Нос по ветру

Нос по ветру

Идея эта родилась в один из воскресных дней, когда мы, вдоволь накатавшись на парусной доске — серфе, собрались домой. Паруса, доски, мачты и прочее снаряжение увязаны на верхнем багажнике, экипаж в машине, мотор работает на холостых — можно ехать! И как знать, если бы все шло своим чередом, может, этот материал так и остался бы на дне чернильницы. Положить его на бумагу помогло непредвиденное обстоятельство: мотор «десятки», так бодро работавший на холостых, при попытке тронуться тут же глох.

Причину, конечно, нашли довольно скоро — засорилась сетка электробензонасоса. И пока один из нас возился с машиной (двоим там делать нечего), второй помогал советами. Ну а поскольку на скорость ремонта это никак не влияло, вскоре умолк и стал что-то рисовать палочкой на песке.

Через час мотор «десятки» уже пел во всем диапазоне оборотов, а на берегу появились несколько схем и столбиков цифр.

Щитки, шлем и перчатки были бы совсем нелишними.
Щитки, шлем и перчатки были бы совсем нелишними.

РИСУНКИ НА ПЕСКЕ

Засорившаяся сетка фильтра — пустяк, а если бы поломка была более серьезной, исправить которую в полевых условиях невозможно? И помощи по каким-либо причинам ждать неоткуда? Но в нашем распоряжении есть парус: попробуем-ка запрячь в машину ветер! Еще тысячи лет назад этим бесплатным двигателем пользовались весьма успешно, да и сейчас интерес к нему только растет. Но справится ли небольшой, площадью всего 8 м2, парус с машиной весом за тонну? При ветре, предположим, 10 м/с? Учебника по аэродинамике с собой, конечно, не оказалось, поэтому расчеты были приблизительными. Тем не менее приведем их для пояснения хода наших рассуждений.

Палуба — прочная фанера с шарниром для мачты.
Палуба — прочная фанера с шарниром для мачты.

В первом приближении видно, что на такую площадь, если она перпендикулярна ветру, будет давить сила примерно 520 Н, или 52 кгс. А учитывая, что сопротивление качению легковой машины по асфальту составляет примерно 1,5% от ее массы или около 20 кгс, есть предмет для разговора.

Скорость всего 10 км/ч, зато бесплатно и безвредно.
Скорость всего 10 км/ч, зато бесплатно и безвредно.

И пусть ветер в 10 м/с взят лишь для простоты расчета, зато у нас настоящий аэродинамический парус, а не плоский лист фанеры. Значит, уже при 5 м/с можно рассчитывать на несколько десятков килограммов тяги. А если и колеса подкачать до 3 атм, снизив тем самым сопротивление качению?

Говорят, для практики нет ничего лучше хорошей теории. С ней будто бы у нас все в порядке, только кто же поверит на слово — как советовать, так все чатлане! Иными словами, надо пробовать. Этим мы и занялись в следующие выходные. Задача — подтвердить или опровергнуть наши рассуждения в принципе.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ

На крышу «десятки» устанавливаем багажник, сверху — фанерную площадку-палубу с креплением для шарнира мачты. Ехать под парусом по шоссе, пожалуй, не стоит, поэтому выбираемся на пустынную, хорошо просматриваемую дорогу и там устанавливаем парусное оснащение. Ветерок около 5 м/с, по нашим расчетам, должно хватить в обрез, но другого не закажешь, поэтому поднимаем давление в шинах до 3,5 атм — и прочь сомнения!

Направление ветра нам благоприятствует — дует немного сбоку, так что крыло паруса будет работать с полной отдачей. Это особенно важно еще и потому, что дорога — не водная гладь, где вперед можно идти галсами. На пяти метрах асфальта не очень-то полавируешь, даже на пустой дороге, а здесь, кроме нас, встречаются и другие машины.

Забираюсь на «палубу», вытягиваю за старт-шкот мачту, нащупываю ветер, закрываюсь — можно «отчаливать». Коллега, сидящий за рулем, отпускает тормоза, я делаю несколько энергичных рывков парусом на себя, и «десятка» бесшумно трогается. Динамика, конечно, слабовата — о разгоне до «сотни» речи не идет, но 10 км/ч спустя минуту, худо-бедно, набираем.

И вовремя — без этого разгона машина не одолела бы подъемчик, который без нивелира и не заметишь. Максимально прикрываю парус — несколько лишних килограммов тяги нужны позарез! Замечу, что ехать на крыше по асфальту совсем не то же самое, что скользить на серфе по воде. Мастерства маловато, а падать ох как не хочется. Задним умом понимаю, что надо было надеть шлем да какую-нибудь защиту, но не бросать же столь удачно начавшийся эксперимент на середине, может, обойдется…

Не обошлось. Лесок по обочине кончился, и дорога вышла на поле. Ветер сразу усилился. Машина пошла быстрее, только коротенькая палуба на крыше не дает свободы маневра. При очередном порыве ветра пришлось покинуть «мостик». Красиво сделать это не удалось — хаотично приземляясь, ободрал об асфальт ладони и набил пару шишек. Машина, парус и мачта не пострадали. Второй заезд прошел более удачно — появилась некоторая сноровка, да и толстые кожаные перчатки поверх бинтов придали уверенность в движениях.

Что ж, эксперимент доказал: силы даже небольшого ветра достаточно, чтобы заставить автомобиль ехать по асфальту. Пусть медленно, по равнине, на перекачанных шинах, но едет же! А если мачту закрепить жестко, как на яхте, а парусом управлять из салона, то передвигаться можно даже с комфортом. И что особенно здорово — никакого вреда окружающей среде. Нефть рано или поздно кончится, биотоплива, похоже, на всех не напасешься, тритий с Луны повезут еще не скоро, так, может, не стоит сбрасывать со счетов ветер — бесплатный источник чистой энергии? Наш эксперимент показал — здесь есть над чем подумать.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии