Автомобиль навсегда

Автомобиль навсегда

— «За рулем» отмечает 80-летие. Не могли бы вы, как дизайнер одной из ведущих марок, охарактеризовать этапы развития автомобиля за этот период?

— Появление автомобиля внешне прошло незаметно: скорее это был переход от конной тяги к моторной. Самобеглая повозка заимствовала атрибуты у разных отраслей и ремесел: дверные ручки и двери поставляли столяры, осветительные приборы перекочевали с карет, кресла пришли из салонов и гостиных. Затем начался период интеграции разрозненных элементов в автомобиль. Отделенные от кузова крылья постепенно срастаются с ним. Невероятные изменения происходят с ветровым стеклом, оно участвует в формировании внешнего вида машины. Стекло режут на две-три части, к середине 50-х годов оно прихотливо изгибается по желанию создателей.

Проект автомобиля 2000 года г-нЛеКеман представил в 1972-м. Любопытно, что навигатор стал реальностью; правда, информацию современные устройства получают со спутника, а не от дороги.
Проект автомобиля 2000 года г-нЛеКеман представил в 1972-м. Любопытно, что навигатор стал реальностью; правда, информацию современные устройства получают со спутника, а не от дороги.

Автомобиль сформировался как единое целое к 70-м годам прошлого века, когда в кузов интегрировался и бампер. Впервые это сделано на модели «Рено-5». Ручки спрятались в дверцы или вовсе исчезли, в обводы вписались указатели поворотов и фары.

Третий важный этап — изменение архитектуры автомобиля. В начале прошлого века больше всего места занимал мотор — он был главным, салон пропорционально меньше. Постепенно соотношение менялось в пользу пассажиров.

Первые автомобили по аэродинамике сравнимы с кирпичом. Интеграция элементов привела к тому, что автомобиль стал легче проникать в пространство.

В 70-е годы я участвовал в конкурсе на видение автомобиля 2000 года. Но первые рисунки автомобиля 2000 года относятся к 80-м годам века ХIХ, когда создавалась Эйфелева башня, готовилась всемирная выставка. Угадать развитие идеи автомобиля можно, но нельзя предугадать его стиль, который жестко увязан со временем. Я подумал о навигации, но не о системе GPS. Моя навигация была привязана не к спутникам, а к дороге, точнее, к отбойнику, идущему вдоль автострады.

Сейчас у меня над будущим работает группа молодых дизайнеров, куда вошли француз, испанец и русский. Они увлеченно трудятся, и еще — им не мешают люди из маркетинга.

— Назовите три, на ваш взгляд, наиболее выдающихся автомобиля прошлого и три ваших любимых проекта.

— «Феррари-250GT» — настоящее произведение искусства, автомобиль-миф, воплощение сконцентрированной энергии. Кузов из алюминия, прекрасное соотношение веса и мощности. Любой дизайнер позавидует! «Мини» Иссигониса — уникальный с точки зрения архитектуры: поперечный мотор произвел революцию. «Ситроен DS 19» — когда я впервые увидел эту машину, понял, что она и есть будущее. Это был какой-то неопознанный летающий объект.

Среди собственных разработок мне дороги, во-первых, кабина грузовика «Форд» 1981 года. Мне удалось ввести новый элемент — низкое боковое стекло двери, чтобы видеть передний нижний край машины. Впоследствии моей находкой воспользовались все производители, включая и «Рено».

Во-вторых, «Твинго» — автомобиль во многом новаторский, который был доброжелательно встречен и прожил на конвейере долгую жизнь. И третий — «Рено-Спайдер». До сих пор сожалею, что не купил его, автомобиль считается ныне коллекционным.

— Вы — создатель первого компактного мини-вэна «Сценик». Как рождаются идеи новых видов автомобилей?

— Все выглядит довольно прозаично. Когда появился концепт «Меган», у меня возникли предложения по развитию модели. В письме руководству я изложил видение автомобиля, который был бы таким же, как «Эспас», по архитектуре, но заметно меньше и дешевле. Когда делали концепт, уделяли главное внимание интерьеру. Например, каждому из задних пассажиров предложили свое кресло. Моя жена рассказывала мне, что после войны у них в семье появился «Ситроен-Де шво». Детей было трое. Перед выездом в деревню дети занимали места за час: никому не хотелось сидеть зажатым в центре. Вот так и рождаются идеи: нужно внимательно наблюдать за людьми, за тем, как они живут.

— Что ждет автомобиль в будущем: он не исчезнет из обихода?

— Необходимость в личном средстве транспорта будет всегда. Главное качество автомобиля — способность доставить человека от двери до двери. Пусть велосипед — это здоровье, чистый воздух и прочее, но всегда найдутся люди, кому не захочется крутить педали при —25°С или кому в 70 лет это слишком трудно. Конечно, новаторы предложат не одно, а несколько решений. Но автомобиль с компактным двигателем без выхлопа останется. Его масса может снизиться многократно, но сам он не исчезнет.

— Ваше мнение о передвижных модулях с электродвигателями, которых так много показали на последней выставке в Токио? Это машины будущего?

— У нас был в 1994 году схожий проект городского автомобиля, в котором люди сидели один за другим. В том, что таким индивидуальным автомобильчикам найдется место в будущем, абсолютно убежден. Большой пятиметровый автомобиль, который раньше считался шиком, ныне отпугивает клиента: потребляет много топлива, неудобен на улице. Придет время, когда подъезжать к офису в индивидуальной капсуле станет в высшей степени престижно.

Перед молодыми дизайнерами я не ставил ограничений по весу и размерам. Они должны оглянуться на то, что было, понять, как развиваются процессы, и экстраполировать свое видение в будущее.

— Насколько углубится разделение машин на городские, автомобили для путешествий, представительские?

— Вспомним, что происходило со спортивной обувью. Сначала одни и те же туфли подходили для занятия разными видами спорта. Потом появились специальные: для тенниса, бега трусцой. Они стоили дороже. Позже снова вернулись к обуви для всех видов спорта — но универсальные туфли стали еще дороже, чем специализированные. Вот что делает маркетинг. С автомобилем, конечно, несколько иначе, но модельные ряды расширяются. Разумеется, для поездки из Парижа в Прагу я предпочту полноразмерный автомобиль, а не помчусь туда в капсуле. А если выезжать всей семьей, капсулы пойдут вереницей? Но вполне можно представить, что по прибытии в Прагу я арендую капсулу для перемещений по городу.

— Какой подход будет доминировать в будущем —маркетинговый, функциональный?

— Неизбежно несколько технологических прорывов. Никто не знает, чем это обернется. Помните, китайцы изобрели порох для фейерверков, европейцы использовали его для стрельбы из пушек. Автомобиль будет продуктом социума своего времени.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые