Алкогольная зависимость

Алкогольная зависимость

ПОЧЕМУ ЭТАНОЛ?

В его пользу говорит немало качеств. Он неядовит (как, например, метанол), технология производства отлажена на протяжении веков, сырье – практически любая органика, вплоть до «табуретки». Тот СО2, что образуется при сгорании, – это просто возвращение в атмосферу газа, недавно забранного из нее растениями: привет Киотскому протоколу. Наконец, этанол – легкотекучая, незамерзающая жидкость, которую можно заправлять на обычных АЗС. Более того, этанол смешивается с бензином – стало быть, возможен постепенный переход на новое топливо.

Вот какую долю этанола добавляют в бензин уже сегодня.

И этот переход уже давно идет. Наша карта дает наглядную информацию о применении этанола в разных регионах мира. В Германии, например, 5% спирта можно найти в любом бензине – так велит закон. Но почему только пять? Законодатели совсем уж было собрались удвоить эту норму, как вдруг осечка – оказывается, топливо с добавкой 10% этанола не переносят более миллиона авто в парке страны. А заставить столько бюргеров глубже залезть в кошельки для оплаты чистого АИ-98 – демонстраций не оберешься. Вот и отложили решение до 2012 года: мол, к этому времени устаревших машин почти не останется, а новые без труда переварят и десять процентов спирта, и больше.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Вернее, проблемы – их, как выяснилось, не так уж мало. Во-первых, то, что не растворяется в бензине, порой легко растворяется спиртом. Знакомый всем пример – канифоль. А в машине есть бензо-, но не спиртостойкие уплотнения и шланги. По крайней мере, были до недавнего времени. Во-вторых, от спирта повышается температурная нагрузка на клапаны и их седла. Эти детали также необходимо модифицировать. Ну и, наконец, спирт имеет меньшую теплотворную способность, чем бензин. И оказалось, что необходимо повышать давление непосредственного впрыска с 0,54 МПа до 0,76 МПа и одновременно увеличивать количество впрыскиваемого за раз топлива с 22 до 36 ммз. (Здесь сравниваются чистый бензин с чистым же этанолом.) При этом меняются характеристики струи топлива, концентрация капель в ней… Одним словом, контроллер должен иметь другую программную прошивку.

На графике наглядно видно, насколько нужно увеличить количество подаваемого в цилиндр топлива при холодном пуске. За 100% взято количество впрыскиваемого бензина при 20°С.

Вернемся, однако, к широко рекламируемому топливу Е85 (85% этанола, остальное – бензин). Оно делится на два вида, так называемый класс I и класс III – проще говоря, на летнее и зимнее, как и сам бензин. Чтобы ездить на таком топливе, нужны не только вышеперечисленные прокладки, трубки и клапаны, равнодушные к спирту, но также изготовленные из других материалов бак, топливный насос, модифицированные свечи зажигания. А еще – измененные форсунки с другим калибром отверстий и датчик состава топливной смеси: предполагается возможность работы и на чистом бензине.

Но главная засада начинается с поворота ключа зажигания на «пуск». Исследования показали, что во время первых восьми вспышек сгорает лишь 25% впрыснутого топлива Е85, тогда как для бензина этот показатель равен 80%. Остаток разбавляет масло и ведет к выбросу повышенного количества углеводородов. А это вам не сравнительно безобидный СО2! Хуже того, летний Е85 не позволяет пустить мотор при температуре ниже минус 15°С (а в случае однократного впрыска – и минус 10°С предел!). Только зимняя смесь при двойном и тройном мультивпрыске гарантирует пуск до минус 30°С, но требует солидного обогащения топливного заряда. Сравните: в случае пуска при таком морозе на чистом бензине контроллер впрыскивает впятеро больше топлива, чем при 20°С, но Е85 нужно аж всемеро больше!

Впрочем, есть и хорошие новости: топливо Е85 имеет заметно более высокое октановое число, чем бензин АИ-98, что позволяет увеличить опережение зажигания и тем самым удержать стремящихся улизнуть лошадок. Вот только расход топлива несколько возрастет.

ПОЧЕМУ ВСЕ ДОРОЖАЕТ?

Землепашцы США с энтузиазмом встретили правительственную программу увеличения производства топливного этанола из зерна и… взвинтили цену.

А еще это не несет ничего хорошего легким планеты – тропическим лесам: их просто вырубают под посевы злаков, сахарной свеклы или тростника. Так борьба за экологию превращается в борьбу с ней, борьба за дешевое топливо – в борьбу за дорогие продукты питания. Сразу вспоминается поговорка про бесплатный сыр.

Подпишитесь на «За рулем» в