Стоп-линия. Техосмотр: Большой театр

Стоп-линия. Техосмотр: Большой театр

ТАЛОН В ОБМЕН НА БИЛЕТ

Что бы человек ни делал впервые, это запоминается навсегда. Процедуру покупки первого талона ТО на свой первый автомобиль я помню до мелочей. Вечером у винного магазина, известного в народе как «Семь ступенек», меня ждал в гражданском некто Виталик, работник городской ГАИ, школьный друг моего хорошего знакомого. Я протянул деньги и оплаченную квитанцию, он мне взамен — желтенький талон ТО. Не сказать, чтобы мы от кого-то прятались, наоборот, все по Марксу: товар — деньги — товар. «Вы не думайте, у меня машина в порядке, просто со временем беда», — начал я было оправдываться, на что Виталик сказал как отрезал: «Время оно деньги».

Вот уже более десяти лет я за рулем, за это время у меня было шесть машин. В четырех случаях заветный талончик я покупал, одну машину приобрел в автосалоне вместе с талоном, и еще одна также была «укомплектована» талоном (я управлял ею по доверенности). Примерно аналогичная пропорция обнаружилась у большинства коллег по работе. Справедливости ради должен сказать, что все мои машины были в нормальном техническом состоянии и я не экономил на их техобслуживании. За все время своей водительской карьеры по-настоящему проходил ТО лишь однажды, на служебном автомобиле. Занял очередь в семь утра, а прошел техосмотр в 16.30, при том что вся процедура заняла 8 минут! Я, возможно, управился бы быстрее, но на ПИК постоянно подъезжали «нужные» люди, тормозя тем самым очередь. Этого раза мне хватило, что называется, надолго.

Но ведь не все же проходят техосмотр за деньги?! Коллега из одной московской газеты однажды пожаловался, что замучился «искать» талон в Обнинске. «Понимаешь, не берут они денег, я через кого только не просил…» — с обидой выговаривал мне приятель, намекая на то, что у меня-то уж точно есть такие знакомые. «Может, ты мало предлагал?» — отбивался я от завуалированной просьбы посодействовать. Немой укор в глазах приятеля был мне ответом. Его страдания, кстати, подсказали тему небольшого исследования: сколько стоит «достать» талон ГТО в стране? Я обзвонил редакции газет — от владивостокских до питерских, — и вот что у меня получилось.

Ответ первый: «У нас во Владике талон стоит 2500 рублей максимум; можно и дешевле, но придется хорошо поискать». Подавляющее большинство автомобилей в том краю, как известно, праворульные, но и они, с неправильным пучком рассеивания головного света, проходят ТО на ура!

Сибиряки в Красноярске уверили: «Меньше чем за 2000 не найти». В Новосибирске ситуация почти такая же: 1700 рублей по знакомству, 2000 — через третьих лиц. В автомобильном Ижевске мне ответили оригинально: «От восьми до десяти билетов в Большой театр». «Неужели Большой сейчас гастролирует в столице Удмуртии?» — удивился было я, но потом вспомнил, что именно нарисовано на сторублевой банкноте… В Ростове-на-Дону девушка томным грудным голосом сообщила, что талончик на родине казаков тянет на полторы тысячи. («А у вас там сколько? Четыре? Оу-у, круто!») Культурный Питер отрапортовал четко и по-военному: «2500–3000, в зависимости от машины и района города».

Наконец, в Москве вожделенный талончик продается по цене от 3500 до 6000 рублей. Не верите? Рекламными объявлениями на тему техосмотра обклеен каждый вагон метро в столице. Наберите в любом поисковом сервере Рунета фразу: «Помощь при тех­осмотре» — предложений множество. На одном из таких сайтов важное разъяснение: «Талоны техосмотра делаются официально (?!) с занесением в базу данных». Естественно, за частью объявлений скрываются обыкновенные жулики, но факт остается фактом: купить талон в Первопрестольной тоже не составляет труда. Вот такой театр.

ПО ТРАДИЦИИ

Проведением ГТО в современной России, продолжая традиции СССР, занимались государственные органы. Время шло, парк автомобилей рос, гаишные станции осмотра уже не справлялись с потоком, и это побудило Правительство РФ принять в 1998 году Постановление № 880: к контролю за техническим состоянием транспорта привлекли частные станции. Однако то памятное постановление так и не заработало в полном объеме из-за противоречий КоАП и ГОСТ, поэтому на всякий случай функцию проведения ТО оставили за ГИБДД. Отсутствие у частников возможности проверить автомобиль на угон стало еще одним доводом в пользу «милицейского» осмотра.

Второй звонок прозвенел в 2003 году. Под нажимом ряда депутатов Госдумы и правозащитных организаций правительство страны признало осуществление ГИБДД технического контроля избыточной функцией государственного регулирования!

В ответ на это глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов тогда заявил, что лично он против передачи функций, связанных с тех­осмотром автомобилей, частным структурам; причины — см. выше. И добавил, что «этот вопрос неоднократно рассматривался, есть уже соответствующее постановление правительства от 1998 года. Вместе с тем ничто не мешает инвесторам, представителям бизнеса совместно с сотрудниками ГИБДД создавать условия для осуществления техосмотра, и такая работа проводится». Главным итогом этих «усилий», по крайней мере в Москве, стало круглосуточное функционирование некоторых пунктов осмотра транспорта. Плюс предварительная запись по телефону. И всё.

ОКНО В ЕВРОПЕ

На некоторое время отвлечемся от проблем в родном отечестве и перенесемся в Европу. Как там обстоят дела с ТО? Контроль за техсостоянием автотранс­портных средств в большинстве стран мира — прерогатива не дорожной полиции, а частных структур, объединенных под эгидой национальных минтрансов.

Например, во Франции этим делом заняты пять независимых коммерческих компаний. В их функции входит проведение техосмотра, а вот контроль за его своевременным прохождением — за полицией. Французские компании, кстати, лишь диагностируют авто с использованием средств инструментального контроля, но — никакого ремонта! Такое ограничение введено для того, чтобы сотрудники станции не принуждали клиентов ремонтировать свои машины у них, ведь человеку, не разбирающемуся в технике, можно наплести с три короба и заменить уйму узлов и деталей — мол, иначе автомобиль ТО не пройдет! (Этот аргумент используется и в нашей стране, когда милиционеры хотят объяснить, почему не передают ТО частникам.)

В Швеции организация техосмотра немного иная. Там работает одна компания (в состав ее акционеров входит государство), но требования те же. Автомобили, не прошедшие техосмотр с первого раза, не отправят на штрафплощадку. Владельцу дают месяц на устранение технических неисправностей и повторное прохождение процедуры. Если это не удастся и во второй раз, машину арестуют.

В Швеции и большинстве стран Европы данные о техосмотре всех автомобилей внесены в компьютерную базу. Любой полицейский может посмотреть, каково техническое состояние той или иной машины (в нашей стране об этом приходится только мечтать.) В Германии техосмотр проводят две компании — TUV и Dekra. Когда-то они были государственными, теперь — акционерные общества. В Англии техосмотром также занимаются частные фирмы, в Италии — как частные, так и государственные структуры. Транспорта на учете там не меньше нашего, и ничего, как-то обходятся…

А СУДЬИ КТО?

У руководства ГИБДД идея доверить ТО частным фирмам понимания никогда не находила. «Если передать техосмотр в руки негосударственных структур, то ситуация с криминальными машинами резко обострится», — уверен заместитель начальника ДОБДД генерал-майор Владимир Швецов. Мотивация проста: при проведении техосмотра государство получает данные о количестве имеющихся транспортных средств, о марках машин, а также об их техническом состоянии. Помимо этого, во время ТО обновляется статистика транспорта, зарезервированного для нужд обороны, на всякий пожарный случай — речь идет о грузовиках и вседорожниках. Ну в самом деле, не доверять же коммерсантам учет «уазиков»! 

Емкость этого рынка несложно подсчитать. При легковом парке в 30 млн. автомобилей (почти) и средней цене талончика 2 тыс. руб. получается 60 млрд. руб. в год (при допущении, что каждая машина проходит осмотр раз в два года). Кто откажется от таких доходов добровольно? Никто!

Поэтому единственный способ изменить ситуацию таков: правительство должно волевым решением передать эту функцию другим организациям. Естественно, не любым сервисам, а только сертифицированным, имеющим оборудование. И предварительно четко разделить их на те, которые диагностируют авто при техосмотре, и те, которые проводят обслуживание и плановый ремонт. Естественно, нужно создать единую компьютерную базу и предусмотреть в случае ДТП ответственность тех, кто проверял состояние машины и разрешил ее эксплуатировать.

Пока же официальная статистика говорит о том, что на совести техники от 1 до 4% всех ДТП, фиксируемых в России. По неофициальным же данным, эта цифра колеблется в районе 10–15%. Значит, вопрос о том, каким должен быть техосмотр, по-прежнему открыт.

Статья 12.1. КоАП РФ

Управление транспортным средством, не прошедшим ГТО (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ).

1. Управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, влечет за собой наложение административного штрафа* в размере двухсот рублей и снятие государственных регистрационных знаков до устранения причины.

*Откупиться от штрафа и снятия госномеров в разных районах страны стоит от 500 до 5000 рублей. — Прим. ред.

Система техосмотра себя скомпрометировала и превратилась в куплю-продажу талонов.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора»:

«Владелец сам обязан следить за состоянием автомобиля. Я считаю, что необходимо предусмотреть большую ответственность по отношению к водителю, если он виновен в ДТП, причина которого — неудовлетворительное техсостояние машины. На ГИБДД в этом случае надеяться нечего, ведь нет у них специалистов по техническому контролю. На мой взгляд, СТО и сам водитель — лучшие контролеры исправности всех систем машины; другое дело, что компетентных сервисов в стране не так много. Мы ездим по поговорке „Хороший стук себя проявит“. Так вот, не надо ждать его, надо заниматься профилактикой».

Виктор Плескачевский, депутат Государственной думы РФ, председатель Комитета по собственности:

«Гостехосмотр в таком виде, как сейчас, — это очень плохо. Мы еще три года назад инициировали закон о передаче техосмотра частным лицам, но его завернули. Функцию организации и проведения периодического технического осмотра автотранспортных средств нужно передать профессиональным саморегулируемым организациям, которые будут выдавать аккредитацию тем компаниям, что займутся непосредственно техосмотром. Такие организации объединят представителей двух профессий — экспертов по диагностике, оценивающих техническое состояние автомобиля, и экспертов-техников, чья деятельность регламентирована Законом об ОСАГО. В МВД пока молчат. Кстати, они признались, что при прохождении гостехосмотра выявляется всего 3% автомашин, числящихся в угоне. Так стоит ли цепляться за эту функцию?»

Леонид Сапожников, главный редактор журнала «За рулем — Украина»:

«Увы, ситуация с ГТО в Украине примерно схожа с российской. По Киеву разъезжают достаточно дорогие иномарки, у которых не горят стоп-сигналы. Это не говорит о том, что в стране нет хороших станций ТО, просто никому это не нужно. ДАI у нас собирались реформировать, но, видимо, передумали. Не до того. Неофициальная такса за талон ГТО в Киеве — 20 долларов. В последнее время заговорили о появлении альтернативного варианта для получения талона, без участия ДАI, но его механизм четко еще не прописан. В этом смысле ситуация у вас и у нас одинаково печальная».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии