Москва-Лиссабон: двадцать лет спустя. (А также аудиозапись встречи с участниками пробега на радио "Маяк".)

Москва-Лиссабон: двадцать лет спустя. (А также аудиозапись встречи с участниками пробега на радио «Маяк».)

Первые лучи солнца нам светят в заднее стекло, значит, мы строго едем на запад.
Первые лучи солнца нам светят в заднее стекло, значит, мы строго едем на запад.

ПОЧЕМУ ЛИССАБОН?

Читатель «За рулем» со стажем знает, как трудно «прорубалось» окно в Европу в перестроечном 1988 году. Международные автопробеги, да еще через территории капиталистических стран, были в то время неслыханной дерзостью. Поднять перчатку, брошенную португальскими журналистами, добравшимися из Лиссабона в Москву за 51 час 30 минут, никто из представителей партийной печати, периодически выезжавших за рубеж, не решился. Была неуклюжая альтернатива проехать по ленинским местам Европы с заездом в выпадавший из ленинской биографии Лиссабон на двух «Москвичах-2141» с техничкой сопровождения и представительной делегацией в автобусе. Но такой ответ отмели в ЦК из-за безумной по тем временам смете расходов в валюте. И когда «За рулем» предложил идею малозатратного скоростного пробега на одном-единственном автомобиле с экипажем из трех человек, ее поддержали в Минавтопроме СССР и отделе промышленности ЦК КПСС. Наш экипаж на ВАЗ-2109 оправдал возложенные надежды и прибыл к стенам португальской столицы через 45 часов после старта на Манежной площади (тогда еще площади 50-летия Октября), привезя с собой в мэрию Лиссабона приветственный адрес Моссовета.

Атлантика! Финиш! Памятный кадр 1988 года на фоне перевернувшегося японского корабля.
Атлантика! Финиш! Памятный кадр 1988 года на фоне перевернувшегося японского корабля.

Для нас это стало колоссальным достижением. Все, что находилось за границей СССР, стоявшей прочно на замке, было для нас терра инкогнита. Позже португальцы на разных, куда более мощных, чем ВАЗ, машинах и в разных составах пытались улучшить результат, но им меньше чем за 50 часов добраться не удавалось. Говорят, однажды они повернули уже от Варшавы, осознав бесперспективность очередной попытки.

Так пробег Москва-Лиссабон стал знаковым событием в истории журнала «За рулем». Потом были и Сахара, и много что еще. С Лиссабона, по сути, начались большие зарубежные приключения журнала.

И вот в год 80-летия «За рулем» решение повторить лиссабонский бросок тем же экипажем. Ведь только мы, проделавшие этот путь двадцать лет тому назад, могли по-настоящему сравнить изменения на дорогах Европы, понять, насколько вырос технический уровень современного автомобиля, которыми прирастает отечественный автопром, наконец, оценить, как изменилась жизнь современного автопутешественника. И, конечно, нам хотелось узнать, каким он будет для нас — «Москва-Лиссабон» третьего тысячелетия?

ПОЧЕМУ «ФОЛЬКСВАГЕН»?

14 сентября 1988 года. Полдень. ВАЗ-2109 стартует с Манежной площади в Москве.
14 сентября 1988 года. Полдень. ВАЗ-2109 стартует с Манежной площади в Москве.

Двадцать лет тому назад самым технически совершенным автомобилем, выпускавшимся в СССР, был ВАЗ-2109 с пятиступенчатой коробкой передач и полуторалитровым двигателем мощностью 80 л.с. Его кузов разрабатывали итальянские дизайнеры «Бертоне», над двигателем и трансмиссией колдовали специалисты «Порше», моторную электронику доводил «Бош». Конкурентов переднеприводному ВАЗу в то время на советском пространстве не существовало.

Наш «Фольксваген» в редкий момент передышки.
Наш «Фольксваген» в редкий момент передышки.

Сегодня российский рынок прирастает в основном за счет иномарок. Разворачивается их производство. ВАЗ переходит на выпуск моделей совместно с «Рено». Поэтому логичным был выбор иномарки, выпущенной в России. Примерно в то время, когда решался вопрос, на чем ехать, из ворот Калужского предприятия «Фольксваген» стали выходить первые авто. «Пассат» по своим размерам, современному экономичному и мощному мотору (1,8 л, 160 л.с.), а также техническому уровню (модель конца 2005 года — свежая, но уже без детских болезней) вполне отвечал поставленным задачам.

ПОЧЕМУ «МИШЛЕН»?

Шины стали ахиллесовой пятой нашей «девятки» накануне старта в 1988 году. Ни одни отечественные покрышки не выдерживали и трех часов на скоростях под 170 км/ч — отслаивался протектор. Спасательным кругом оказался комплект «Мишлен-спорт», который чудом удалось пробить через «Автоэкспорт» незадолго до старта.

Первые километры на пути в другой конец Европы.
Первые километры на пути в другой конец Европы.

Учитывая повышенную вероятность дождей в осенний период (а дождь и впрямь сопровождал нас от Москвы до Берлина) и напряженный скоростной режим, мы выбрали Michelin Primacy HP. В их пользу нас склонили не только заявленные характеристики в поведении на мокрой дороге (в числе которых малый тормозной путь, хорошие управляемость и сопротивление аквапланированию) и высокий ресурс, но также и то, что они входят в список шин, рекомендованных «Фольксвагеном» для установки на «Пассат». И главное — эту модель высоко оценили наши эксперты-шинники (ЗР, 2006, №5).

ТРЕЗВЫЙ РАСЧЕТ

Схватку со временем выиграть невозможно. Его не остановить и уж тем более не поворотить вспять. И если в аптеке продают витамины для тех, кому за пятьдесят, то это вовсе не означает, что, проглотив горсть, будешь чувствовать себя как тогда, когда тебе было чуть за тридцать. Но уже хорошо и то, что врачи допустили нас к лиссабонской схватке.

1988 год. Перед стартом на Манежной площади. Слева направо: Владимир Соловьев, Олег Богданов, Виктор Панярский.
1988 год. Перед стартом на Манежной площади. Слева направо: Владимир Соловьев, Олег Богданов, Виктор Панярский.

Почти так же, как 20 лет назад, у стен Кремля, но не на Манежной, а со стороны Василия Блаженного.
Почти так же, как 20 лет назад, у стен Кремля, но не на Манежной, а со стороны Василия Блаженного.

Техника, конечно, теперь несравненно совершеннее. Где еще можем отыграться? В прошлый раз путешествие захватило две ночи, когда приходилось до рези в глазах всматриваться в летящий навстречу освещенный фарами асфальт. Теперь второй ночи попробуем избежать. Из Москвы стартуем рано утром, часиков в 06.00. Если ехать темпом прежнего «лиссабона», то через 10 часов — Варшава. Днем через столицу Польши проехать, говорят, можно. Германию проскакиваем ночью, когда там снимают большинство скоростных ограничений на автобанах. Париж проходим в 4 утра, в это время по французской столице и окрестностям можно ездить. Затем, соблюдая скоростной режим, катим по Франции и Испании в Португалию. Получается некоторый выигрыш по сравнению со временем двадцатилетней давности.

По части багажа никто не экономил. Получилась могучая кучка.
По части багажа никто не экономил. Получилась могучая кучка.

Поначалу на заднем сиденье было не так уж много места — с нами весь запас продуктов и воды на безостановочные двое суток.
Поначалу на заднем сиденье было не так уж много места — с нами весь запас продуктов и воды на безостановочные двое суток.

Не забудем и отсутствие границ на едином европейском пространстве. По сути, нужно пересечь только одну границу — с Польшей. А не сбиться с дороги нам поможет навигационная система «Кларион». Значит, случайный заезд в Нидерланды, как это случилось в 1988-м, нам не грозит, а это тоже выигрыш. Но и, главное, дорога до Лиссабона стала короче. Стараниями Европейского сообщества по северной части Испании проложили классную автомагистраль, соединив ее с новой дорогой на Лиссабон, что экономит нам более 200 км. Есть шанс!

ДОРОЖНАЯ ПРАВДА

В «Пассате» на заднем сиденье хоть и не 5-звездочный отель, но отдохнуть можно.
В «Пассате» на заднем сиденье хоть и не 5-звездочный отель, но отдохнуть можно.

Никто из участников пробега не возьмет на себя смелость утверждать, что помнит, как проходили всю трассу. Хотя бы потому, что треть всего времени в дороге он проспал на заднем сиденье. Это очень трудная задача — спать не когда тебе хочется, а когда положено по жесткому регламенту.

В дневное время смена — каждые три часа, в ночное — каждые два. Смена означает, что тот, кто сидел за рулем, отправляется спать, штурман садится за руль, а отдохнувший — на место штурмана. Сразу после отдыха за руль нельзя: нужно окончательно проснуться, вкатиться в дорогу и только потом взять на себя управление автомобилем, идущим на максимально возможной в реальной обстановке скорости.

ИЗ БОРТОВОГО ДНЕВНИКА:

23 сентября, вторник

05.40

23 сентября 2008 года. Около шести утра. Ночная фотосессия перед стартом на Васильевском спуске.
23 сентября 2008 года. Около шести утра. Ночная фотосессия перед стартом на Васильевском спуске.

Проводить экипаж пришло много друзей.
Проводить экипаж пришло много друзей.

Предстартовая подготовка и фотосессия на Васильевском спуске у Красной площади. Пожелать нам доброго пути пришли родные, друзья и главы российских представительств «Фольксваген» и «Мишлен» Франк Виттеманн и Эрик Феди. Они волнуются не меньше нас, ведь это и их техника сдает экзамен, который придумали неугомонные зарулевцы.

06.00

Витрины московских магазинов нас провожают в дальнюю дорогу.
Витрины московских магазинов нас провожают в дальнюю дорогу.

Бой кремлевских курантов, последние напутствия. В 06.02 мы уже катим вдоль набережной к Лиссабону. Восстановить историческую правду нам не удалось. Манежной площади больше нет, на ее месте торговый центр. Поэтому стартуем от собора Василия Блаженного.

06.12

Первые километры на пути в другой конец Европы.
Первые километры на пути в другой конец Европы.

Пересекаем границу Москвы — МКАД. В случае чего, время можно считать формально от городской черты. Лишними 10 минут никогда не будут. В руле Богданов. Очередность решили не менять. Именно Олег выводил девятку со старта 20 лет назад. За штурмана — Виктор Панярский, а я, настроив навигацию, — спать.

Но не спится. Волнение слишком велико. Подумать только, мы снова нашей командой мчимся в Лиссабон.

07.40

Первые лучи солнца нам светят в заднее стекло, значит, мы строго едем на запад.
Первые лучи солнца нам светят в заднее стекло, значит, мы строго едем на запад.

Совсем рассвело. Пройдены 213 километров. Здесь нас поджидает автомобиль с фотографом, чтобы запечатлеть"Пассат" в движении по трассе. Снижаем скорость, перестраиваемся.

Прямой выход в эфир на радио «Россия FM». Коллеги и слушатели с интересом следят за ходом пробега, поддерживают нас. Я осторожно прогнозирую, что 20 лет спустя уж на пятнадцать минут мы сделаем дорогу из Москвы в Лиссабон короче.

09.05

Первая смена. Отмахали 409 км. Темп очень хороший, средний расход 12,6 л/100 км. На бензоколонке заливаем бак до полного. Пока 57 литров вливаются в бак, Олег, который был за рулем, и я бежим в туалет. Машину заправляет штурман. Заправив «Пассат», Виктор отгоняет его на стоянку, запирает и спешит по нашим стопам. В это время мы рассчитываемся за бензин, и через считанные минуты экипаж снова в пути.

09.30

Белорусская граница. Для машин с российскими номерами это формальность. Слегка притормаживаем на посту, но нам машут — проезжайте.

12.05

Мы едем быстро, наш ряд левый. Навигация не дает сбиться с пути.
Мы едем быстро, наш ряд левый. Навигация не дает сбиться с пути.

Моя очередь вести лиссабонский экспресс. Дорога пустынна, плоской широкой лентой она уходит к горизонту. Это ровный участок, где можно прибавить. Наш «Пассат», обутый в «правильные» шины, это позволяет. Средняя скорость на въезде в Польшу достигает 133 км/ч.

Но Польша, вошедшая в Шенгенскую зону в декабре прошлого года, впускать нас не торопится. Почти час мы провели, зависнув на мосту через Буг, на нейтральной полосе, еще полчаса заняли формальности.

Когда граница единой Европы осталась позади, средняя скорость упала до 110 км/ч. Это пусть минимальный, но резерв, который тает на глазах. К Варшаве из-за повсеместного дорожного ремонта мы приходим с двухчасовым опозданием против графика. Но это обстоятельства непреодолимой силы. Ремонтные зоны на многих участках не имеют объездов. Автомобильный поток, регулируемый входными светофорами, поочередно движется по одной полосе в двух направлениях. У каждого светофора задержка по 10–15 минут.

Варшаву нам помогает пройти электронный навигатор. Если бы не он, не знаю, сколько бы нам пришлось плутать по польской столице. В первом лиссабонском пробеге, когда автомобильных навигаций не было и в помине, роль навигатора выполняли сотрудники «Автоэкспорта», добровольно взявшие на себя роль проводников по незнакомому для нас городу. И все же город есть город. Выезжая из Варшавы, наша средняя падает до 96 км/ч. Гаденькое настроение усугубляет противный мелкий дождь.

24 сентября, среда

00.40

Въезд в Германию. После польского «котла», в котором мы «варились» 10 часов и 40 минут, германские дороги показались раем небесным. Поэтому я засыпаю решительно и бесповоротно, с уверенностью, что мы наверстаем. Олег держал стрелку спидометра за 200 км/ч.

06.01

Бельгия. Среднюю скорость подняли до 101 км/час, мы снова полны надежд на победу.

07.25

Франция. В борьбе с нарушителями скоростного режима здесь принимаются самые строгие меры. Максимальная скорость на автостраде ограничена 130 км/ч, но все едут немного быстрее, этак 145–149 км/ч. За превышение установленной скорости на 20 км можно поплатиться штрафом в 45 евро. За превышение на 20–40 км /ч взимают штраф в 90 евро. За превышение на 40–50 км/ч — штраф 135 евро и уже можно лишиться водительских прав. Поэтому все едут «по минимальному тарифу», превышая установленные лимиты на 15 км/ч. Нас такой режим устраивает, главное, стабильность и ритмичность хода — в этом залог успеха. Так мы подняли среднюю до 104 км/ч.

11.05

Из-за парижской пробки средняя скорость падает до отметки 99 км/ч. Неужели не уложимся в наши 45 часов? От этой мысли становится не по себе.

Хмурые тучи постепенно рассеиваются, проглядывает солнышко, дорога А10 — мы выдвигаемся на юго-запад. Именно в этом направлении дуют пассаты в Северном полушарии. Нам по пути. Это добрый знак для нас и нашей машины.

К Бордо среднюю скорость поднимаем до 103 км/ч.

17.15

Этого участка автодороги на севере Испании 20 лет назад еще не было на карте. Благодаря ему мы «срезали» 200 км.
Этого участка автодороги на севере Испании 20 лет назад еще не было на карте. Благодаря ему мы «срезали» 200 км.

Испания. Как водится, над ней безоблачное небо, прекрасная, слегка петляющая в горах дорога. Ограничение в 120 км/ч, похоже, никто из испанских водителей не воспринимает всерьез, все едут за 150. Мы тоже стараемся держаться в потоке. К португальской границе на 4209 км пути наш «Пассат» выходит на среднюю 106 км/ч.

25 сентября, среда

01.00

Мотоциклисты из дорожной полиции, они эскортировали наш «Пассат» от границы Лиссабона.
Мотоциклисты из дорожной полиции, они эскортировали наш «Пассат» от границы Лиссабона.

Въезд в Лиссабон, платные турникеты. Двадцать лет назад у нас не было с собой португальских денег. Были марки, франки, доллары, а обменник ночью не работал. Мы терпеливо ждали, когда к нам приедут из посольства. Теперь во всей континентальной Европе ходит евро, и проблем нет. К башне Белем подкатили через 15 минут с эскортом португальской полиции на мотоциклах с мигалками. Этот сюрприз приготовило российское посольство.

Такой нас встретила башня Белем через 43 часа после выезда из Москвы. Заметьте, машина осталась совсем чистая.
Такой нас встретила башня Белем через 43 часа после выезда из Москвы. Заметьте, машина осталась совсем чистая.

Показания бортового компьютера на въезде в Лиссабон.
Показания бортового компьютера на въезде в Лиссабон.

Показания бортового компьютера на въезде в Лиссабон.
Показания бортового компьютера на въезде в Лиссабон.

1988 год. Лиссабон. На приеме у мэра города.
1988 год. Лиссабон. На приеме у мэра города.

2008 год. В мэрии Лиссабона все так же радушно встречают гостей из Москвы. Мы привезли приветственное послание Юрия Лужкова и свежую буханку русского хлеба.
2008 год. В мэрии Лиссабона все так же радушно встречают гостей из Москвы. Мы привезли приветственное послание Юрия Лужкова и свежую буханку русского хлеба.

Сертификат, выданный Консульским отделом Посольства РФ в Португалии
Сертификат, выданный Консульским отделом Посольства РФ в Португалии

Белым днем у  башни Белем перед выездом в обратный путь.
Белым днем у  башни Белем перед выездом в обратный путь.

Что помогло нашему успеху? Чуть короче стал маршрут, меньше границ. Накоплен жизненный опыт. Представьте, за всю дорогу мы не подали серьезного повода для вмешательства полиции. Слаженная команда из трех повзрослевших «мушкетеров», которая работала как единый организм, нацеленный быть лучшими на перегоне Москва — Лиссабон.

И наконец, наш «Пассат», вместе с которым мы шли по ветру — ведь пассаты в Северном полушарии дуют на юго-запад!

ЗАПИСЬ ВСТРЕЧИ УЧАСТНИКОВ ПРОБЕГА С СЕРГЕЕМ СТИЛЛАВИНЫМ НА РАДИО «МАЯК» >>>Редакция и экипаж благодарит спонсоров пробега — MICHELINи CLARIONза помошь и поддержку.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Volkswagen Passat

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии