Пятнадцать суток с конфискацией

Пятнадцать суток с конфискацией

Основное нововведение: не устроивший клиента автомобиль можно вернуть в течение 15 суток с момента покупки и получить обратно все деньги, несмотря на неизбежную потерю товарного вида. Кроме того, закон позволяет вернуть или обменять автомобиль, если на СТО он проводит более 30 суток в году. Установлен и максимальный срок гарантийного ремонта - не более 45 суток, дальше клиент вправе потребовать компенсацию.

С одной стороны, это дает возможность заменить машину при обнаружении серьезных недостатков. А с другой - что делать, если при тех же поломках клиент «не набирает» положенного срока?

Финансовая направленность поправок очевидна. Если дилеры начнут терпеть убытки и это войдет в систему, то их потери в любом случае придется оплачивать потребителю - вырастут цены в салонах и на СТО.

Даже при большом объеме продаж иномарок в России и растущем спросе торговля автомобилями отнюдь не приносит сверхприбыли. Дилерская маржа колеблется от 2 до 7%, а новая машина, выезжая за ворота салона, сразу теряет до 15% стоимости. Поэтому каждый возврат для продавца - серьезная потеря прибыли. Дилеры признают, что закон нужен, но не исключают, что он принесет больше вреда, чем пользы. А точки над i расставит только судебная практика или… новые поправки. Спросим мнение тех, кто по ту сторону прилавка: автомобильных дилеров.

В ТИТОВ, директор по маркетингу «Редеги»:

Не думаю, что с принятием поправок начнется массовый возврат автомобилей. Количество отказов не может и не будет превышать десятых процента, как и раньше. А покупательский экстремизм, что ни день, приобретает новые формы. Если человек изначально покупал автомобиль для того, чтобы ездить и получать удовольствие, он и будет на нем ездить. А если проблемный экземпляр вернут, это еще раз заставит подтянуться и дилеров, и дистрибьюторов. Многое зависит и от бренда. Маркам со сложившейся историей качества нечего опасаться. Этот закон, бесспорно, бьет по серым дилерам, у которых главный принцип -«выехал за ворота, а там трава не расти».

АЛЕКСАНДР КУЛЯГИН, директор по маркетингу ГК «БЛОК Моторс»:

Наши юристы убеждены, что теперь покупателям отстаивать свои права будет гораздо сложнее, чем раньше. «Юридические дырки» в законе есть, а значит, есть и условия для более изощренной борьбы обеих сторон. Если раньше мы сталкивались с потребительским экстремизмом при обслуживании авто, то теперь он коснется и продаж. Наши юристы надеются, что после первых судебных прецедентов в закон будут внесены уточнения тех или иных статей. Но самое плохое, что представительства и производители не спешат делить с дилером финансовую ответственность за ненадлежащее качество товара.

ОЛЕГ ОСАДЧИЙ, генеральный директор «Тойота Центр Рублевка» (ГК «Бизнес Кар»):

Не вижу особого повода для волнения. Захочет человек вернуть машину - примем и продадим уже на следующий день. Через трейд-ин, немного за меньшие деньги, но продадим. Да, поломки останутся на совести производителя, но дилер для того и ведет бизнес, чтобы принимать на себя некоторые риски. Это нормально, мы же не бесплатно работаем. Единственное, что меня несколько смущает, - срок гарантийного ремонта в 45 дней. К сожалению, телепортировать запчасти мы пока не умеем. Невозможно держать на складе все запчасти на все модели.

АЛЕКСЕЙ КАРДАШЕВ, генеральный директор ВЕТА (FAW):

Не думаю, что закон как-то заденет продавцов китайских автомобилей. Скорее наоборот, они пострадают куда меньше, чем продавцы БМВ и «мерседесов» - покупатели дорогих авто гораздо привередливее и придирчивее. А отдельные покупатели как пили кровь дилеров, так и будут пить. Возможно, после нескольких судебных решений как в пользу одной, так и другой стороны ажиотаж вокруг закона вообще пропадет.

ВЛАДИМИР ПОПОВ, президент «Фаворит Моторс»:

Закон разумен, но совершенно недоработан. Например, что считать процессом естественного износа во время эксплуатации машины в первые 14 дней? Скажем, я очень недоволен работой ручки правой двери! И вот на новом авто я проехал по грейдеру на скорости 120 км/ч, и машину побило камнями. Потом я заехал на контактную мойку, и там мне слегка поцарапали лакокрасочное покрытие. От пролитого кофе на светлой обивке сиденья осталось пятно. Машина стоит на учете и уже застрахована, да еще часть денег при ее покупке взята в кредит. Но мне очень не нравится, как работает ручка правой двери! Через две недели я отдаю машину назад и прошу вернуть деньги. Кто за все перечисленное должен платить? Словом, закон неплохой, но сырой и запутанный. Я искренне сочувствую продавцам китайских авто, потому что там много вопросов к качеству, и очень актуальна проблема запасных частей. А с дорогими марками ситуация может стать катастрофичной. Только представьте: что-то сломалось в машине за 190 тысяч долларов! И поскольку она выезжала за ворота, то уже потеряла в цене 15-20%. Закон нужен, но необходимо его детально дорабатывать. Иначе поправки отразятся на продажах иномарок в России в 2008 году. И чтобы этого не допустить, я вижу два пути - повысить цены на машины и обслуживание и предусмотреть солидарную ответственность производителя и дилера.

Подпишитесь на «За рулем» в