Чтоб ты растаял!

Чтоб ты растаял!

Все, что попало на дорожное покрытие, в конечном итоге стекает в ливневую канализацию. Но прежде грязное месиво успевает облепить автомобиль до самой крыши, попробовать на прочность его антикоррозионное покрытие, а также обувь пешеходов и водителей. Впрочем, министры-администраторы не устают повторять: нынче, мол, на дороги льют самые прогрессивные составы, они растапливают лед и снег, но щадят все вышеперечисленное. Однако ум человека, зиму напролет барахтающегося в грязи, отказывается этому верить.

Все наши пробы выглядят весьма неаппетитно, где бы их ни брали.

Поэтому на экспертизу в АНО «Инженерный Центр - Экология» отправили не сами противогололедные составы, а превратившийся в серую кашу снег, который снегоуборщики сгребли к тротуарам и обочинам. Ведь именно эти безрадостного вида кучи либо растают и стекут в ливневую канализацию, а потом в Москву-реку, либо их растопят в снегоплавилках - и отправят по тому же адресу. Мы выбрали восемь характерных мест, среди которых МКАД и третье кольцо, Лубянская площадь и шоссе в ближнем Подмосковье, Садовое кольцо, второстепенная улица и рядовой московский дворик. И, конечно же, родной Селиверстов переулок.

Но радиоактивной заразы в них, слава Богу, нет!

В лаборатории центра наши пробы взяли не без доли брезгливости. Субстанцию, уже мало напоминавшую снег, проверили на содержание ионов кальция, магния и натрия, хлоридов и нефтепродуктов - основных веществ, которые могли бы оказаться на зимних дорогах. Заодно решили оценить обоснованность слухов, будто бы в Москву с Челябинского комбината «Маяк» завезли шлак, в котором содержатся радиоактивный полоний, цирконий и бог знает что еще жутко вредное. Пришлось применить радиометр, способный обнаружить и гамма-, и бета-, и альфа-радиацию, чем черт не шутит?

И вот первый результат: ни в одной пробе не оказалось никаких радиоактивных элементов! Показатели радиометра -на уровне окружающего фона. Но зато все остальное…

Содержание хлоридов в тающем московском снеге превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) для ливневых стоков в 10, а то и в 25 раз! Почти столько же соли в морской воде. А как она воздействует на металл, наверное, никому объяснять не нужно. Другое дело, что, по заверениям властей, в состав противогололедных реагентов, кроме хлоридов, входят специальные ингибиторы коррозии. Похоже на правду: иначе многие фирмы разорились бы на гарантийном ремонте кузовов. А вот Москве-реке и уцелевшим еще деревьям вдоль обочин и тротуаров придется несладко. Вы не пробовали поливать огород морской водой?

По ионам кальция, магния и натрия картина тоже довольно удручающая. ПДК для них не установлен, но эксперты пояснили: проблемы со здоровьем начнутся, когда дороги подсохнут и эти металлы в виде мельчайших частиц пыли попадут нам в легкие. Кашель, першение, аллергия при таком содержании гарантированы. Впрочем, не зря по весне московские дороги и улицы отмывают шампунями -это позволяет хотя бы летом свести к минимуму возможность переноса щелочно-металлической пыли.

Еще один сюрприз преподнесли нефтепродукты: по ним ПДК превышены в… 300 раз! Но, позвольте, они-то откуда? Разве из всех машин струей льются масло, тосол, незамерзайка (ее спирты тоже попадают в эту графу)? И, главное, неужели эти гипотетические протечки столь равномерно распределены по всей уличной сети Москвы? Рискнем предположить: реагенты частично растворяют асфальтовое покрытие. Не этим ли объясняется его плачевное состояние по весне? Впрочем, это только гипотеза, тут нужны дополнительные исследования. В будущем мы обязательно привлечем к подобной экспертизе специалистов-дорожников, а также врачей и биологов: пусть прояснят вопрос о воздействии столь высоких концентраций хлоридов и ионов металлов на флору, фауну и на наше здоровье!

Увы, даже относительно чистого снега на дорогах мы не нашли. Нигде. Тем более интересным выглядит опыт Скандинавских стран, опирающихся не на химию, а на физику: там просто посыпают дороги гранитной крошкой. А по весне собирают ее машинами-пылесосами. До следующей зимы…

При профилактической обработке реагентами дорожное покрытие на некоторое время становится скользким, причем на глаз это незаметно!

НОРМЫ И КЛАССЫ

Галогенсодержащие антигололедные реагенты на основе MgCl2, CaCl2, NaCl относятся к третьему классу опасности (вещества умеренно опасные) по ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности». Указанные вещества обладают раздражающим действием на кожу и слизистые оболочки глаз при непосредственном контакте.

При работе с упомянутыми реагентами требуется применять средства индивидуальной защиты глаз, рук, а также спецодежду в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами.

Гигиенические нормативы в атмосферном воздухе населенных мест согласно ГН 2.1.6.1338-03 и ГН 2.1.6.1339-03 составляют: MgCl2 - 0,1 мг/мз, СаОг -0,05 мг/мз, NaCl - 0,5/0,15 мг/мз (в числителе указана разовая ПДК, в знаменателе - среднесуточная).

Предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания хлоридов в поверхностно-ливневых стоках - 300 мг/л, для нефтепродуктов - 0,05 мг/л.

Содержание хлоридов в придорожном снеге местами превышает ПДК в 25 раз, а нефтепродуктов - до 300 раз!

СВОЙСТВА ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВ

В качестве основы для противогололедных реагентов в настоящее время используются 23%-ный раствор хлорида натрия, 26%-ный раствор хлорида кальция, 32%-ный раствор хлорида кальция, 25%-ный раствор хлорида магния, 50%-ный раствор ацетата калия и 28%-ный раствор кальциево-магниевого ацетата.

Эффективно использовать жидкие реагенты для предупредительной обработки. Однако применение растворов с высокой вязкостью (они - в конце списка) может вызвать эффект «смазки» дороги. Поэтому наиболее приемлемы здесь растворы хлорида натрия и 26%-ный раствор хлорида кальция (ХКМ). При обработке любыми жидкими реагентами дороги с уже образовавшимся ледяным покрытием на некоторое время резко возрастает скользкость. И только после того, как лед расплавится, создаются нормальные условия для движения автотранспорта.

Предупредительная обработка сухими реагентами на основе хлоридов кальция и магния также способна создавать ситуацию повышенной опасности, так как на дороге сухие реагенты превращаются в растворы с большой концентрацией и высокой вязкостью. Они рекомендованы к использованию лишь во время снегопада при низких температурах и на дорогах с большой интенсивностью движения.

Оценка фитотоксичности реагентов показала, что при концентрации до 2000 мг/л значимые эффекты не проявляются. Наибольшую толерантность растения проявляют к хлористому кальцию. А вот использование магний содержащих солей создает угрозу токсичного воздействия иона магния на растения.

Подпишитесь на «За рулем» в