И никаких гвоздей?

И никаких гвоздей?

Больше века назад, когда появилась первая шипованная шина, достойной альтернативы ей на зимней дороге просто не существовало. Сегодня мягкие «липучки» — прямые конкуренты «шиповкам» (что подтверждают и результаты наших тестов) и присутствуют в гамме каждого известного производителя шин. Основное достоинство шипованных покрышек — лучшее сцепление на льду, за счет твердых коготков. Недостатки тоже известны. На современных автомобилях на фоне тихих двигателя и трансмиссии гул шипов слышен особенно хорошо. Кроме того, при потере шипов заметно ухудшаются сцепные свойства, возникает дисбаланс. Да и масса таких шин, как правило, больше — выше нагрузки на подвеску. Не говорим уже об износе дорожного полотна — это для многих понятие абстрактное, вроде экологических норм.

За считанные сотни километров шипы — как новенькие, но вырывы резины вокруг них указывают на «агрессивную» езду: под нагрузкой шип перекашивается, приподнимая резину вокруг себя — она и стирается о покрытие.
За считанные сотни километров шипы — как новенькие, но вырывы резины вокруг них указывают на «агрессивную» езду: под нагрузкой шип перекашивается, приподнимая резину вокруг себя — она и стирается о покрытие.

Так стоит ли овчинка выделки? Точки над i должен расставить сравнительный тест в реальных условиях российских зимних дорог. Автомобили — «Шкода-Октавия», шины — Nokian HKPL5 (шипы) и Michelin X-Ice (нешипы). Маршрут Москва-Тольятти проложили по разным дорогам: от многополосных асфальтовых магистралей до проселков.

Множество извилистых ламелей под разными углами почти без следов износа. В современных шинах мягкая резина обладает достаточной износостойкостью.
Множество извилистых ламелей под разными углами почти без следов износа. В современных шинах мягкая резина обладает достаточной износостойкостью.

Пробег чуть не сорвала погода. Прошлая зима выдалась бесснежной, но за день до намеченного срока закружила долгожданная вьюга, да такая, что к утру намело сугробы, а асфальт МКАД и Ярославского шоссе скрылся под толстым слоем снежной каши. Антипробуксовочную систему на обеих машинах пришлось отключить — она не давала тронуться с места, придушивая двигатель. Зато с пробуксовкой и курсовая устойчивость, и разгон на обоих комплектах — без нареканий.

В снегу по бампер обе «шкоды» движутся уверенно, сложен только момент трогания (с включенной антипробуксовочной системой тронуться вообще невозможно). Выезжать на обеих шинах лучше задним ходом.
В снегу по бампер обе «шкоды» движутся уверенно, сложен только момент трогания (с включенной антипробуксовочной системой тронуться вообще невозможно). Выезжать на обеих шинах лучше задним ходом.

Из Ярославля в Нижний Новгород выехали пораньше — в планах значилась прогулка по целине (снега на полях было уже достаточно — 10–15 см). Глинистый, разбитый проселок схватился двадцатиградусным морозом, превратившись в стиральную доску с беспорядочными «каменными» колеями. Съезд в поле — на пределе геометрии «шкод». По ровному снегу обе шины гребли без затруднений, но вот на выезде пришлось помучиться. «Мишлен», отчаянно буксуя, взял подъем со второй попытки. «Нокиан» рыла шипами глубокие канавы в мерзлой глине, но без посторонней помощи выехать на дорогу не смогла.

Тестовый подъем: подслоем снега — смерзшаяся кочковатая глина. Обе переднеприводные машины выезжали практически на брюхе, но все же одолели склон.
Тестовый подъем: подслоем снега — смерзшаяся кочковатая глина. Обе переднеприводные машины выезжали практически на брюхе, но все же одолели склон.

Следующим испытанием стал слалом на ледяной дороге. Мы нашли пустынное широкое шоссе, ведущее к какой-то деревне (не иначе как в прошлом ее посетил какой-нибудь глава администрации, вот и построили «автобан»). Перекрыв пятикилометровый участок дороги, по очереди проходили повороты, оценивая управляемость, разгон и торможение на льду и укатанном снегу. На провокацию — резкий доворот руля под сброс газа — оба автомобиля отвечали заносом, но восстановление качения у «Нокиан» происходило более резко, словно удар о бордюр. «Мишлен» на той же скорости реагировал мягче, предсказуемей. Наверное, поэтому многим кажется, что «шиповки» лучше держат дорогу — у них более резкий отклик. Впрочем, обе шины прощают почти все, кроме откровенного хулиганства — и разница в поведении минимальна. А вот на торможении у «Нокиан» заметное преимущество. Хотя удобство управления тормозами (если нет ABS) у обеих шин схоже.

Последний участок — узкие шоссе с неровным асфальтом, местами покрытые наледью (от Димитровграда до Тольятти вообще ехали по «стеклу»!). Здесь «липучки» не уступают «шиповкам» ни по курсовой устойчивости, ни по управляемости, хотя по шуму не сильно отыгрывают, хотя гул от «Мишлена» скорее неприятен, чем громок.

Что в итоге? В большинстве реальных дорожных (и бездорожных) ситуаций современные нешипованные шины практически не уступают шипованным. Более того, последние порой провоцируют излишнюю самоуверенность, держа «до последнего» однако переход от качения к скольжению может быть более резким. Отметим лучшие тормоза «шипов», но не забудем, что главный залог безопасной езды — в голове. В остальном же осмелимся предположить, что в ближайшие годы в России «липучки» потеснят «шиповки», особенно в премиум-сегменте, где они, как показал наш пробег, действительно идут ноздря в ноздрю.

Помните, что шипованные шины по сцепным свойствам на льду опережают «липучки» лишь до минус 10–15*С, при более низких температурах последние эффективнее. Впрочем, свойства шипованных с шин с изменением температуры остаются более стабильными, чем у нешипуемых.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии