Маршрут на тот свет

Маршрут на тот свет

]

...Любой водитель подтвердит: нет зверя страшнее «Газели» с шашечками на борту. А пассажиры? Их вполне устраивает обслуживание по принципу «ждем недолго, едем быстро, сидя и дешево».

Перевозчик — бизнесмен, а не филантроп: чем больше людей перевезет за смену, тем больше заработает. Водитель вынужден рисковать и гнать все быстрее. Отсюда же и стремление впихнуть в маршрутку как можно больше сидений — встречаются машины даже с шестнадцатью пассажирскими местами! Страшно подумать, что будет с пассажирами, если маршрутка угодит в серьезную аварию.

...И правда, что с ними будет?

«ГАЗЕЛЬ» В КУБЕ

Х-м-м-м, да кто его знает! Крэш-тест в программу сертификации микроавтобуса такого класса не входит. Ни у нас, ни за рубежом. Так что формальных претензий к ГАЗу нет — он играет по правилам. Только правила эти устарели: европейцы давно ездят пристегнутыми на прочных сиденьях. Мы глубоко убеждены: требования безопасности к микроавтобусам, что соперничают динамикой и маневренностью с легковушками, надо ужесточать и у нас. Подтверждением этой мысли стал крэш-тест, проведенный по «легковым» требованиям. Правилом ЕЭК ООН № 94 предписан фронтальный удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч.

Что бить? Конечно же, свежую заводскую модификацию «Газели» — тринадцатиместное (плюс место водителя) маршрутное такси ГАЗ-322132. Ведь кустарные переделки и мелкосерийные «вариации на тему» (кто знает, сколько их на дорогах!) окажутся заведомо хуже.

ЗАКОН ЧТО ДЫШЛО

Перерыты ворохи сертификатов, директив, правил ЕЭК ООН и «единообразных предписаний». Итог изысканий таков. Интересующая нас модификация на базе грузовой «Газели» является транспортным средством категории М2 (полная масса — до 5 тонн, вместимость — более 8, но не более 22 пассажиров) и автобусом класса В (для перевозок сидящих людей). Фирменная маршрутка из Нижнего Новгорода с индексом ГАЗ-322132 имеет временное годовое «одобрение типа транспортного средства» № РОСС.RU.MT02.E03327 (срок действия очередного заканчивается 28 июня 2003 года).

Из нормативных документов наибольшего интереса заслуживают три. Планировка микроавтобуса соответствует Правилу ЕЭК ООН № 52–01, ремни безопасности — Правилу № 16–04 (дополнение 7), сиденья и их крепления — Правилу № 80–01. На деле этот частокол цифр означает законное или почти законное (!) отсутствие ремней безопасности на одиннадцати сиденьях и подголовников — на тринадцати. А также право располагать кресла упрощенной конструкции против направления движения и вдоль бортов.

Так что после аварии не стоит сетовать на скудость устройств для удержания пассажиров и пренебрежение элементарным здравым смыслом. Правила, например, требуют подголовников на всех сиденьях, расположенных у дверей, то есть и впереди-справа. Но стандартное двойное сиденье «Газели», оборудованное подголовниками, дороговато. По просьбе завода Госстандарт разрешил ставить упрощенное фанерно-железное, как в салоне, — ясное дело, «в виде исключения». В число подобных «исключений» попала чрезмерно выступающая наружная подножка у сдвижной двери.

Впрочем, к совести производителя взывать не стоит — пока Госстандарт и органы по сертификации оставляют лазейки в виде упрощенных нормативов, ими будут пользоваться. Иначе нельзя — рынок диктует свои законы. Удорожать машину по доброй воле завод не станет.

СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Столько манекенов мы решили усадить в маршрутку (см. схему). За руль — самый современный «Гибрид-3», который позволяет фиксировать при ударе множество параметров. С остальными сложнее. Опутанных проводами «гибридов» в пассажирский салон не посадишь — ведь им, непристегнутым, лететь и кувыркаться. Поэтому назад сажаем шесть более простых «испытателей», соответствующих телу человека по весу, подвижности конечностей и сочленений, твердости и прочности покровных материалов. Единственной «даме» отвели место в самом центре салона.

И вот долгожданное «Автомобиль пошел!» Нарастающий вой лебедки, в поле зрения влетает белая «Газель»: удар, грохот, машина подпрыгивает, падает, разлетаются обломки — и секунд на пятнадцать воцаряется тишина. Зрители молчат, ошеломленные увиденным.

ОСМЫСЛЕНИЕ

Главный итог испытаний: в салоне — два «трупа», два «кандидата» на тот свет и три инвалида. А теперь — подробности.

Удар произошел на скорости 54,8 км/ч — лебедка, рассчитанная на легковушки, не смогла разогнать почти трехтонную «Газель» до 56 км/ч. Учитывая квадратичную зависимость от скорости, мы недобрали около 5% энергии столкновения.

Замедление составило 34 g (g=9,8 м/с2, ускорение свободного падения) у левого дверного порога и 19 g в районе правого. Кузов частично оторвался от рамы и сместился по ней вперед примерно на 200 мм. Ветровое стекло лопнуло, но осталось в проеме. Бензобак цел, но его горловина оторвалась. В салоне выпали из гнезд все плафоны освещения. При ударе ни одна из дверей не открылась. После удара две двери правого борта открыли без труда, водительская сместилась и закрыла доступ к ручке замка. Пришлось надавить на ручку ломиком и... дверь открылась.

Руль ушел вверх едва ли не на полметра — при допустимых для легковой машины 80 мм (здесь и далее предельно допустимые величины для легковых автомобилей)! Ремень и, как ни странно, этот гигантский и очень «ранний» ход руля спасли водителю жизнь: он просто поднырнул под руль, избежав сокрушительного удара в лицо. Перегрузка, действующая на голову, составила: при первом ударе о руль — 38 g, при ударе о колонку — 66 g, при ударе головой пассажира № 3 (фото 4 на кинограмме) — 11 g. Допустимое значение — 80 g. Нагрузки на шею водителя оказались в 4–5 раз ниже предельно допустимых значений. Грудная клетка сжалась всего на 16 мм при допустимых 50.

А вот конечностям досталось. Запредельные деформации пола и переднего щита вызвали смещение педалей на добрых полметра — при допустимом 200 мм. Ноги водителя оказались намертво зажаты между педалями и сиденьем — например, показатель травмирования левой голени достиг 1,9 ед. при допустимых 1,3. А изгибающий (читай — ломающий) момент — 1,9 кН.м у стопы и 1,4 кН.м у колена, при предельно допустимых 1,2 кН.м. Кроме того, левая кисть водителя зажата под передней панелью.

Пассажиры при ударе полетели вперед, некоторые продолжали «полет» и после остановки машины (см. схему). Меньше всего повезло паре, сидевшей сразу у входа: они погибли. Легче других отделался хитрец, устроившийся в заднем отсеке сразу за спинкой сиденья — она его и спасла.

СКОЛЬКО СТОИТ ЖИЗНЬ?

Нам с детства внушали, что жизнь человеческая бесценна. Но, оказывается, можно точно сказать, сколько она стоит. Например, еще в 1977 году американцы, посчитав пользу, приносимую обществу, оценили жизнь среднестатистического соотечественника в 242 тыс. долларов. А убытки от ранения средней тяжести — в 8825 долларов. Есть подобные расчеты и у нас, правда, они спрятаны под грифом «для служебного пользования» — в 80-х жизнь мальчика, а она считается самой дорогой, оценивалась в 42 тысячи рублей.

К чему мы клоним? Да к тому, что в развитых странах к проблеме подходят предельно прагматично — инвестиции в безопасность считают оправданными, если цена сохраненных жизней и неполученных травм превышает затраты хотя бы на 20%. Цинично? Зато действенно.

К чести ГАЗа, здесь уже разработали более безопасный вариант маршрутки (см. фото). Когда такие машины начнут выпускать? Наверное, не раньше, чем будут ужесточены национальные требования по безопасности. Ведь доработки «Газели» заметно увеличат ее цену (по нашим оценкам, примерно на $1 тыс.), и многие ли ее купят, если на вполне законных основаниях продаются машины более дешевые — пусть гораздо более опасные. Такие, какую мы разбили.

Любой полководец, планируя операцию, заранее рассчитывает приемлемый уровень потерь. А сколько нашей стране нужно покалеченных и убитых, чтобы перетянуть чашу безразличия чиновников на весах судьбы?

P.S. На тест редакция, естественно, пригласила специалистов ГАЗа. Наши идеи, конечно, не вызвали оптимизма у руководства завода. Но специалисты из Нижнего приехали, дали комментарии, рассказали о новых разработках в области безопасности. Как и подобает родителям, озабоченным судьбой своего детища.

Второе письмо с приглашением ушло в ГИБДД. Мы рассчитывали на заинтересованность соответствующих служб, но, увы, просчитались. Видимо, все до последнего инспектора заняты отловом нарушителей ПДД. Кстати, а почему так редко останавливают за нарушения маршрутки?..

1. 0,0 с. Нулевой момент — скорость 54,8 км/ч, касание препятствия бампером. Все еще живы...

2. 0,03 с. Деформируемое препятствие толщиной 540 мм смято, бампер достал до жесткой стенки, водитель и пассажиры пока на местах.

3. 0,13 с. Левый лонжерон и следом рессора уперлись в прочное препятствие и резко остановили раму. Частично сорвавшийся с креплений кузов сдвинулся вперед еще примерно на 200 мм и тоже прекратил поступательное движение. Из-за этого взаимного перемещения рулевая колонка приняла положение, близкое к вертикальному, и поднялась почти до верхней кромки ветрового стекла. Вздыбившийся пол и далеко сместившиеся назад педали сломали ноги водителю. Удерживаемый ремнем, он нырнул вниз, приложившись теменем о руль, а затем лбом о колонку, но остался жив. Непристегнутые пассажиры сместились вперед на 0,5–0,7 м, при этом № 4 лег животом на поручень, а сидящий боком № 6 протаранил спинку расположенного перед ним сиденья. Прикрепленная к кузову горловина отрывается от висящего на раме бензобака.

4. 0,23 с. Задняя часть кузова начинает подниматься вверх и вправо. Пассажир № 3 головой бьет водителя в затылок. Сидящий у двери № 4, сложившись вокруг поручня, отгибает его далеко вперед и достает головой до перегородки кабины. Дама (№ 5), погнув левым коленом стальной каркас сидений, расположенных против хода, и протаранив сидящего на них пассажира № 2, взлетает над перегородкой. Пассажир № 7 в заднем отсеке справа сокрушает спинку сиденья № 5. Из открытого бензобака выплескивается топливо (для крэш-теста залита вода).

5. 0,33 с. Машину чуть отбрасывает назад, и она, вращаясь вокруг вертикальной оси, продолжает подниматься. Большая часть пассажиров еще «в полете». Видно, задний бампер деформирован сдвинувшейся назад рамой: из-за этого задние двери подклинило.

6. 0,43 с. Пассажирка № 5, обогнув перегородку, сильно ударяется головой о переднюю панель и ломает шею. Пассажир № 7 летит через весь салон, дважды бьется головой о потолок и, наконец, развернувшись задом наперед, обрушивается спиной на «обмотавшегося» вокруг поручня пассажира № 4, окончательно его раздавливая. Счастливый билет вытащил № 6: он сидел вплотную к спинке и потому лишь навалился на нее, не успев сильно разогнаться — отброшенный назад устоявшей спинкой, он упал на задние сиденья. Впрочем, если бы справа от него сидел сосед, спинка вряд ли выдержала двойной напор.

7. 0,53 с. В верхней точке траектории маршрутка ударилась о расположенный справа брус безопасности и на какой-то миг кузов почти отделился от рамы.

8. 0,63 с. Брус остановил боковое перемещение машины, но не пассажиров — сидевший спиной по ходу № 2, продолжая сдвигаться вправо, приложился виском о расположенный на стойке кронштейн ремня безопасности переднего пассажира. Бездыханное тело пассажирки № 5 рухнуло головой вниз под переднюю панель. Машина начинает падать. Каждый из пассажиров уже встретил свою судьбу...

9. 0,83 с. Сначала приземляется рама. Затем на раму падает кузов. Он сильно деформирован в передней части, однако ветровое стекло, хотя и растрескавшееся, осталось в проеме, а замок удержал водительскую дверь на месте. В задней части кузова видимых деформаций нет.

На схемах и фото: расположение водителя и пассажиров до и после столкновения.

У двух пассажиров слева от входа нет шансов выжить: сидевший у окна № 4 (в синем комбинезоне) получил сильнейшие травмы брюшной полости, а пассажирка № 5 улетела вперед, сломав колено, а затем и шею.

Крепление кресла № 5 выдержало, а вот пол без усилителей оказался «слабым звеном».

Водитель нырнул под руль и остался жив, хотя и с тяжелыми травмами: голени и стопы сломаны, левая кисть защемлена передней панелью, на руле, колонке и затылке водителя видны следы ударов.

На ГАЗе уже разработан модернизированный кузов для маршрутного такси. В нем всего двенадцать пассажирских мест, но все кресла установлены лицом по ходу движения, имеют высокие спинки, снабжены инерционными ремнями безопасности, а пол и борта в районе их крепления усилены профилями и накладками. Сиденья разработаны с привлечением зарубежной фирмы, а сделаны в России. Эта машина уже прошла испытания по действующим европейским нормам. Ремни, сиденья, их крепление и усиленный кузов выдержали положенную нагрузку и при ДТП должны удержать пассажиров. Если даже пристегнутый водитель, принявший на себя удар, как оказалось, имеет шанс выжить, то зафиксированные ремнями в надежных креслах пассажиры могут чувствовать себя в большей безопасности.

Главный конструктор грузовых автомобилей ГАЗ Олег Филимонов:

«Правило ЕЭК ООН № 94 распространяется на транспортные средства категории М1, общая допустимая масса которых не превышает 2,5 тонны, то есть „Газель“, относящаяся к категории М2 (с полной массой 3,5 т), не подпадает под действие указанных правил. При этом нам не известны случаи использования данного стандарта (или его аналога) за рубежом в национальных системах сертификации в отношении ТС категории М2».

ФОТО: Александр БАТЫРУ, Георгий САДКОВ, Александр САДОВНИКОВ, Константин ЯКУБОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии