Вот придет Автодор...

Вот придет Автодор...

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НАМЕЧЕННЫЕ К ВВОДУ В 2008 ГОДУ
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НАМЕЧЕННЫЕ К ВВОДУ В 2008 ГОДУ

КИЛОМЕТРЫ И КУБОМЕТРЫ

Протяженность дорог в стране считают одним из основных критериев «проф-пригодности» власти. Российские власти этому критерию традиционно не отвечают. Однако главный дорожник страны во всеуслышание говорит, что его «почти устраивает» уровень финансирования. Значит, дела пошли в гору? Чем же порадуют автомобилистов в 2008-м, куда выведут пути-дорожки?

Формально в этом году дорожники должны построить 363 км новых федеральных трасс. На первый взгляд не слишком впечатляющая цифра — в 2007 году ввели в строй более 400 км.

Так выглядела год назад федеральная трасса «Лена». В этом году Росавтодор обещает сделать ее проезжей.
Так выглядела год назад федеральная трасса «Лена». В этом году Росавтодор обещает сделать ее проезжей.

— На самом деле считать надо иначе, — уверяет руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Олег Белозеров. — Отныне мы не ставим себе «в зачет» гравийные дороги и все больше строим многополосных шоссе высших категорий со множеством искусственных сооружений. Если в 2006 году мы сдали 3,5 км мостов и развязок, в прошлом — 7 км, то в этом — уже 8,5 км. В 2008 году ставим на реконструкцию 148 мостов, а 30, которые в аварийном состоянии, будут разобраны.

Мы теперь планируем не на год, а на три вперед, как в дорожном хозяйстве развитых стран. Нынешний год — «задельный»; в следующем сдадим уже почти 700 км новых дорог. Столько мы не строили никогда!

Кроме того, за год отремонтируем свыше 5 тыс. км федеральных трасс. На самом деле, для нормального их функционирования надо ремонтировать не менее 7 тыс. км в год. Но мы сейчас как раз набираем темпы и через год достигнем нормативных показателей.

И еще глава Росавтодора добавил: хотя уровень финансирования в этом году еще недостаточный, но прогресс виден, что называется, невооруженным взглядом. Прирост существенный! Более того, сейчас обсуждается проект бюджета на период до 2012 года, где отражена весьма позитивная динамика — по проекту финансирование будет увеличиваться почти на 30% ежегодно. Дороги реально становятся национальным проектом.

На карту нанесены основные объекты, которые намечено ввести в строй в 2008 году (конкретные сроки, как правило, приходятся на сентябрь — ноябрь, но тут виноват наш климат — строить можно только в летний период). Но это неполный перечень. В текущем году предстоят большие работы на двух главных дорожных стройках страны — северной и восточной. Первая — кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга. Восточное полукольцо КАД официально введено в строй в 2007 году, а в этом году оно заработает в полном объеме. На некоторых участках пока работают только четыре полосы из восьми, не полностью функционируют развязки. К осени, как обещают, все будет соответствовать проекту.

Вторая — долгожданная трасса «Амур» (Чита — Хабаровск). В июне завершится первая стадия строительства: сдадут все мосты и всю магистраль в грунтовом варианте. В 2009 году должны заасфальтировать всю трассу (четыре полосы, более 2 тыс. км!). За Уралом так еще не строили. В этом году, если все будет хорошо, в асфальт и бетон оденется до 500 км трасы, остальное — в будущем.

