Азия и авто

Азия и авто

На улицах крупных казахских городов сегодня, как и в России, представлен весь мировой автопром (хотя в большинстве, естественно, автомобили ВАЗ). Ежегодно парк прирастает на 300 тыс. единиц, из которых новых — только 15%, остальные 85% предприимчивые казахстанцы везут из стран Азии и США. Но в последнее время ситуация стала меняться: растут доходы населения, появляются выгодные кредитные схемы. Очевидно, скоро правительство по примеру России ограничит ввоз подержанных автомобилей.

Казахский «Лацетти» № 1.
Казахский «Лацетти» № 1.

К этому уже готовы дилеры: в столицах и практически во всех областных городах открылись современные центры по продаже новых автомобилей. В Астане и Алма-Ате их уже десятки, в других городах, как правило, есть дилерский центр АВТОВАЗа, где заодно продают несколько иномарок. Самые популярные — «Тойота», «Шкода», «Шевроле». По поводу первой все понятно: в стране, где эксплуатируется огромное количество подержанных «японок», высшим шиком считается ездить на новой леворульной «Тойоте» (как и у нас на Дальнем Востоке). А вот две другие марки выбирают потому, что они… сделаны в Казахстане.

Гордость президента Нурсултана Назарбаева — сборочный завод «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске. Пять лет назад в «несостоявшемся» цехе завода горного оборудования начали сборку нашей «Нивы» (по новой терминологии — «Лада 4х4»). Долго не могли выйти на заявленную мощность: АВТОВАЗ не поставлял нужное количество машинокомплектов. Поэтому параллельно со строительством современных цехов начали искать других партнеров. Вот уже два года в Усть-Каменогорске собирают две модели «Шкоды» («Октавия-Тур» и «Суперб»), а в июне 2007-го начали крупноузловое производство «Шевроле-Каптива», «Лацетти», «Эпики».

Завод, честно говоря, оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, чистые цеха, современное оборудование, все работники в фирменной спецодежде. С другой — удивляет соседство: по конвейеру ползут вперемешку наши «лады» — «4х4» и «девяносто девятая», а рядом, в том же цехе, на подъемниках собирают «шкоды» и «шевроле».

— Это временная схема, —объясняет президент компании «Азия-Авто» Ержан Мандиев. — И пока мы собираем чуть больше 1000 автомобилей в месяц, справляемся, нареканий по качеству от компаний-партнеров (АВТОВАЗ, «Дженерал моторс», «Фольксваген Груп») нет. Строим новые цеха сварки и окраски, планируем запустить производство полного цикла через 2–3 года и выпускать уже 35 тыс. автомобилей в год.

Кстати, недавно прозвучало сенсационное заявление руководителей российского завода АВТОТОР. Они давно собирались построить в Калининграде полноценный завод вместе с китайской компанией «Чери», но, вполне возможно, новое предприятие появится в другой стране — в Казахстане. Здесь, по мнению главы АВТОТОРа Владимира Щербакова, уважают иностранные инвестиции, особенно в машиностроение. Так что со временем мы вполне можем увидеть на российских улицах иномарки из Казахстана…

ЖУРНАЛ «КАЗАХСТАН ЗА РУЛЕМ»

Это совместный российско-казахстанский проект; большая, оригинальная часть журнала посвящена автомобильной жизни южного соседа. Первый номер выходит в апреле 2008 года тиражом 20 тыс. экземпляров.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые