ПДД по-индийски

ПДД по-индийски

Туристические агентства информируют об аренде автомобилей примерно так: «Для этого необходимы международные водительские права и страховка. Возможен наличный расчет. Но езда на машине в Индии — занятие не для слабонервных: левостороннее движение, узкие дороги и своеобразный стиль вождения местных жителей требуют привычки, поэтому мы рекомендуем вам брать такси с водителем (это дешевле и безопаснее)». И их можно понять: лучше предостеречь туриста от неприятностей, чем потом возиться со страховкой и терять драгоценное время туристического сезона.

Для того чтобы управлять автомобилем в Индии, мало быть подготовленным водителем. Надо пожить в этой стране, и если не понять ее (в полной мере это невозможно, как ни старайся), то хотя бы просто принять ее такой, какая есть, — спокойно и без возмущения за непохожесть на наш мир. Здесь все иное, в том числе и дорожное движение. Правила номинально существуют, но водители предпочитают пользоваться не правилами, а понятиями (и в этом мы с ними очень похожи). О них мне рассказал приятель Николай Рубан, долгое время живущий в Индии.

Дороги

Местное население традиционно рассматривает дороги как часть интерьера своего жилища и использует их для своих нужд. На дорогах расстилают для просушки выстиранное белье, раскладывают сжатый рис и кокосовую скорлупу. Проезжающий транспорт обмолачивает рис и давит скорлупу — дешево и сердито. Кстати, очень ценная часть кокоса, идет на набивку самых дорогих автомобильных сидений.

Если кто-то сейчас сидит за чашечкой кофе, советуем отложить нашу газету. Ибо речь пойдет о вещах не совсем эстетичных. Дело в том, что население использует дороги и в качестве туалетов. Вне городов, во всяком случае. Ребятишки сидят по обочинам днем, взрослые — с наступлением темноты. А что делать? Залезать в кусты лень и опасно. О кобрах здесь знают не понаслышке. Устраивать же отхожие места в сельской местности глупо: во-первых, ценен каждый клочок земли, а во-вторых, в жарком влажном климате это будет рассадник инфекций.

По дорогам гоняют скот, и совершенно без разницы, проселок ли это или скоростной хайвэй. На хайвэях через каждые 50–70 километров посты дорожной службы, взимающие плату за проезд (в среднем около доллара с легковушки). Поэтому нашему человеку езда по таким дорогам будет напоминать езду по большой квартире.

Дорожные знаки

Здесь индийцы предельно демократичны и либеральны — каждое управление дорожной полиции вольно оформлять знаки так, как ему кажется целесообразным, лишь бы было на что-то похоже. Например, только в одном округе Кришна, штат Андхра-Прадеш, мой друг насчитал двенадцать (!) вариантов знака «извилистая дорога». В Дели встречаются знаки с перечеркнутым слоном, они размещаются на неосвещенных улицах. Слон серый, ходит без габаритов, в темноте в него легко въехать — вот и предупреждают.

Движение левостороннее. Но имеет очень мало общего с левосторонним движением в Великобритании или Австралии. Сплошь и рядом едут в противоположном направлении, и никто не возмущается — ну, может, ему так надо, что теперь делать? Подача звуковых сигналов не запрещается, а напротив — всячески приветствуется. На большинстве грузовиков даже надписи на задних бортах: Please, sound horn. При обгоне сигналь. Поэтому сигналят все и всегда, предупреждая о своем приближении.

Транспорт

Самый распространенный — ярко-желтые мотороллеры, имеющие обиходное название «туктук».

Наверное, когда-нибудь в Индии этому туктуку поставят памятник — было бы вполне справедливо. Недорогой, выносливый, юркий проныра, он перевозит все. От пассажиров (норма загрузки — сколько влезет) до коров. Очень экономичный (кстати, дизельный, как и почти весь транспорт в Индии, найти тут 92-й бензин — проблема).

Грузовой транспорт загружается безо всяких норм — лишь бы рессоры в обратную сторону не выгнулись. Из-за этого нередки случаи опрокидывания грузовиков, вильнул чуть резче — и готово: центр тяжести ушел, и ты в кювете.

