БТР ХХI века

БТР ХХI века

Раньше мы всегда гордились "непобедимой и легендарной". И по праву. Конструкторов оружия боготворили - и открытых, и засекреченных. А нынче не знаем толком, чем вооружена наша армия, "впереди ль планеты всей" или уже нет?

БТР-90 (ГАЗ-5923) "РОСТОК" новинкой назвать можно лишь с натяжкой - он был разработан в начале 90-х годов, а опытный образец собрали в начале 1994-го. Бронекорпус сварен в Челябинске еще осенью 1993 года. Листы брони увеличенной толщины, лежат под углом. Они надежно защитят экипаж от крупнокалиберных пуль и осколков снарядов. Конструкторы учли горький опыт Афганистана и усилили противоминную защиту - днище теперь V-образное. После испытаний бронетранспортер будет выпускаться в филиале ГАЗа, Арзамасском машиностроительном заводе. А то, что серия будет немаленькой, известно на все сто процентов - на БТР-90 положили глаз военные атташе многих стран. А они, атташе, толк в технике знают. В общем, с гордостью заявляем: главный конструктор Масягин со своей командой сделали бронетраспортер XXI века. Так говорят и специалисты, и военные.

Общая компоновка машины, отлично себя зарекомендовавшая, проверенная временем и войной - колесная формула 8х8, двигатель в задней части корпуса, вместительное десантное отделение, два водомета. Имеется система коллективной защиты экипажа от ударной волны ядерного взрыва (броня), проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ (воздушный фильтр - один на всех). Для жарких стран предусмотрен кондиционер. В передней части корпуса сиденья водителя и старшего стрелка. У водителя пять перископов, видно в них аж на 180 градусов. Есть пара перископов и у старшего стрелка. На марше сиденье водителя может подниматься, а в дождь и снег над ним легко установить защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.

Командир машины со стрелком-наводчиком сидят во вращающейся башне. У БТР-90 мощное вооружение: 30-мм автоматическая пушка (боекомплект 500 снарядов), 7,62-мм пулемет (2000 патронов), гранатомет (боекомплект - 400 выстрелов) и противотанковый ракетный комплекс "Конкурс" (четыре ракеты с полуавтоматическим наведением по проводу). У наводчика - комбинированный (дневной и ночной) прицел, у командира - подвижный перископ. Экспортные машины под заказ комплектуют прицелом с французским тепловизионнным модулем SAT. Орудие стабилизировано в двух плоскостях, значит вести огонь можно и в движении. По танкам можно стрелять ПТУРсом с 4000 м, по вертолетам - из пушки - с 2000-2500 м, а по пехоте - с 4000 м из чего попало. На базе БТР-90 проектируют самоходное 120-мм орудие.

Двигатель, конечно, дизельный. Многотопливный, жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Мощность челябинского мотора 2ВО62С - 510 л.с. Добраться до него можно изнутри машины и через два люка в крыше мотороно-трансмиссионного отделения. Спрятанный за задним броневым листом радиатор защищен от бутылок со "смесью Молотова" и прочих зажигательных припасов специальными крышками.

БТР умеет плавать: мореходность до трех баллов, скорость до 13 км/час.

КП - автоматическая гидромеханическая. Гидрообъемная передача позволяет выполнять "танковый" разворот на месте. Четыре передних колеса - поворотные. Транспортер может ехать вперед и назад с одинаковой скоростью - до 100 км/час: КП у него реверсивная.

Подвеска всех колес - независимая торсионная, на поперечных рычагах. Огромный ход, энергоемкие торсионы и телескопические амортизаторы, широкопрофильные шины с системой централизованного регулирования давления позволяют легко обходиться без дорог. Машина сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех колес.

БТР-90 - первая из отечественных машин с бортовой информационно-управляющей системой. Она управляет двигателем и трансмиссией, контролирует основные системы машины.

На сегодняшний день испытания машины подходят к концу. То, что БТР приспособлен для действий в горах - здорово пригодится в Чечне. Боевое крещение "Росток" уже прошел и скоро пойдет в войска - это будет крепкий росток.

Подпишитесь на «За рулем» в