Экскурс в зазеркалье

Экскурс в зазеркалье

КТО ПРАВ, КТО ЛЕВОВАТ?

Если спросить первого попавшегося о том, в каких странах принято левостороннее движение, 90% ответят: в Японии. Немного подумав, многие добавят Англию. Об Индии вспомнят лишь некоторые, хотя там живет народу больше, чем в двух предыдущих странах, вместе взятых. А вообще, на сегодня насчитывается 65 государств с «неправильным» рулем.

Приготовьтесь остановиться! Впереди – изменение направления движения.

Но кто все-таки прав в данном вопросе? Если смотреть по численности населения, то левый руль предпочитают 66%, если по протяженности дорог, то по правой стороне ездят на 72% их протяженности. В Европе, не считая упрямых англичан и ирландцев, правый руль сохранил позиции лишь на Кипре и на Мальте.

Схема изменения направления движения.

Переходили слева направо не только африканские государства, но и, например, Австрия (перед Второй мировой войной), Дания (причем в 1758 году – только столица, а в 1793-м – и вся страна), Испания (1924), Чехия (1939), Франция (1789), Швеция (1967)… Есть в этом списке и 13 из 50 штатов США. Были такие, кто совершил обратный вояж справа налево: Намибия и Науру. А вот Восточный Тимор ездил по правой стороне с 1928 по 1976 годы, то есть дважды менял ориентацию.

Держитесь левой стороны! Таблички, предупреждающие о смене ориентации, отличаются выдумкой и разнообразием.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ МАШИНЫ

А как в странах с левосторонним движением относятся к леворульным машинам? Например, в Новой Зеландии до 1999 года на «серый» импорт и эксплуатацию таких автомобилей смотрели сквозь пальцы. Теперь же разрешается ввезти «неправильную» иномарку, лишь если ей стукнуло более 20 лет. Раритет, одним словом. Ну и турист может приехать на своей «ласточке», но не более чем на три месяца. В Сингапуре исключение сделано лишь для временно въехавших туристов и дипломатов, а также… для эксклюзивных пока водородомобилей.

Это – лондонская улица Савой Корт, где от веку ездят только по правой стороне!

На Тайване сегодня праворульную машину на учет не поставят, но доездить до ее естественной кончины разрешат. А вот в Омане такой автомобиль на улицу не выпустят, пусть он даже принадлежит иностранцу. Вообще же, согласно Венской конвенции 1968 года все запреты подобного рода могут касаться лишь автомобилей с местными номерами. Гости вправе ездить на своих машинах без проблем, сидя за рулем хоть справа, хоть слева.

Оставим, однако, руль в покое и заглянем автомобилю в «глаза». Ведь неправильные фары доставляют неудобства не только самому водителю, но и ни в чем не повинным встречным. Поэтому в Европе, например, от туриста потребуют принять меры против ослепления: повернуть луч, наклеить непрозрачные шторки и т.п. Но все эти меры признают лишь как временное решение проблемы. Если же речь зайдет о постановке авто на учет, фары просто потребуют заменить.

А поутру они проснулись… Стокгольм, 4 сентября 1967 года.

ДЕНЬ Н

Самый близкий к нашим дням день перехода слева направо – 3 сентября 1967 года – вошел в историю как Dagen H (Hцgertrafik по-шведски правостороннее движение). Конечно, можно было взять пример с англичан, японцев или австралийцев и «не дергаться», но то – островные государства, а левосторонняя Швеция оказалась зажатой между правосторонними Норвегией и Финляндией (последняя дальновидно совершила свой переход еще до появления автомобилей – в 1858 году). Неудобно. Тем более что по какому-то недоразумению руль у значительной части шведских авто и так стоял… слева!

Демократия не помогла решить вопрос миром: на референдуме 1955 года 82,9% шведов сказали переходу решительное «нет». И все-таки парламент не пошел на поводу у большинства – через 12 лет ЭТО свершилось.

А теперь задумайтесь: легко ли было осуществить такой переход и во сколько он обошелся казне? Ну, понятно, сменить всю разметку, переставить все дорожные знаки, светофоры, отрегулировать фары. А что прикажете делать с автобусами, у которых руль справа, а двери слева? Высадить шведов 4 сентября прямо на проезжую часть? Заменить парк заранее – тогда как быть до дня Н? Тут-то и понадобились 12 лет (!) подготовки: производители автобусов выпустили 8000 машин с дверями по обе стороны салона, как в вагонах метро!

И вот он настал – день истины. Точнее, его ночь, потому что переход назначили на 5 утра воскресенья. Понятно, что в это время движение даже сегодня довольно вялое. Но все же шведским частникам запретили ездить с часа ночи до шести утра. А столичным водителям и того круче: с 10 утра субботы до трех дня в воскресенье. Всем же прочим нужно было посмотреть на часы и ровно за 10 минут до часа «ха» остановиться и тихонько переехать слева направо. Забавно, но в первое время аварийность на дорогах… снизилась: все были сильно напуганы и осторожничали.

Подпишитесь на «За рулем» в