Автовладельцы

Кто может купить авто в Индии? Далеко не каждый! Цены на машины сопоставимы с нашими, а уровень доходов населения на порядок ниже. Однако, если индиец приобретает автомобиль, он стремится поскорее окупить затраты — занимается извозом, сдает в аренду и т.п. Разговоры о преобладании для индийцев духовных ценностей над материальными не более чем миф. Прагматичности можно позавидовать.

Водительские права здесь имеют далеко не все. Нередко эти права передаются по наследству от отца к сыну или берутся взаймы у родственников! Впрочем, не особенно-то они и нужны. Дорожная полиция не имеет привычки их проверять.

Марки авто

Компания TATA Motors Ltd., крупнейший производитель автомобилей в Индии, выпускает практически весь спектр — от карьерных самосвалов до малолитражек. Автомобили других производителей тоже присутствуют, но в меньшем количестве. По-прежнему очень распространены малолитражки Ambassador — белые автомобильчики, очень похожие на наш старенький «Москвич-403». Львиная доля авто дизельные, практически все оборудованы кондиционером. Качество вполне на уровне.

Автосервис

Скажем коротко: no problem. Это вам ответят в любой автомастерской, которых в Индии предостаточно — хоть в крупном городе, хоть в провинции. Починить можно абсолютно все и везде, с хорошим качеством работы. Цены — как договориться. К примеру, хороший сервис двигателя с заменой масла, фильтров и т.п. будет стоить менее 100 долларов США. Благодаря таким мастерам техника в Индии работает до полного износа, до стадии рассыпания на молекулы.

Угон автомобилей

Неактуально. Как явление это, безусловно, присутствует, но носит скорееэпизодический характер. К примеру, в городе Раджмандрия (население 1 000 000 человек) зафиксировано всего три угона за весь прошлый год. Чаще крадут велосипеды, мопеды и мотоциклы. Оставляя машину на стоянке у гостиницы, вы можете быть за нее спокойны. Но оставлять машину открытой все же не рекомендуется.

Цены на топливо

Выше, чем у нас, но растут медленнее. Средние цены (на январь 2008 года) на дизтопливо около 35 рупий за литр (1 доллар — 40 рупий), на бензин — около 50. Бензин, как правило, аналог нашего 76-го. Марки с более высоким октановым числом можно найти только в крупных городах. Бензоколонки на хайвэях оснащены современным оборудованием. Что же до остального привычного сервиса — с этим попроще. Автомоек, закусочных, туалетов, как правило, нет. Есть только небольшие магазинчики с запчастями и маслами.

Светофоры

Им следуют, но до определенного момента. Если красный долго не переключается на зеленый, начинают движение: разом, аккуратно и организованно — нам ехать надо. И вот при всем при этом индийцы как-то умудряются ездить, причем очень даже неплохо. Аварий на дорогах хватает, но дорожная полиция работает оперативно.

Несмотря на обилие транспорта, в пробку мой приятель попадал всего дважды. Первый раз в город приезжал знаменитый киноактер Чиранджеви, чем вызвал небывалый ажиотаж среди населения, а второй раз был вызван банальным ремонтом дороги, совпавшим по времени с сезоном уборки сахарного тростника. Этот тростник перевозится всеми видами транспорта и занимает много места на дороге. Еще труднее объезжать рисовозы — грузовики со свисающими по бокам огромными мешками, эдакие гигантские хомяки на колесах.

Дорожное хамство

Здесь его нет. Вот нет — и все. Вроде и лезут все, кому куда надо, а хамства нет. Напротив, развито взаимоуважение и забота. Например, идешь на обгон грузовика, а его водитель дает тебе знак: подожди, не лезь. И точно — через пару секунд навстречу вылетает мотоциклист, которого ты не видел из-за грузовика. Как только дорога освободилась, драйвер даст тебе отмашку: давай, езжай. Можете представить такое у нас? Вряд ли. А здесь это норма.

Честно говоря, мы с Николаем не нашли ответа на вопрос, чему труднее научитьсянашему водителю — западному порядку и дисциплине или индийскому взаимоуважению. А вы как считаете?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии