Качает, качает, качает...

Качает, качает, качает...

А вот на Ford-T топливо шло самотеком. А поскольку бак находился сзади, затяжные подъемы эти "фордики" порой штурмовали... задним ходом. Чтобы бак был выше карбюратора. Водитель современного авто, узнав об этом, снисходительно ухмыльнется. Ему-то горки нипочем - бензин в мотор качает насос. Покуда качает...

Ладно, перейдем к делу. Для начала разделим насосы на две группы: карбюраторные и впрысковые. Объединяет их только название и назначение, во всем остальном - ничего общего. Производительность любого бензонасоса в несколько раз больше расхода топлива. Это надо для компенсации его износа и для быстрого заполнения магистрали или карбюратора после стоянки.

Карбюраторный

В карбюраторных машинах прочно прижился диафрагменный бензонасос (рис. 1). Крепится он прямо на двигателе, от него же и приводится. В корпусе зажато несколько мембран. Такой пакет называют диафрагмой. В верхней части корпуса расположен сетчатый фильтр, ниже - клапаны.

Эксцентрик вала двигает толкатель и через рычаги опускает диафрагму, сжимая возвратную пружину (рис. 1, а). Над диафрагмой создается разрежение. Открывается клапан, и в полость всасывается бензин.

Эксцентрик поворачивается, освобождает толкатель, и пружина выталкивает вверх диафрагму. Бензин через другой клапан под давлением идет в карбюратор (рис. 1, б).

На малых оборотах двигателя расход топлива небольшой. Если поплавковая камера заполнена, игольчатый клапан закрыт - подача топлива уменьшается. Пружина не может вытолкнуть диафрагму достаточно высоко, и она работает в самом низу. Толкатель и рычаги будут трудиться вхолостую. Зависимость простая: больше расход - больше ход.

Развивает давление 0,15-0,35 кгс/см2, производительность - до 100 л/час при средних оборотах двигателя.

Болячки известны давно. Самая частая - отказ в жару, обычно в пробке. Дело в том, что на малых оборотах и топлива через насос проходит немного. Насос не охлаждается. Бензин в нем закипает, возникают паровые пробки, и двигатель глохнет. Чтобы заставить его работать, можно воспользоваться дедовским методом: бросить на насос тряпку и хорошенько смочить ее водой.

Бывает, насос не подает бензин. Проверить это просто: достаточно отсоединить шланг, идущий к карбюратору, сунуть его в обычную банку на всякий случай и пустить стартер. Бензин должен идти обильной струей. Не идет? Скорее всего виновата грязь: засорен фильтр в баке или в насосе или в них замерзла вода. Тут все ясно: надо чистить. Если грязи нет - где-то подсасывается воздух. Найти негерметичность можно попытаться по месту утечки бензина. Не вышло - делать нечего, придется вызывать техпомощь.

Если бензин из насоса все же поступает, но вяло - значит, нет нужной производительности. Причин несколько. Перво-наперво имеет смысл проверить клапаны насоса: не залипли, не перекошены ли? Купить грошовые детальки нетрудно, заменить их - пара пустяков. Редко, но все же ломается пружина диафрагмы. А чаще всего виновата опять грязь.

Бывает, из сливного отверстия насоса в картер двигателя течет бензин. Владелец удивляется: масла в моторе вдруг прибавилось и стало каким-то жидким. Все ясно: прохудилась диафрагма. Если в пути - можно вырезать из крепкого полиэтилена мембрану и добавить ее в пакет фирменных. Другие капризы насоса случаются крайне редко - узел этот весьма надежен, долговечен, ремонтопригоден и дешев. Особенно - итальянский.

Инжекторный

Развивает куда большее давление - около 3-6 кгс/см2. Производительность чуть выше, чем у карбюраторного, - 120 л/час. Насосы эти электрические и разделяются на подвесные и погружные. Подвесные крепятся так, чтобы бензин шел в них самотеком. Погружные встроены в топливозаборник бензобака. Конструкция у них примерно одинаковая: в герметичном корпусе собран электродвигатель, насосная секция, обратный и предохранительный клапаны и фильтр. Электродвигатель - щеточный с постоянными магнитами. Насосная секция бывает вихревая или роторная.

Вихревой насос (рис. 3) многократно "закручивает" бензин, и центробежная сила выбрасывает его в магистраль. Роторный насос бывает шестеренчатый, роликовый или пластинчатый. При вращении ротора возникает зона пониженного давления (здесь всасывается топливо) и зона нагнетания, откуда бензин выдавливается в магистраль.

Обратный клапан не дает бензину стечь в бак, когда насос выключен, и поддерживает давление в магистрали. Предохранительный клапан ограничивает давление на выходе. Нужное давление в магистрали поддерживает особый узел - регулятор. Находится он обычно в моторном отсеке. Избыток топлива он сбрасывает через "обратку" в бак. Насос смазывается и охлаждается бензином. Взрыва или пожара быть не может - для этого воздуха в баке слишком мало.

Электронасосы не могут засасывать топливо и работают только погруженными в бензин. Не терпят они и малейшего разрежения в баке, а потому за дренажной трубкой - глаз да глаз.

Электрические насосы не так надежны, как механические. Обидно, что при любых поломках владелец может разве что пошевелить предохранитель да почистить фильтр. Карбюраторную машину со сломанным насосом можно заставить ехать, скажем, накачав воздухом бак. Инжекторную оживить просто невозможно. Поэтому за насосом надо следить. Зашумел - лучше заменить его загодя.

И вообще: берегите насос - штуку весьма дорогую, особенно на иномарках. Упаси бог ездить с почти пустым баком - на поворотах, кочках бензин бултыхается и запросто может оголить топливозаборник. Тогда насос хлебнет воздуха, его обороты резко увеличатся, он моментально нагреется и может запросто сгореть. Для защиты от таких казусов насос частенько встраивают в специальный "стакан", где всегда есть немного бензина. Стакан соединен с баком, кроме того, именно в него попадает "обратка".

А еще электронасос очень не любит грязь. Чуть засорился - работает плохо, с перебоями. Бережливые могут продлить ему жизнь, заливая бензин в бак через сетчатый фильтр. Скажем, через капроновый чулок.

Хочешь не хочешь, а порой все ж позавидуешь старинному "Форду". У его владельца таких проблем не было...

Подпишитесь на «За рулем» в