Обгоним Германию?

Обгоним Германию?

ПЛЮС НА МИНУС

Лидером российского авторынка по-прежнему остается «Лада»: ее доля продаж составляет 24,4%. Для сравнения: среди иномарок лучший результату «Шевроле», достигнувшей 6,8%.

За год рынок новых автомобилей вырос на 38%. Естественно, причинами стали увеличившиеся доходы населения и удобные программы кредитования: каждый третий автомобиль приобретен в кредит.

У российских — маленький праздник: в прошлом году подросли продажи автомобилей традиционных марок. Особенно удивил АВТОВАЗ. Судите сами: в первом полугодии 2007-го — падение продаж, угроза остановки производства; во втором — резкий всплеск интереса покупателей. В результате АВТОВАЗ продал в России рекордное количество автомобилей — 663,5 тыс. шт., прибавив 38,5 тыс. шт., или 6,2% по сравнению с 2006-м. За год предприятие ни разу цены не повышало, поэтому на время «вернулось» в свою ценовую нишу. Еще порадовал УАЗ, который продал «патриотов» и «хантеров» аж на 2,2 тыс. больше, чем в 2006-м (+7,6%). А вот ГАЗ снова снизил производство легковых автомобилей и продал 40 тыс. «волг» (на 21,6% меньше, чем за год до того). Правда, уже в этом году нижегородцы обещают запустить новинку — «Сайбер», и с его помощью увеличить продажи легковушек до 45 тыс. штук.

Собственно, вот и все об отечественных производителях.

ДВЕ ИЗ ТРЕХ

Среди новых автомобилей доля иномарок — 71 %, то есть две машины из каждых трех проданных! Фантастика: меньше чем за 10 лет, с 1999-го по 2007-й, продажи иностранных брендов в России увеличились в 40 раз: с 40 тыс. до 1,6 млн. штук. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в РФ в 2007 году продано новых иностранных автомобилей 1 634 061 — на 61% больше, чем годом раньше. Результат вполне ожидаемый: весь минувший год российский «иномарочный» рынок демонстрировал рост в пределах 60–70% и лишь в декабре темпы немного снизились — до 50%.

При этом в десятке лидеров иностранных компаний обосновались только те, которые уже построили сборочные предприятия в России или странах СНГ либо заявили о подобных планах. Как и ожидалось, первое место с показателем 190,5 тыс. автомобилей занял «Шевроле» (рост на 71%). Своим успехом эта марка обязана прежде всего двум моделям — «Ниве», которую собирают на СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» в Тольятти (в прошлом году продали 47,7 тыс. вседорожников), и украинскому «Ланосу» (почти 58 тыс.). Совокупные продажи компании «Дженерал моторс» («Шевроле», «Дэу», «Опель», «Кадиллак», «Хаммер», СААБ) составили за прошлый год почти 352 тыс. машин.

Второе место занял «Форд» (около 176 тыс. шт., +52%), который потерял лидерство среди иномарок. Причина — успехи конкурентов и, очевидно, забастовки на заводе во Всеволожске. Группа «Хёндай», в середине года уступившая было «Тойоте» место в тройке лидеров, за последние четыре месяца ушедшего года наверстала отрыв и вернулась на третье место (148 тыс. шт., рост на 47%). Корейские автомобили уже давно собирают на ТагАЗе, в Ростовской области, а сейчас компания решилась на строительство завода в Санкт-Петербурге. Причиной скачка продаж эксперты называют повышение спроса на «Хёндай-Акцент» (он вышел на 4-е место в рейтинге иномарок, хотя полгода назад занимал лишь 9-е).

Наибольший рост продаж в 2007 году показала марка «Альфа-Ромео» — +1396%! Второй рекорд тоже принадлежит итальянцам: ФИАТ, который активно продвигает группа «Северсталь-Авто», увеличил продажи почти в 11 раз. В семь выросла реализация люксового бренда «Инфинити», в 3,5 раза — китайской компании «Чери». В 3,3 раза увеличились за год продажи автомобилей «Опель».

Несмотря на бурное развитие рынка в целом, нашлись и такие, у кого продажи снизились. Например, спрос на «Ситроен» упал на 6%, «Крайслер» — на 16%. Первый, скорее всего, поплатился за отсутствие новинок, покупатели второго споткнулись о неоправданно высокий ценовой порог. Зато рванула вверх дочерняя марка «Додж».

КТО КОГО?

В рейтинге популярности традиционных российских моделей все осталось по-прежнему: на первом месте — семейство ВАЗ-2105/07 — 188,1 тыс. шт.; на втором — «Лада-Самара-2» — 187,6 тыс.; на третьем — «Лада-110» — 122,3 тыс. Этот порядок не меняется уж который год. Зато перестановки произошли среди самых покупаемых иномарок. В 2007 году гонку возглавил «Форд-Фокус» (97,6 тыс. машин), «Рено-Логан» (67,8 тыс.) и «Шевроле-Ланос» (57,9 тыс.). Вообще же шесть из первой десятки собраны в России, два —в других странах СНГ, и лишь две «чистых» иномарки. «Мицубиси-Лансер», который в 2006 году был третьим, в этом году из-за смены поколения может попасть в десятку лучших лишь по «совокупности заслуг» — в минувшем году компания продавала одновременно машины двух поколений (31,5 и 20,6 «новых» «старых» в сумме — 52,1 тыс. автомобилей). А узбекскую «Нексию» в конце года сумела опередить одна российская иномарка — «Хёндай-Акцент».

Рекорды по продажам в 2007 году поставили сразу несколько моделей. В три с лишним раза вырос спрос на «Опель-Астра», на 184% — на «Шевроле-Авео», на 182% — на «Ниссан-Ноут», и на 162% — на «Форд-Фьюжн». Обратите внимание — три последних автомобиля относятся к европейскому классу В: теперь он и у нас растет опережающими темпами.

А вообще самой продаваемой иномаркой класса В в России стал «Рено-Логан» (67,8 тыс. шт.), в классе С бессменным лидером остался «Форд-Фокус» (97,1 тыс.). Самый продаваемый автомобиль класса D — «Тойота-Авенсис» (20,8 тыс.), а класса Е — «Тойота-Кэмри» (26,4 тыс. шт.). Среди вседорожников по-прежнему лидирует «Тойота-RAV4» (22,9 тыс. шт.) — но только если не считать американо-российскую «Шевроле-Ниву» (47,8 тыс. машин).

ТРЕТЬЯ СТАНЕТ ПЕРВОЙ

Средневзвешенная цена одного автомобиля по итогам года выросла до 19,2 тыс. долл. против 16,6 тыс. годом раньше, то есть примерно на 16%. А ведь еще в 2004 году средняя стоимость одного автомобиля на российском рынке равнялась 11 тыс. долларов! Быстрый рост средней стоимости автомобилей аналитики объясняют стремительно меняющейся структурой рынка (в пользу иномарок), снижением курса доллара и т.д. Стенли Рут из компании PricewaterhouseCoopers склонен во всем винить инфляцию: «В России инфляция составляет около 10%, это значительно больше, чем в мире. Поэтому складывается парадоксальная ситуация: иностранные производители строят здесь заводы, чтобы уменьшить стоимость, но этого не получается». На бытовом уровне объяснение более простое: дорожают автомобили! Да и найти новую иномарку в базовой комплектации практически невозможно.

Но кого это может остановить? По прогнозам, в 2008 году продажи снова вырастут, хотя темпы роста снизятся до 20–25%. Тем не менее это очень хорошие показатели, особенно на фоне стагнирующих рынков европейских стран. По темпам прироста продаж новых автомобилей Россию сейчас обходит только Китай. Уже сегодня российский рынок можно считать третьим в Европе по величине после Германии (3,4 млн. штук) и Великобритании (2,3–2,4 млн.). При сохранении нынешних тенденций Россия может обойти Германию и стать самым крупным европейским рынком уже через год-два.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии