Закон джунглей

Закон джунглей

Полгода назад владелица «Нексии» 1998 г. выпуска, с пробегом около 84 тыс. км поменяла в частном сервисе задние колодки. Машина выехала из ворот с исправными тормозами, но через некоторое время они как будто увяли…

Сев за руль, я заметил, что ход педали явно велик. Тогда бегло проверил тормозные механизмы передних колес. Неполадок не нашел: износ колодок практически одинаков, в вывешенном состоянии колеса легко вращаются. Главный цилиндр внешне в порядке. А что сзади?

Добравшись до механизмов (см. фото), увидел простое и надежное устройство автоматического подвода колодок к барабанам, хорошо известное еще по «Опелю», прародителю «Нексии» (аналогичное было когда-то и на автомобилях «Ока»). Но кто-то вмешался в механизм, и он перестал работать. Хозяйка? Это вряд ли. Значит, напортачили в сервисе.

Тормозной механизм правого заднего колеса. Распорная планка колодок — из двух частей. Задняя — трубчатая.

Внутрь входит резьбовой хвостовик передней части 1, на который навинчена регулировочная гайка с храповиком 2. Этим определяется длина распорной планки и зазоры между колодками и барабаном. Но обратим внимание на Г-образный разжимной рычаг 3, который качается на оси 4, вставленной в переднюю колодку 5. 

Пружина 6 нижним крючком зацеплена за отверстие в колодке изнутри, что очень важно, — она оттягивает разжимной рычаг вниз и внутрь барабана, выбирая зазоры. Правое плечо рычага упирается в паз на переднем торце планки, а левое своим отогнутым зубом ложится на один из зубьев храповика гайки.

При торможении колодки расходятся, освобождая планку. Передняя колодка перемещается вместе с рычагом 3 — но пружина продолжает прижимать правое плечо рычага к пазу — и поворачивает его относительно оси против часовой стрелки. В результате гайка храповика поворачивается тем сильней, чем больше зазоры между колодками и барабаном. В конце концов храповик повернется на целый зуб, и после щелчка планка зафиксируется в несколько удлиненном состоянии.

Тормозные механизмы левого и правого колеса «зеркальны». Например, резьба хвостовика на фото — левая. А на левом колесе — правая.

При покупке и установке не перепутайте детали.

Механизм очень прост и надежен — при условии, что собран правильно.

Ваша «Нексия» стала хуже тормозить? Ход педали слишком велик? Снимите тормозные барабаны и осмотрите механизмы. Правильно ли стоят пружины, не болтаются ли разжимные рычаги? В нашем случае пружины оттяжных рычагов стояли так, как показано красным цветом. Рычаги болтались на осях. А ограничивали их свободу упругие стопорные шайбы, взятые совсем из другого узла. Любопытно бы знать, это находка одного «талантливого» мастера или целая школа халтуры?

Если вас постигла подобная участь, удалите шайбы, поставьте правильно пружины, соберите узел, нажмите несколько раз на тормоз, пока храповики не перестанут щелкать — значит, зазоры пришли в норму. А в такой «сервис» — больше ни ногой!

Что же обнаружилось при разборке механизма? Один рабочий цилиндр банально закис — его пришлось заменить.

А по-настоящему интересно другое. Нижние крючки обеих пружин 6 были вставлены в отверстия колодок снаружи — ведь горе-мастерам так проще! Но в этом случае пружина уже не прижимает рычаг ни к колодке, ни к храповику.

А чтобы ничего не дребезжало, «умельцы» ограничили перемещения рычагов на осях упругими стопорными шайбами с внутренними лепестками. Но они тоже отжимали рычаг 3 от храповика — и он гарантированно бездействовал!

С износом колодок и барабанов ход педали все увеличивался — недаром хозяйка машины и забила тревогу.

Хочу напомнить: вмешиваться в конструкцию тормозов запрещено.

Некоторые «ремонтники» делают это просто по глупости — даже на минуту не задумавшись о том, чем грозит «пустячок» вроде неправильно зацепленной пружины. А те, что похитрей, могут рассудить иначе: «Какое-то время тетка поездит, а там, глядишь, к нам вернется — никуда не денется!»

Мне же осталось только привести в порядок механизмы «Нексии» — и она стала тормозить, как положено исправному автомобилю.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые