Дорогами Атлантиды

Дорогами Атлантиды

Первый день путешествия целиком был посвящен острову Гозо – меньшему из двух главных мальтийских островов, между которыми ходит паром. Арендовали машину прямо у причала. «Дэу-Матиз» на один день с полной страховкой и почти пустым баком обошелся всего в 26 евро.

Отправились в бухту Рамла. Говорят, на некоторые пляжи Мальты песок завозят специально из Иордании. А таможенными правилами запрещено вывозить из государства не только представителей флоры и фауны, но и почву!

«Слово Божье – приказ» – об этом напоминает надпись в салоне автобуса. Видна «система сигнализации» – веревки, протянутые под потолком, и колокольчик над головой водителя.

В утесах слева от нас прячется грот нимфы Калипсо, в котором, по преданию, она удерживала Одиссея. Бухта красивая, вид великолепный, но не настолько, чтобы на несколько лет привязать взрослого мужика. Так что без каких-то других причин там явно не обошлось.

По совету сотрудника прокатной конторы мы решили найти парковку рядом с городским автобусным терминалом. Неправильно припаркованную машину здесь запросто могут эвакуировать или заблокировать, что обойдется потом водителю в 70–100 евро. Стоянка была забита машинами и закрыта, пришлось полчаса поколесить по центру города, пока мы не нашли довольно большую и почти пустую площадь. Отсутствие машин на ней показалось настолько странным, что на всякий случай обратились к местному водителю, который подтвердил: да, стоянка здесь абсолютно бесплатная и неограниченная.

Готическая церковь Та-Пину (западная часть о. Гозо).

По пути к еще одной «знаменитости» Гозо – Лазурному Окну мы подъехали к изящной готической церкви Та-Пину, славящейся многочисленными чудесами и исцелениями. От часовни на вершину холма Аммар ведет «Крестный путь» – тропа, на которой воссозданы события последнего пути Христа на Голгофу. Лазурное Окно — один из символов Мальты, широко растиражированный в путеводителях, представляет собой промытую в скале арку. Море здесь имеет такой насыщенный ярко-синий цвет, какого мы не видели, пожалуй, больше нигде.

 Отдыхать можно и так. Главное – никому не мешать (Слима, о. Мальта).

Отдельная тема для разговора – местное автобусное сообщение. Доисторические «лейланды» и «доджи» раскрашены на Мальте в ярко-оранжевый, а на Гозо – в серый цвет. Эти монстры гремят, тарахтят и чихают черным дымом, не имеют дверей и оснащены очень неудобными сиденьями, но задачу по перемещению пассажира из одной точки острова в другую выполняют не первый десяток лет. При условии, если пассажиру удалось найти нужную остановку и дождаться на ней нужного автобуса.

Компактные автомобили пользуются здесь особой любовью: улочки-то узкие!

Для чего существует расписание, развешанное по остановкам, нам выяснить не удалось. Но ездить интересно. Внутри автобусы выглядят не менее колоритно, чем снаружи. Они раскрашены во все цвета радуги, над головой водителя обязательно написано какое-нибудь изречение на латыни (без молитвы «Спаси и сохрани» автобус, скорее всего, развалится на первом же перекрестке). Большинство остановок – «по требованию». Стоимость проезда – от 47 евроцентов до 2 евро, в зависимости от расстояния. Билеты продает водитель.

Улочка Валлетты. Прямо на перекрестке припаркован «карроцин» – двухместная прогулочная карета.

Качество мальтийских дорог лежит в широком диапазоне от шестиполосной автострады с идеальным асфальтом до разбитой глиняной колеи, петляющей между каменными заборами. Такая колея вполне может быть обозначена на карте как основная дорога, соединяющая два города. Именно это навело на мысль арендовать другую машину – вседорожник. Выбрали «Марути-Джипси» – самую популярную модель среди местных организаторов джип-сафари.

Двухколесный «конь» припаркован по всем правилам (набережная Мсиды, о. Мальта).

Исторически «Марути» восходит, вероятно, к каретам XVI века, одна из которых выставлена в соборном музее Виктории на Гозо. Жесткие неудобные сиденья, тонкий тяжелый руль, тормоза без усилителя, педаль газа, имеющая собственную концепцию мироздания, отсутствие левого зеркала и, по ощущениям, полное отсутствие подвески… Взамен – подключаемый полный привод с пониженной передачей и возможность не сбавлять скорость там, где тому же «Матизику» пришлось бы ползти на брюхе.

При соблюдении элементарных правил парковки даже на таких узких улицах достаточно места для проезда (Валлетта, о. Мальта).

Понятно, что переключать передачи левой рукой неудобно. Не совсем привычно и круговое движение по часовой стрелке. Но все это – мелочи по сравнению с организацией дорожного движения. Вот уж где адреналин граничит с истерикой! Система дорожных указателей на Мальте лучше всего, пожалуй, характеризуется словом «невменяемая». Попасть на нужную дорогу на перекрестке можно только в двух случаях: либо случайно, либо перепробовав все остальные варианты. Впрочем, Мальта – государство миниатюрное, и даже поехав в обратную сторону, очень скоро можно добраться до места назначения, просто описав круг по острову…

Триумфальная арка (окраина Фгуры, северо-восток о. Мальта).

Увлекательным круизом мы про-ехали по всем окрестным городам и так и не поняли, как очутились в Мосте. Город известен красивой церковью внушительных размеров. По некоторым данным, она считается второй в христианском мире по размеру (после собора Святого Петра в Риме), хотя, на наш взгляд, Исаакиевский и даже Казанский собор в Санкт-Петербурге крупнее ее.

Мальтийцы не особенно утруждают себя соблюдением правил. Если на узких улочках набрать больше сорока просто невозможно, то по дорогам водители носятся, несмотря на ограничения и видеокамеры. Обогнать через сплошную? Если нельзя, но очень хочется… Проехать задним ходом пару перекрестков? Без проблем! Включить поворотник перед перестроением или поворотом – а зачем? Зато никто не сигналит в спину, когда вы, встав посреди перекрестка, вчитываетесь в указатели на стене дома. И не моргает дальним, если вы едете медленнее, чем другие. Но имейте в виду: такое же терпение может потребоваться и от вас буквально через десять метров.

Постоянные блуждания «в трех мальтийских соснах» отнимали изрядную долю времени. Иногда не помогали даже атласы. В таких случаях мы просто ехали минут пять куда глаза глядят, а потом вновь пытались определиться на местности.

Возвращаясь домой уже в сумерках, заехали в Мдину, древнюю мальтийскую столицу. На этот раз путеводители ничуть не преувеличили: ночная Мдина завораживает. Средневековая крепость, стоящая на холме, окружена мощными неприступными стенами. Этот «Город молчания», как его традиционно называют, в темноте производит еще более сильное впечатление, чем днем. В узких извилистых улочках, освещенных порой одним-единственным фонарем и окруженных глухими высокими стенами бенедиктинского монастыря, дворцов и соборов, легко потеряться и в пространстве, и во времени. За каждым поворотом открываются все новые, неизведанные улочки и даже площади, уютные и миниатюрные, но полноценные: с магазинами и ресторанами, и даже с жилыми домами.

Мальтийцы – очень дружелюбный, миролюбивый и гостеприимный народ. Главное, найти общий язык: ведь несмотря на то, что Мальта была британской колонией и английский язык здесь считается официальным, многие – как молодежь, так и люди в возрасте – владеют им очень слабо.

Один из самых известных символов страны – мальтийский крест, сочетание простоты и изящества. Он отражает красоту островов, на которых пересеклось, казалось бы, несовместимое. Грандиозность католических соборов и узкие улочки, над которыми нависают ярко раскрашенные балконы – своеобразное мальтийское украшение домов. Мощные неприступные бастионы и форты «разбавлены» изящными дворцами и уютными садами. Желтый известняк и серый гранит купаются в невероятно чистой синеве морской воды…

Это стоит увидеть! И неважно – из окна автобуса или автомобиля, с седла велосипеда или даже пешком.

Подпишитесь на «За рулем» в