Кубики и рублики

Кубики и рублики

В нашей стране автомобиль с большим и мощным мотором - предмет гордости, показатель достатка. Говорят, для поднятия престижа в глазах окружающих некоторые идут и на радикальные меры - приклеивают шильдик S600 на «скромный» «Мерседес-Бенц S350». Другие просто выбирают «самое-самое». Вам тоже кажется, что мотор объемом меньше 4 л для большого авто неприличен? Вы с иронией смотрите на модели с двигателем 1,4 л? Вооружимся техническими характеристиками и калькулятором…

Шестилитровый мотор занимает практически все место под капотом «Ауди-А8». А шильдик W12 на крышке багажника демонстрирует статус и состоятельность владельца, но доплачивать за престиж придется при каждой заправке.

БИЗНЕС? КЛАСС!

Возьмем уважаемый во всем мире седан «Ауди-А8». Наиболее престижна, естественно, топ-версия - с 6-литровым бензиновым мотором непривычной конфигурации W12. Для самых расчетливых и прагматичных предлагают автомобиль с двигателем V6 (ЗР, 2007, № 12), который скромнее по объему более чем в два раза - 2,8 литра (в Россию такие, увы, привозить пока не планируют). «Кубическая» разница понятна. Ну а что с другими характеристиками?

Они (см. таблицу) внушают уважение - 12-цилиндровый агрегат мощнее аж на 114% и развивает на 107% больший крутящий момент. Но прирост максимальной скорости обнаружить не удастся. Ведь и на 6-литровой машине установлен электронный ограничитель, который не позволит разогнаться быстрее 250 км/ч. Зато можно сверить время разгона до сотни. Автомобиль с 2,8-литровой V-образной «шестеркой» проигрывает оппоненту лишь 2,9 с, то есть около 36%. Много это или мало? Смотря для чего и для кого. Натренированный водитель при интенсивном разгоне наверняка почувствует разницу. Шофер солидной машины, для которого важен комфорт пассажиров, в обыденной жизни не вдруг определит, какой мотор под длинным капотом. А есть еще другие, не столь «парадные» цифры.

Прежде всего, выбросы углекислого газа в атмосферу, которые у W12 выросли ни много ни мало на 76%. Кстати, именно из-за этого многолитровые автомобили в Западной Европе подвергают все более яростным нападкам.

Многие могут лишь мечтать о 6-цилиндровом моторе объемом 2,8 л, а для флагманского немецкого седана он самый «скромный». Тем не менее динамика автомобиля вполне соответствует классу.

Но еще убедительнее, что «Ауди-А8» с 6-литровым мотором, по заводским данным, в смешанном цикле сжигает на 77% (!) больше топлива, чем с 2,8-литровым. В быту это окажется гораздо важнее, нежели мощность. Дело не только в стоимости бензина, но и в частоте посещения заправок.

«Форд-Фокус» с маленьким мотором придется по вкусу далеко не всем, двухлитровая версия вызывает больше положительных эмоций. А умеренное увеличение расхода топлива и выброса СО2 - еще пара аргументов в пользу увеличения объема.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ?

У более массовых моделей ассортимент силовых агрегатов тоже, как правило, не скудный. Скажем, самые экономные могут выбрать «Форд-Фокус» с 1,4-литровым мотором. Его 80 л.с. вполне достаточно для спокойной повседневной езды. Однако на рынке, особенно российском, гораздо больше перспективу «Фокуса» со 145-сильным 2-литровым мотором.

Заплатить на 40% больше и получить 81-процентную прибавку мощности? Вполне возможно!

Доплатив кровно заработанные, радуемся приросту мощности на 81%, увеличению крутящего момента на 49% (со 124 до 185 Н.м), максимальная скорость машины возрастает на 22 % (со 164 до 208 км/ч), а на разгон до сотни уходит на 35% меньше времени (9,2 против 14,1 с). Прирост динамических характеристик не столь внушителен, как у «Ауди», поскольку разница в объеме - всего 600 «кубиков». А чем придется поступиться? Расплатой за возросшую скорость станет… всего лишь 8-процентная потеря в экономичности и такое же увеличение выброса СО2. В общем-то, скромная цена за ощутимое улучшение динамики.

УДОБСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

Итак, в определенном смысле разница более чем в 3000 «кубиков» менее значительна, нежели в 600! «Ауди» даже с «маленьким» 2,8-литровым мотором слабым не назовешь. Ну а изрядный выигрыш 6-литрового седана А8 в скоростных дисциплинах, по сути, негде реализовать. Зато большой мотор примется есть бензин с завидным аппетитом. Можно, конечно, стараться не глубоко нажимать педаль газа. А не проще ли довериться более экономичному мотору?

Для массовых машин более мощный двигатель - это не столько высокая максимальная скорость, сколько удобство управления, а значит, в определенной мере и безопасность. Прибавка в 60 л.с. позволит владельцу «Фокуса» чувствовать себя на дороге гораздо комфортнее, не сильно ущемляя окружающую среду - и себя в расходах на бензин. Кстати, и доплата за «младшие» кубики куда более скромна, чем за «старшие».

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА… СОВРЕМЕННЕЙ

Прирост рабочего объема, конечно, особо заметен на относительно небольших моторах. Но возможности двигателей, которые прежде считали малолитражными, стремительно меняются. Пример - моторы «Фольксваген» семейства TSI. Турбо- и приводной компрессор, непосредственный впрыск, регулировка фаз газораспределения - целый комплекс решений позволяет скромному 1,4-литровому двигателю развивать мощность, достойную куда более объемистых собратьев - до 170 л.с. При этом расход топлива и содержание двуокиси углерода в выхлопе заставляют краснеть некоторых, равных по кубатуре конкурентов.

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ?

Конечно, сравнивать цены на автомобили с разными моторами не совсем корректно. Ведь вместе с добавкой мощности в цену «старших» комплектаций зачастую входит дополнительное оборудование. Но к наиболее престижным машинам это относится в меньшей степени.

В Германии самая доступная «Ауди-А8» с двигателем V6 стоит 61 900 евро, а с W12 - 113 550. То есть увеличение мощности на 114% поднимает цену на 83%. Цены пятидверного хэтчбека «Форд-Фокус» с 1,4-литровым мотором начинаются с 15 800 евро, а двухлитровая версия обойдется не меньше чем в 22 200 - прибавка всего 40%. И не забудьте о налогах!

Подпишитесь на «За рулем» в