Базарный день

Базарный день

То, что разговор отвлекает от дел, люди заметили еще в древности. До нас мудрость дошла в поговорках, уподобивших молчание золоту. К самым неугомонным могли применить крайнюю меру — болтуна лишали языка. Нынешнее законодательство куда гуманнее — новый административный кодекс, к примеру, за разговор по сотовому за рулем предусматривает лишь умеренный (500 руб.) штраф. Да и запретили-то только саму трубку — пользуясь устройствами hands free («свободные руки»), можно говорить сколько угодно. То, что закон освободил, наконец, руку водителя — это правильно. А как быть с головой? Ведь чтобы сформулировать и изложить мысль, надо на ней сосредоточиться, то есть отвлечься от дороги. Насколько далеко и надолго, мы и решили выяснить.

ОТВЛЕКАЮЩИЙ ФАКТОР

На роль испытуемых пригласили водителей разной квалификации: профессионального автогонщика, опытного частника и новичка, недавно закончившего автошколу. Тест разбили на два этапа по три круга каждый. Первый заезд проходил с телефоном в руке, второй — без трубки, в режиме радиомолчания и третий — с использованием автомобильной гарнитуры, в просторечии именуемой «громкая связь». Темой для бесед мы избрали таблицу умножения, которую все знают, но никто не помнит. Угадывание правильного ответа и стало отвлекающим фактором.

Придуманная нами «полоса препятствий» выглядела так. Вначале испытуемым предстояло одолеть полукилометровый участок с постоянной скоростью 40 км/ч. По итогам судили о способности водителя контролировать параметры движения.

Следом шла «змейка» с шагом около 18 метров, которую следовало пройти за минимально возможное время. Тест характеризовал качество совершения маневров в оговоренных выше условиях.

С помощью радара «экзаменаторы» фиксировали как абсолютные значения скорости, так и отклонения от заданной величины.
С помощью радара «экзаменаторы» фиксировали как абсолютные значения скорости, так и отклонения от заданной величины.

На втором этапе скорость увеличили до 60 км/ч. В процессе движения водителям на три секунды показывали пит-борд — доску с буквами и цифрами, которую механик демонстрирует пилоту во время гонки. Обычно на ней написаны номер круга, место гонщика и интервалы времени до ближайших соперников. Мы же набрали случайные автомобильные номера (несколько своеобразные, с учетом латинского алфавита и скудного запаса букв). Количеством (и качеством!) оставшейся в памяти информации обозначили уровень восприятия.

При проезде «змейки» абсолютно лучший результат показал профессионал в режиме «свободные руки».
При проезде «змейки» абсолютно лучший результат показал профессионал в режиме «свободные руки».

В финале оценивали скорость реакции. Для этого трассу разделили по ширине конусами на три коридора. За одну секунду до створа маршал выбрасывал тот или иной флаг. Получив и распознав сигнал, водитель должен был свернуть в нужное русло. Участники терпеливо прошли все испытания, а мы получили интересную информацию.

Помимо участника и судьи, в кадре почти все материальное обеспечение: пит-борд, телефон «Нокиа», система громкой связи и, разумеется, автомобиль ГАЗ-31105 с новым интерьером.
Помимо участника и судьи, в кадре почти все материальное обеспечение: пит-борд, телефон «Нокиа», система громкой связи и, разумеется, автомобиль ГАЗ-31105 с новым интерьером.

ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ

Сперва все пошло как по писаному: лучшие результаты показаны в свободном полете, худшие — с телефоном в руке. Удивил автогонщик — у него разброс скорости на мерном участке оказался самым большим. Это на прямой, где и делать-то ничего не надо! Видимо, профессионала сгубила гордыня — сотовая связь оказалась коварным соперником. А ведь до начала он уверял, что умение перераспределять внимание гарантирует стабильность. Впрочем, урок пошел впрок — «змейку» мастер проехал с солидным отрывом. Бывалый водитель был аккуратнее, но общей участи не избежал: при рулении часто сбивался с ритма, то и дело пытаясь затягивать диалог, чтобы выкроить время для оценки ситуации. Впечатления таковы: главный недостаток телефона — хорошая слышимость! Надежный контакт с абонентом и мешает как следует сконцентрироваться. У «хэндс-фри» другая беда: вместе с полезным сигналом устройство отлично воспроизводит помехи. Необходимость то и дело переспрашивать вызывает законное раздражение — тут уж не до дороги.

Едва ли не самым сложным заданием для участников оказалась необходимость реагировать на условный сигнал.
Едва ли не самым сложным заданием для участников оказалась необходимость реагировать на условный сигнал.

Новичок на мерном участке ни разу не оплошал, а вот «змейку» с одной рукой до конца не доехал. Хорошо, что на тот момент у обочины не было неподвижных препятствий — прочие успели вовремя разбежаться. Сразу выяснилось, что неопытного водителя отвлекает все — птицы в небе, фотокорреспондент, люди на обочине, конусы, прибор для замера скорости… А уж говорящий телефон может доконать кого угодно.

«Профессионал» — Александр Логинов, водитель-испытатель ГАЗа, мастер спорта, двукратный победитель Кубка России по ипподромным гонкам в классе «волг». Водительский стаж — 16 лет.
«Профессионал» — Александр Логинов, водитель-испытатель ГАЗа, мастер спорта, двукратный победитель Кубка России по ипподромным гонкам в классе «волг». Водительский стаж — 16 лет.

Второй этап оказался куда менее предсказуемым. Началось с того, что семизначную комбинацию букв и цифр не осилил никто! Лучший результат — четыре символа запомнили новичок в заезде «свободные руки» и автогонщик с «хэндс-фри». Последнее мы объяснили сочетанием профессионального навыка, хорошей способности к обучению и тренировки (указанный заезд был последним в серии). Телефон же вновь проиграл, существенно уступив всем прочим вариантам. Испытуемые высказались единодушно: плохие результаты связаны с поздним переключением сознания. Дело легко поправить тренировками, только приступать к ним надо заранее — в аварийной ситуации будет поздно.

«Новичок» — Елена Баркина, инженер-конструктор, водительский стаж — 4 месяца. В автошколе училась на «Дэу-Нексии», после ездила на «Таврии» и «Опеле-Астра».
«Новичок» — Елена Баркина, инженер-конструктор, водительский стаж — 4 месяца. В автошколе училась на «Дэу-Нексии», после ездила на «Таврии» и «Опеле-Астра».

С выбором коридора безошибочно справился лишь спортсмен — в быстроте реакции гонщика никто и не сомневался. Похоже, задание показалось ему наиболее серьезным, и мобилизованный организм отработал по полной. Прочих участников похвалить не за что: бывалый все сделал с точностью до наоборот. Новичок же сперва попал меж рядами, смел три конуса, а после и вовсе не среагировал, проехав куда глаза глядят. По одному упражнению им все же зачли, но сомнения остались — оба раза был поднят флаг «прямо»: не захочешь, а выполнишь.

«Бывалый» — Любовь Петрова, экономист, водительский стаж — 17 лет. Ездила на автомобилях ГАЗ, ВАЗ, «Мазда», «Ситроен». Участник «Автодегустаций ЗР».
«Бывалый» — Любовь Петрова, экономист, водительский стаж — 17 лет. Ездила на автомобилях ГАЗ, ВАЗ, «Мазда», «Ситроен». Участник «Автодегустаций ЗР».

СЛОВО И ДЕЛО

Итак, с телефоном все просто и ясно: управлять машиной одной рукой несподручно. При переключении передач или, скажем, «дворников» руль приходится держать коленом, а то и вовсе ехать без рук! Но машина — не велосипед, падать тут гораздо больнее.

Перед началом заездов испытуемых подробно проинформировали о том, что ожидает их на каждом километре.
Перед началом заездов испытуемых подробно проинформировали о том, что ожидает их на каждом километре.

Громкая связь куда коварнее. С виду все на своих местах: глаза — боятся, руки — делают, мозг — переваривает информацию. Но он один, а потоков два! Теоретически — ничего страшного, лишь бы вовремя переключить кран. Увы, получается не всегда, и это видно по результатам теста. А ведь участники заранее знали, что ожидает их на следующем километре. Судьба таких подарков обычно не делает, поэтому ее лучше не искушать. Целее будете.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Пользоваться телефоном на ходу не только опасно, но и накладно — закон оценивает это правонарушение в 500 рублей.

Громкая связь хороша в зоне качественного приема, поскольку заодно с полезным сигналом устройство старательно воспроизводит помехи — мощнейший отвлекающий фактор.

Серьезный разговор требует сосредоточенности, поэтому вести его лучше вне машины.
Серьезный разговор требует сосредоточенности, поэтому вести его лучше вне машины.

Новичкам лучше воздерживаться от разговоров за рулем — им и без того забот хватает. Всем прочим водителям связь стоит использовать в оперативном режиме — для краткого обмена информацией. Для обстоятельных и тем более эмоциональных бесед лучше съехать на обочину. Ссора с мужем (женой) на ходу может оказаться последней!

Профессионалам не советуем переоценивать собственные способности — телефон мешает даже хорошему водителю.

КОММЕНТАРИИ МОСКОВСКИХ ВОДИТЕЛЕЙ

Алексей, водитель. Телефоном в движении пользуюсь постоянно. Тратить деньги на громкую связь пока не готов — говорю, прижав трубку к уху плечом. С тем, что сотовая связь отвлекает от управления во всех своих проявлениях, абсолютно согласен, но деваться некуда — такая работа.

Зоя Александровна, доцент кафедры МГУ. Установленные законом ограничения создают некоторые неудобства. В принципе, я не против «хэндс-фри», но на практике чаще пользуюсь телефоном — нет времени возиться с настройками. К счастью, мой автомобиль оснащен автоматом — он разговору не мешает.

Петр, водитель. «Хэндс-фри» — единственный приемлемый вариант! В моей машине есть встроенная опция. Правда, активировать ее пока не успел, поэтому для бесед съезжаю на обочину. Если звонок застал врасплох, отвечаю предельно кратко. А поболтать можно и потом — абонент сотовой почти всегда доступен!

Александр, студент. «Хэндс-фри» есть, но постоянно наушник не ношу — неудобно. А за рулем подсоединить не успеваю — приходится говорить «по трубе». Громкая связь не устраивает — есть темы не для посторонних ушей. От дороги, конечно, отвлекает, но пока нет альтернативы, пользуюсь тем, что есть.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые