Чадящий режим

Чадящий режим

Автомобиль сродни живому существу: ему необходимо дышать, питаться, извлекать из пищи энергию. Но автомобиль – не часть природы, а враг. И чем выше его мощность, скорость, проходимость, вместимость, тем серьезней угроза. Как бы ни совершенствовались системы питания, зажигания, газораспределения, выпуска, технологии их диагностики и ремонта, любовь к автомобилю будет обходиться нам все дороже – и речь тут даже не о деньгах. Неспроста во всем мире столько внимания уделяют исправности техники. Надо ли объяснять, почему важно выявить дефект как можно раньше, а не после того, как шатун пробьет в блоке дыру.

Прохладный, сырой день, на въезде в бокс около нуля, – пары воды, покинув выпускную систему, конденсируются… В воздухе – туман, а на полу – брызги.

По внешнему виду «отходов» ветеринар судит о здоровье лошади. О состоянии двигателя говорит прозрачность или, наоборот, дымность выхлопа. Шлейф за кормой машины бывает сизым, серым, черным, белым. Важен и внутренний вид выхлопной трубы – сухая она или влажная, замасленная или закопченная. На машинах без нейтрализаторов, коих в России еще миллионы, эти признаки могут указывать на отклонения в работе мотора, а на авто с нейтрализатором – тем более: тут замасленная или закопченная труба равносильна приговору.

ЗАКУРИМ, ТОВАРИЩ!

При работе хорошо прогретого и исправного двигателя в сухую теплую погоду продукты выхлопа не видны. Сизого дыма (от выгорания и частичного выпаривания масла) нет – возле среза труба внутри сухая. Нет и черного дыма, вызванного неполным сгоранием чрезмерно богатой смеси, а в трубе – наслоений копоти. Всем известные газы – окись и двуокись углерода, окислы азота, неиспользованный кислород, восстановленный азот, пары топлива – прозрачны и бесцветны. Но в выхлопе содержатся и водяные пары.

Одно из последствий работы двигателя на смеси масла и тосола. Этот вкладыш уже не жилец…

Откуда они берутся? Во-первых, один из продуктов сгорания топлива – вода. Второй источник – та вода, которая накануне в виде росы выпала в остывшем глушителе после выключения двигателя. В это время туда «обратной тягой» проникает влажный атмосферный воздух. Глушитель от двигателя далеко, при работе мотора с малой нагрузкой (в городских пробках и т.п.) он нагревается не настолько, чтобы вода в нем быстро испарялась. Наконец, если мотор неисправен и в систему выпуска попадает охлаждающая жидкость, то и она добавит пару.

Результат прогара прокладки – начисто вымытая горячим тосолом камера сгорания первого цилиндра.

Пока мотор горяч, а погода жаркая, пары воды ничем себя не выдают – разве что ладонь, поднесенная к трубе, становится слегка влажной. Но если влага конденсируется в холодном воздухе, мы видим туман, который тем плотней, чем больше в воздухе влаги и чем холодней погода. Вспомните, как под утро остывает влажный ночной воздух: излишки водяных паров выпадают в виде росы и тумана.

Водяные пары часто создают «непонятную» для иных картину. Например, в трескучий мороз по шоссе мчатся рядышком два одинаковых, исправных автомобиля, но один «парит» намного меньше другого. А на одном и том же режиме они и пар обязаны производить поровну! В чем же разгадка? – Например, в том, что первый автомобиль уже проехал форсированно сотню километров, система выпуска высохла – и снежная пыль за кормой определяется лишь сгоранием топлива. Второй всего десять минут как выехал из гаража – и сейчас у него дополнительно испаряется конденсат, скопившийся в глушителе. Отсюда и мощный шлейф.

АКЕЛА ПРОМАХНУЛСЯ?

Увы, нередко облака за машиной – это знак беды. Однажды расстроенный хозяин притащил на эвакуаторе «девятку». По его словам, прохладным утром двигатель начал перегреваться, за машиной потянулся шлейф, как от паровоза. Остановился, заглянул в расширительный бачок – пусто! На масляном щупе «два уровня» темно-бурой мутной жидкости. Понял, что антифриз попадает в цилиндры – и решил не губить мотор. Он прав – ведь к следующей поездке бурда расслоится, «Тосол» окажется внизу, под маслом, и после пуска двигатель будет «смазываться», почитай, водой. Результат – задранные вкладыши, шейки коленвала и т.д. Говорят, бывает и хуже – если через мощный свищ «Тосол» пойдет в цилиндр самотеком и скопится над поршнем, то при попытке пуска возможен гидроудар…

Ситуация заурядная – пробита прокладка головки блока, что часто бывает из-за сильного перегрева, но какой же владелец в этом сознается! По словам хозяина, ничего похожего с мотором не случалось. Сняли головку блока. Так и есть: часть прокладки выгорела, соединив камеру сгорания первого цилиндра с системой охлаждения.

После нескольких часов работы машина была готова. Из глушителя слегка парило, ведь в системе выпуска осталось некоторое количество антифриза. Повеселевший хозяин уехал… Но уже на следующий день вновь появился в мастерской! Из глушителя валит пар. Я кинулся к расширительному бачку, несколько раз «прогазовал» двигатель. Жидкость в бачке не бурлит, пузырей нет. Масло чистое, уровень в норме. В чем же дело? Неужто «Акела промахнулся» – проглядел какую-то дырочку? «Волосовую» трещину на холодной головке порой и в лупу не разглядишь, а на горячей она раскрывается… Не исключена и трещина в блоке цилиндров. Опрессуем-ка головку – может, что-то проявится?

Хозяин сам отвез головку на испытание. В специализированной фирме ее проверили: исправна. А мы тем временем изучали блок. Ничего подозрительного не нашли. Решили вновь собрать двигатель и продолжить поиск. Но и после тщательнейшей сборки из выпускной трубы парит! Только тут мне в голову закралось подозрение: а не виновата ли во всем система выпуска? Вспомнил, как популярные когда-то двухтактные мотоциклы изрыгали белый дым при каждом старте от светофора, а в долгих загородных поездках переставали. Причина известна – в городе, когда нагрузка на двигатель и температура глушителей невелики, в них скапливался конденсат. При полном открытии дросселя он выпаривался раскаленными газами – и дымил.

…Владелец «девятки» после замены прокладки катался потихоньку, глушитель не прогревался, в нем наверняка остался антифриз… Прожарим-ка его на автомагистрали! Машина стала парить все меньше, а когда вернулись к мастерской, владелец сиял от счастья.

Как видите, все-таки «Акела промахнулся»… Расплата – уйма ненужной работы. После замены прокладки надо было всего лишь хорошенько прогреть систему выпуска, проехав на форсированном режиме несколько десятков километров. Но видя, что машина парит, хозяин рисковать не стал – не до опытов! А ремонтники – не боги. Верная догадка, особенно самая простая, не всегда приходит сразу. Век живи – век учись.

Подпишитесь на «За рулем» в