КРУТОЙ ПОВОРОТ

Цифры на бумаге, конечно, впечатляют, но в жизни не все так радостно. Мы пока «впереди» других европейских стран по числу погибших и пострадавших в ДТП. Немалая часть аварий, кстати, случилась из-за неудовлетворительного состояния дорожной сети. Чтобы исправить ситуацию, дорожники собираются за два года осветить в ночное время свыше 1300 км федеральных дорог (за предыдущие два года фонари поставили на протяжении 400 км), и еще 1200 км наиболее опасных и сложных участков автодорог разделить барьерными заграждениями. На той же трассе «Дон», знаменитой страшными лобовыми столкновениями, такие появятся на всем протяжении уже в этом году. А еще построят несколько десятков подземных и надземных переходов, заменят 130 тыс. дорожных знаков, повысят требования к качеству разметки. Причем сейчас работа ведется на основании исследований, которые проводятся ежегодно. Так, в 2006 году на автомобильных дорогах федерального подчинения выявлено и описано почти 3,5 тыс. так называемых участков концентрации дорожно-транспортных ситуаций, из которых 229 признаны опасными, а 1084 — «просто» опасными. На основании анализа самые опасные участки дорог включили в планы работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту. Кроме того, сейчас строится 11 обходов населенных пунктов, что позволит вывести из городов транзитный транспорт. По расчетам, это позволит сократить число аварий с участием незащищенных участников движения (пешеходов, велосипедистов) на 25–30%. В результате дорожники рассчитывают снизить в этом году уровень аварийности как минимум на 2,5 тыс. аварийных участков. А где это по каким-либо причинам сделать пока невозможно — установят специальные информационные щиты и предупреждающие знаки.

А примерно к 2017 году нам обещают привести все федеральные дороги в нормальное состояние, включая инженерное обустройство техническими средствами для обеспечения безопасности дорожного движения. И хотя средняя скорость автомобилей тогда возрастет на 10–15 км/ч, руководитель Росавтодора Олег Белозеров рассчитывает, что количество ДТП по «дорожным» причинам будет сведено до минимума. Пока из-за них в прошлом году произошло почти 44 тыс. аварий (18,7% от общего числа); для Европы — это неприлично высокий показатель. Но он постепенно снижается…

РЕФОРМЫ ПРОТИВ ДОРОГ

Главная опасность для замечательных перспектив дорожного строительства, как нам кажется, отнюдь не нехватка финансирования. В ближайшее время в отрасли грядет очередная реформа управления, третья за недолгий постсоветский период. В Советском Союзе проблему современных дорог не удалось решить в условиях плановой экономики (и к тому же — силами несметного количества бесплатных заключенных). В первые годы после распада СССР денег в российской казне было мало, а потому строительство и эксплуатацию дорог возложили на дорожные фонды. Процесс вроде бы пошел, но часть казенных денег разворовывалась. В начале ХХI века фонды упразднили, а все финансовые потоки перераспределили в пользу Центра. Образовалась нынешняя система эксплуатации дорожного хозяйства — Федеральное агентство и три сотни предприятий разных форм собственности. Порядка (формально) стало больше, но дорог в России стали строить еще меньше, чем в 90-е. Зато оформилась система откатов: по слухам, за выигранный тендер на проведение работ чиновники в разных регионах требуют до 40% от суммы подряда!

В течение 2008 года предстоит сформировать новую структуру в виде некой госкомпании по управлению дорожным хозяйством и организацией дорожного движения в РФ («Автодор»). Она, как считают, сможет совмещать качества государственной управляющей компании с возможностью широкого привлечения инвестиций, самостоятельно зарабатывать деньги. Как будет выглядеть этот монстр — неизвестно. По словам О.Белозерова, рассматриваются разные формы, готовятся документы для правительства. Создание госкомпании, считают в Росавтодоре, позволит сократить излишние расходы, поднять производительность труда, сократить время, необходимое для принятия решений. Уже этой осенью структура должна заработать. Правда, исходя из опыта реформ, запланирован переходный период, когда продолжат действовать старые, зарекомендовавшие себя механизмы.

Итак, снова реформа… Независимо от ее успеха очевидно главное: ответственность за качество дорог в стране несет государство и только оно. Конечно, можно рассуждать о пользе и выгоде платных дорог (такие планы у Росавтодора тоже есть, но на перспективу), но основу дорожной сети должно строить и содержать государство. Кстати, вовсе не обязано добывать нефть и газ, производить автомобили (это дело частных компаний!), но строить дороги — одна из главных задач любого правительства.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии