Охота на сверчков

Охота на сверчков
Положив одну руку на чашку, другой качают кузов вверх-вниз. Если ощущается постукивание, обычно говорят, что виноват опорный подшипник. Однако стучать может и опора стойки, и сама стойка, и обе вместе, поэтому опору для проверки нужно снять.

Грохот погремушки радует разве что младенца, а стуки, скрипы и прочие посторонние звуки в автомобиле – головная боль владельцу. Шумы эти раздражают сами по себе, но главное – часто предвещают куда большие неприятности. Поэтому сезон охоты на «сверчков», особенно в отечественных машинах, открыт круглогодично: если они расплодятся, выловить каждого в отдельности будет непросто.

Просевшая пружинка нижнего клапана сжатия передних и задних стоек ВАЗ-2108–2110 – одна из причин стуков в амортизаторе.

Скрип пластиковых панелей легко выявить, если на них энергично понажимать рукой. Дребезжащие звуки провоцируют легким постукиванием кулаком по подозрительному элементу. Нормально закрепленные панели на это не реагируют. Лечение здесь простое – между трущимися (скрипящими) и дребезжащими панелями ставим мягкие прокладки. Эффективен поролон на клею или самоклеящиеся уплотнители окон. Где это возможно, панели лучше стянуть саморезами.

Если не обращать внимание на стуки…

Пластиковый наружный обвес – завоевание беспощадного тюнинга – хоть и невероятно красив, тоже зачастую вносит свой голос в оркестр. Его погромыхивания слышны более отчетливо при движении с открытыми окнами. Эффект усиливается, если ехать вдоль бетонного забора или в туннеле. Кстати, таким же способом легко прослушать систему выпуска: уж если сечет – эхо от забора услышит самый тугоухий. Одно условие: дефилировать вперед-назад, чтобы прослушать обе стороны автомобиля, лучше в одиночестве, чтобы шум потока машин не смазывал картину. Рецепт для обвеса тот же – мягкие прокладки и жесткое крепление.

Со временем резиновый демпфер выдавливается, шарики набивают лунки по краям рабочей канавки и опора начинает стучать.

Сложнее обстоит дело с поиском «барабашек» – бывает, вроде и шуметь нечему, а поди ж ты – шумит! К примеру, в дверях. Снимаем обивку, на всякий случай подтягиваем винты стеклоподъемника и замка и стучим по двери изнутри, поднимая и опуская стекло. Дребезг жестянки можно убрать, если наклеить на эти панели куски битумной шумоизоляции (она продается в магазинах). Люфты в петлях дверей проявляются глухими стуками на разбитой дороге. Обильная смазка способна чуть приглушить стуки, но совсем от них не избавит. При подозрении на петли поочередно приоткрываем двери и, взявшись рукой снизу, пытаемся приподнять их. Характерный щелчок – верный признак износа. Устраняется заменой осей петель.

Аэродинамические шумы проявляются, как правило, при высокой скорости на хорошем шоссе. Свистеть и подвывать могут крепежные отверстия в зеркалах, неудачно установленная антенна или даже свищ от сквозной коррозии. Дырки придется заделать хотя бы пластилином, антенну слегка наклонить или перенести в другое место.

Теперь, когда с надоедливыми, но по сути безопасными кузовными шумами мы разделались, время заняться жалобами подвески, которых до поры просто не было слышно.

Треснувший чехол очень быстро приведет к стукам и щелчкам в приводе.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Стуки могут генерировать раскрутившиеся гайки на штоках амортизаторов. Стук глухой, ухающий, хорошо слышен, если вывесить колесо и покачать его монтажкой вверх-вниз. Кстати, проверка затяжки гаек крепления стоек и штоков амортизаторов входит в перечень работ ТО.

Оспины на штоке – причина течи амортизатора. Ремонт – замена в сборе.

Изношенные наконечники рулевых тяг шума создают немного, зато предупреждают о куда более серьезной опасности, чем, например, дребезжащая декоративная накладка. Люфт заметен на глаз при покачивании рулем или, когда он небольшой, – на ощупь, если положить ладонь на сомнительное сочленение.

Вполне «рабочий» амортизатор порой стучит по вине изношенного уплотнительного кольца.

Щелчки рулевой рейки ощутимы на руле при перекладке его из одного поворота в другой. (Если машина с усилителем рулевого управления – проверять при работающем двигателе.) Все дело в зазоре между ведущей шестерней и зубьями рейки. Под нагрузкой вал приподнимается и, если тарельчатая пружина просела, стучит. Подтягивать такую бесполезно – только зажмете вал, придется заменить новой.

Шаровые опоры сигналят глухими ударами при езде по разбитому асфальту. Чтобы убедиться, что изношены именно опоры, вывешиваем колесо и пытаемся покачать монтажкой в вертикальной плоскости. Изношенная опора, не нагруженная весом автомобиля, издает отчетливые глухие стуки. Кстати, если подвеска двухрычажная («Лада»-классика, «Волга» ГАЗ-31105), домкрат ставим под нижний рычаг, иначе шаровая опора будет зажата силой пружины.

Износ сайлент-блоков проверяем монтажкой, покачивая концы соответствующих тяг. Исправный едва заметно сминается, но тут же возвращается на место. Неприятные шаркающие звуки могут издавать трущиеся о подкрылки пружины – потертости видны невооруженным глазом. Но все это – цветочки, источники этих шумов найти не так уж сложно.

Резкий дробящий металлический стук на «стиральной доске», машина «плывет» в сторону уклона дороги? Так «умирают» амортизаторы, точнее, пружины их клапанов.

Причиной курсовой неустойчивости и стуков в подвеске может быть изношенный или «провалившийся» в резиновом демпфере подшипник передней опоры. Вычислить его просто: вывешиваем колесо и качаем его в вертикальной плоскости – разбитая опора будет стучать. Этим дефектом, как правило, грешат родные вазовские стойки и опоры, поэтому, когда придет время их менять, стоит обратить внимание на изделия хорошо зарекомендовавших себя фирм. Для «самар» и «десяток» это, к примеру, «Асоми» или SS-20 («Система технологий»). Последние уже 20 тыс. км работают на нашей машине и проявили себя наилучшим образом.

Трансмиссионные шумы, как правило, вызываются изношенными подшипниками колес – гул усиливается и пропадает в разных поворотах; ШРУСами – симптомы те же и, если есть карданные валы, щелканьем крестовин. Шум подшипника четче проявляется уже в незначительном повороте и исходит от наружного колеса. Причем не важно, идет машина внатяг или на нейтрали. ШРУС, как правило, громче щелкает под нагрузкой в повороте. А поскольку внутреннее колесо поворачивается на больший угол – в левом повороте слушаем левый шарнир, в правом – правый.

АРАНЖИРОВКА

Наконец, при поиске источников шума неизбежен элемент случайности – мой знакомый перебрал полмашины, довел себя до нервного истощения, а скрип в подвеске никак не пропадал. Оказалось, под глушитель забилась сухая ветка. Она-то временами и скребла по днищу. Второй поймал на кардан «классики» одеревеневший ствол репейника. Пока не заехал на эстакаду, многое передумал. И уж совсем анекдотичный случай рассказали специалисты-подвесочники.

Как-то зимой к ним на станцию приехала дама с жалобами на стуки в подвеске «десятки». Машину отремонтировали, проверили и, убедившись, что теперь все в порядке, вручили владелице. Дело было в пятницу, а уже в понедельник блондинка возвращается и закатывает скандал: грохот в задней части машины, за что, мол, деньги берете. Экспресс-осмотр никаких огрехов не выявил. Попросили открыть багажник, а там – осколки трехлитровой банки и десяток крупных заледеневших огурцов!

Подпишитесь на «За рулем» в