетентных органов не существует какой-то одной общей базы данных по подставлялам. То есть базы по лицам, уличенным в подставах, у разных служб есть. У каждой своя — у уголовного розыска и у УБОП. Свои базы данных есть и у страховых компаний. Но все они неполны и разрозненны.

Надо признать, что за последнее время на дорогах стало значительно меньше подстав, но связано это, увы, не с отличной работой милиции, а с внедрением ОСАГО. Раньше жертвам в вопросах выплат приходилось рассчитывать исключительно на себя. Сейчас же можно послать всех… в свою страховую компанию. Именно поэтому мошенники так часто пытаются убедить водителя, что случай нестраховой.

Не попадайтесь на удочку! Будьте бдительны и соблюдайте правила дорожного движения!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии