Миллиардов не пожалеют

Миллиардов не пожалеют

Вообще-то дорога М5 не только одна из самых важных и загруженных трасс страны, но еще и одна из самых «почтенных»: два года назад она отметила 60-летие. Собственно, в 1946 году ее только начали строить. А полностью покрыли асфальтом совсем недавно, в 1975-м.

«Старушка» несет нелегкую ношу. Транспортный поток на самом первом участке дороги, на выезде из столицы, превышает все мыслимые нормы — 120 тысяч автомобилей в сутки! Дальше, конечно, легче. Скажем, на башкирском участке ежедневно проходит чуть меньше 10 тыс. автомобилей. Числом-то поменьше, но ведь сплошь 20-40-тонные фуры! И чем дальше от столицы, тем уже становится федеральное шоссе, пропадают разделительные барьеры, разметка, зато появляются продольные и поперечные волны — даже большой комфортабельный автобус то раскачивает, то немилосердно трясет. Правда, время от времени мелькают «островки благополучия», когда вдруг узкая дорога 3-й категории (две полосы, часто без разметки) сменяется новыми участками 1-й категории (4 полосы и больше, разделительный барьер и т.д.). Увы, таких участков совсем немного: на всем протяжении дороги формально к 1-й категории относятся лишь 164 км (9%), ко 2-й — 770 (42%), к 3-й — 914 км (49%). Однако не это самое печальное: в нормативном состоянии находится не более 35% трассы. Некоторые участки последний раз ремонтировали… еще при советской власти. Самыми тяжелыми считаются отрезки шоссе в Мордовии, Ульяновской, Самарской и Челябинской областях.

Современная дорожная техника и технологии уже пришли на наши дороги. Правда, дорог у нас много, а такой техники пока мало.
Современная дорожная техника и технологии уже пришли на наши дороги. Правда, дорог у нас много, а такой техники пока мало.

В общем, понятно: дальше так жить нельзя. Поэтому правительством принято решение — основную нашу трассу на восток срочно ремонтировать, реконструировать и модернизировать. Нашлись и средства. А чтобы понять, как лучше эти средства распределить, с ревизией по трассе М5 отправилась большая группа федеральных чиновников во главе с министром транспорта России Игорем Левитиным.

СТАРЫЕ ДОРОГИ, НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

— В последние годы выделяется все больше денег на развитие дорожной сети, но их все равно не хватает, — убежден министр. — Слишком все запущено… Поэтому решено сосредоточить усилия на двух приоритетных направлениях — трассах М4 «Дон» и М5 «Урал». На ростовском направлении уже идут большие работы, сейчас пришла очередь автодороги Москва-Челябинск: 140 млрд. рублей выделены на реконструкцию. Увы, этого недостаточно, чтобы все ее почти 1900 км стали дорогой 1-й категории. Но мы планируем, что к 2015 году сможем поднять до 1-й категории почти половину дороги. А 3-й останется совсем немного — 180 км. Зато всю трассу приведем в нормативное состояние. Задача стоит такая: обозначить те участки, где ремонт или реконструкцию надо начинать в первую очередь.

Министр транспорта РФ И.Левитин (справа) и начальник ДОБДД МВД России В.Кирьянов предпочитали общаться с водителями в неформальной обстановке — без галстуков.
Министр транспорта РФ И.Левитин (справа) и начальник ДОБДД МВД России В.Кирьянов предпочитали общаться с водителями в неформальной обстановке — без галстуков.

…Например, самый живописный участок трассы проходит через отроги Уральских гор по территории Челябинской области. Красота вокруг — дух захватывает! Но вот дорога… При том, что в последние два-три года ее неплохо отремонтировали, она так и остается двухполосной трассой 3-й технической категории. Шоссе вьется меж гор узкой полосой, причем перепады по высоте достигают километра!

— Этот участок у нас раньше называли «дорогой смерти», — рассказывал водитель-дальнобойщик из Перми Михаил. — Столько тут народу билось! Сейчас стало чуть получше, но не легче. Обгонных-то полос на трассе нет. Сотрудники ГАИ требуют соблюдать Правила, но у кого хватит нервов тащиться за груженой фурой 5–10 км/ч весь подъем на Уреньгу или Ашу? Вообще любая поездка по М5 — это экстрим, даже если ты очень аккуратный и вежливый шофер.

С мнением водителей министр согласился.

— В первую очередь, — пообещал он, — сделаем горный участок, не дожидаясь 2015 года. Конечно, на проход через горы, расширение дороги за счет насыпи уйдет много денег. Но надо сразу делать хорошую дорогу первой категории: шириной 15 метров, 4 полосы. Поставить освещение — в населенных пунктах, на мостах и в местах с повышенной аварийностью. В этом направлении нет альтернативной трассы, так что надо немедленно браться за реконструкцию.

Кстати, все замечания и предложения, высказанные в пути, заносили в протокол. На его основании, как обещал министр, откорректируют программу реконструкции.

Например, уже сейчас специалисты предсказывают, что даже строительство Центральной кольцевой дороги в Московской области к 2020 году не сможет решить транспортную проблему столицы. Ведь вблизи трассы развернется массовое жилищное строительство, и ЦКАД, как сейчас МКАД, практически станет внутригородской магистралью. Поэтому уже сегодня, по словам Игоря Левитина, в рамках стратегии развития транспортной системы России идет проектирование как минимум двух хордовых дорог в центральной части страны. Одна в обход столицы пойдет с юга на северо-восток (скажем, от Брянска до Нижнего Новгорода), другая — с востока на северо-запад (условно — от того же Нижнего на Санкт-Петербург). Хорды будут пересекаться в крупных транспортных узлах, где намечено перераспределять грузы и потоки между несколькими видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, водным. Министр намеренно не назвал точных направлений будущих трасс: сейчас они только прорабатываются. «А стоит только обмолвиться, где мы собрались строить, там сразу начинается масштабная скупка земли», — посетовал чиновник.

Кстати, во время поездки обсуждался еще один перспективный проект. Известно, что в будущем году откроют многострадальный мост через Волгу в Ульяновске (его строят больше 20 лет!). До этого все автомобильные потоки на восток направлялись по трассам М5 «Урал» и М7 «Волга» — еще и потому, что только там есть мосты через главную российскую реку. При этом возможностей для расширения этих трасс в некоторых местах уже просто нет или же это очень и очень дорого. А почему бы не пробить новый транспортный коридор на восток — через Ульяновск? Использовать сеть местных дорог, реконструировав их; возможно, новый коридор обойдется дешевле и быстрее сможет разгрузить существующие трассы. Ведь один новый обход М5 вокруг Самары встанет в 40 млрд. рублей! Кроме того, появление новой трассы даст экономию времени — ведь путь от Москвы до Уфы станет километров на 300 короче.

Но это — пока только «голая» идея, которую еще предстоит обсудить и просчитать со специалистами. Поручение провести предварительные инженерные изыскания уже дано.

Повторюсь, министр не скрывал: денег на реконструкцию старых дорог и строительство новых, конечно, выделяют все больше, но в нашей огромной стране их все равно не хватает. Поэтому на той же трассе М5 ряд новых участков (в первую очередь, это касается обходов городов) будут строить совместно с частными инвесторами и уже через пару лет сделают платными. Правда, это касается только тех дорог, которым есть альтернатива.

…В этой поездке так или иначе все время возникали «сопутствующие» разговоры — о том, например, как благоустроить российские трассы, как сделать путешествие по ним комфортным. Ведь во многих местах придорожный сервис способен лишь отпугнуть водителя-дальнобойщика или путешественника. «Мы должны малый и средний бизнес вывести на большую дорогу — в хорошем смысле этого выражения», — сказал министр. И в качестве примера привел Пензенскую область, где вдоль дороги построены уже несколько отличных площадок для отдыха водителей — с гостиницами, кафе, магазинами.

ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

Трасса М5, одна из главных в стране, на сегодня — одна из самых опасных и непредсказуемых. «Основная причина ДТП здесь — несоответствие технических параметров дороги возросшей интенсивности движения», — так кратко выразил суть проблемы начальник ДОБДД МВД РФ В.Кирьянов. Действительно, по паспорту, скажем, участок Уфа-Челябинск способен пропускать от двух до шести тысяч автомобилей в сутки, тогда как ее реальная загруженность — 10–12 тыс. машин.

— М5 вымощена жизнями водителей, — говорил водитель из Усть-Катава Василий. — Люди гибнут или калечатся из-за ужасного состояния этой дороги. Большая часть магистрали в нашей области проходит по горам, где хватает участков с ограниченной видимостью: повороты, подъемы-спуски. Старые тяжелые грузовики двигаются на подъем слишком медленно, вынуждая других водителей совершать опасные маневры. Вот и бьется народ…

В проекте реконструкции трассы «Урал» вопросы безопасности стоят на особом месте. Скажем, главная задача на ближайшие три года — ликвидировать 120 самых опасных участков. Установить несколько тысяч новых знаков, сделать новую разметку (по всей трассе), где только можно — провести ее вообще в обход населенных пунктов. А медучреждения, расположенные вдоль федеральной трассы, оснастить новейшим диагностическим и лечебным оборудованием и новыми реанимобилями. Из последних веяний — по плану уже в этом году на трассе М5 установят 64 видеокамеры для фиксации нарушений. И, как обещал главный автоинспектор страны, развесить предупреждения о том, что «осторожно, вас снимают!». Даже если здесь нет камеры…

Очень хочется, чтобы осуществилось все то, о чем услышал во время поездки по трассе М5. И чтобы главная дорога, ведущая на восток России, перестала быть «дорогой смерти», а получила другое название, доброе.

…Следующей трассой, по которой планирует проехать правительственная комиссия во главе с министром транспорта, видимо, станет М8 «Холмогоры». Ведь если от Москвы до Вологды ее состояние по большей части можно считать хорошим или удовлетворительным (сам проезжал этой зимой!), то дальше на пути к Архангельску начинаются проблемы. Ведь сколько в России дорог — столько и проблем.  

Трасса М5 «Урал» (Москва — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск) длиной 1848 км пересекает территорию 10 субъектов Российской Федерации. Для Московской, Рязанской, Пензенской, Самарской, Челябинской областей, Республики Башкортостан трасса является транспортной осью региона. Автодорога М5 «Урал» входит в состав международных транспортных коридоров «Север — Юг», «Транссиб».

По официальным данным, в 2007 году на дороге М5 произошло 1678 ДТП, в которых погибло 669 человек и 2136 — получили ранения. При этом каждое четвертое происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями на трассе. Каждая вторая авария — это столкновение с выездом на встречную полосу. На трассе не хватает примерно 30% знаков, местами нет дорожной разметки, зато есть — многочисленные дефекты покрытия. Катастрофически не хватает пешеходных переходов, в населенных пунктах нет освещения. Поэтому на втором месте среди видов происшествий, по данным ГИБДД, — наезд на пешеходов.

К 2015 году всю трассу М5 «Урал» приведут в нормативное состояние, а половину сделают 1-й категории (не менее 4 полос, разделительные барьеры, ограждения, освещение т.д.).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии