География с историей

География с историей

НАМ ГОДА НЕ БЕДА

Впору праздновать новый рекорд: по предварительным данным, в начале января легковой автопарк России насчитывал уже 28,3 млн. автомобилей. За год он вырос почти на 1,8 млн. машин (+ 6,8%). Для Европы - небывалые темпы; но в отличие от многих других стран, российский автопарк откровенно стар. Средний возраст легковых автомобилей в Евросоюзе - около 7 лет, в нашей стране - 12 лет. Причем если «ладам» в среднем 12,3 года, то «волгам», «москвичам», УАЗам - уже 16,2 года! На их фоне парк иномарок выглядит очень даже молодо: средний возраст на январь 2008-го - 8,7 лет, что вполне сопоставимо со среднеевропейскими показателями.

ПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РФ

Парк потихоньку молодеет. Скажем, основная масса автомобилей «Лада», которые бегают по России, выпущена на АВТОВАЗе меньше 10 лет назад (52,8%). Но на учете все еще состоит свыше 1,3 млн. модификаций «копейки», выпущенных до 1980 года, то есть ветеранов среди «жигулей» - таких 10,6%. Престарелых «волг» еще больше - почти каждая пятая (18%). Не всякая иномарка может похвастать такой выносливостью…

ДОЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ В ПАРКЕ

В стане иномарок перемены заметнее. Если в начале 2007 года легковых автомобилей иностранных марок в возрасте до 3 лет в России насчитывалось чуть более 2 млн. шт. (или 30,2%), то к январю 2008-го их число выросло до 3,1 млн. (37,6%). Вот это темпы!

ПАРК ИНОМАРОК В РФ

ПАРКИ И МАРКИ

Из 28 млн. автомобилей, зарегистрированных в стране на 1 января этого года, 70% - отечественного производства. Почти 46% - это продукция марки «Лада». Доля других российских производителей на порядок меньше. Зато уже около 30% автопарка страны составляют иномарки. Среди них самые сильные показатели у «Тойоты» - это практически каждая пятая иномарка в России. Правда, лидерство обеспечили не новые модели, а подержанные праворульные машины, на которых ездит большая часть российского населения за Уралом. То же относится к иномарке № 2 на нашем рынке - «Ниссану». Но их постепенно догоняет «Форд», который вырвался на третье призовое место. Причем здесь выше доля новых машин - благодаря «Форду-Фокус» российской сборки. На четвертой строчке «фольксвагены», среди которых вновь преобладают «старички»: средний возраст около 12 лет.

Далее в общероссийском рейтинге распространенности идут «Мицубиси», «Опель», «Хёндай», «Ауди», «Дэу», а замыкает десятку «Мерседес». По прогнозам аналитиков рынка, в список самых популярных у россиян моделей скоро войдут две новые бурно растущие марки - «Шевроле» и «Рено». Места в шорт-листе любопытно соотнести с возрастом моделей. Среди «Ауди» с российскими номерами ныне в возрасте старше 10 лет - 63% машин, у «Опеля» - 58%, «Фольксвагена» - 57%, БМВ - 52%, а у самого молодого, «Мерседеса», - 50%. Зато моложе 3 лет - 83% всех стоящих на учете в России автомобилей марки «Шевроле», 75% - «Хёндай», 65% - КИА, 57% - «Рено», 51 % - «Дэу».

Соотношение наших и иностранных марок «70 на 30» справедливо в целом по стране; в регионах картина иная. Скажем, на Дальнем Востоке доля иномарок давно превысила 70%, а в Сибири - 40% легкового парка. При этом уровень жизни в этих регионах трудно назвать очень высоким. В Центральном и Северо-Западном регионах России число иномарок приближается к 1/3, но рост здесь происходит в основном за счет новых машин. Примерно на четверть из иномарок состоит автопарк на Урале. В Южном и Приволжском округах вовсю правят бал российские автомашины: иномарок здесь не более 18%! Впрочем, похоже, этот всплеск патриотизма потихоньку сходит, и тут растет доля иномарок.

ПРОГНОЗ-2012

К 2012 году парк легковых автомобилей вырастет на 35% - до 38-39 млн. машин, причем российские марки удержат 45-46%, а оставшаяся большая часть - 54-55% будет за иномарками.

Подпишитесь на «За рулем» в