Музеи мира. «Шкода»: от Вацлава да к дизелю

Музеи мира. «Шкода»: от Вацлава да к дизелю

Компаньоны-тезки начинали с производства велосипедов, потом стали выпускать мотоциклы, а в 1905 году появился первый автомобиль — «Лаурин-Клемент тип А» (ЗР, 2005, № 12). Двигатель объемом 1055 см 3 развивал 7 л.с., приводил через трехступенчатую трансмиссию задние колеса, а максимальная скорость достигала 40 км/ч. Фирма «Лаурин-Клемент» быстро превратилась из маленькой велосипедной фабрики в крупнейшего в Австро-Венгрии производителя мотоциклов и автомобилей. Помимо легковых моделей чешское предприятие выпускало небольшие грузовики, автобусы, сельхозтехнику и даже авиационные моторы. Но после первой мировой войны, дабы остаться на плаву, ему пришлось войти в состав машиностроительного концерна «Шкода». Под этой маркой производили и дорогие легковые модели, и компактные, бюджетные.

История повторилась, но уже на новом витке. В конце прошлого века «Шкода» утратила самостоятельность, став собственностью немецкого автогиганта «Фольксваген». Но марка не умерла — в Млада-Болеславе по-прежнему выпускают «шкоды». А неподалеку от завода расположена уникальная музейная экспозиция: 100-летняя история чешской фирмы под одной крышей. Тут же заводская реставрационная мастерская, где восстанавливают старые модели, а над ней так называемый депозитарий, в котором собраны редкие прототипы. Заглянем?  

Заводской прототип 739 (1977 г.) должен был прийти на смену спортивной «Шкоде-130RS», самой успешной из чешских гоночных машин за всю историю фирмы. Но дальше опытных образцов дело не пошло.
Заводской прототип 739 (1977 г.) должен был прийти на смену спортивной «Шкоде-130RS», самой успешной из чешских гоночных машин за всю историю фирмы. Но дальше опытных образцов дело не пошло.

Прототип 762 (1977 г.) — попытка уйти от заднемоторной компоновки. В нем пробовали классическую схему: привод на задние колеса, двигатель впереди. Более того, на этой машине обкатывали автоматическую трансмиссию.
Прототип 762 (1977 г.) — попытка уйти от заднемоторной компоновки. В нем пробовали классическую схему: привод на задние колеса, двигатель впереди. Более того, на этой машине обкатывали автоматическую трансмиссию.

Прототип заднемоторной «Шкоды-1000MB» (МВ — Млада-Болеслав) с кузовом универсал создали в 1963-м. Через год стартовало серийное производство ставших очень популярными седанов, а «вагон», к сожалению, так и остался на запасном пути. Для поклонников редкост
Прототип заднемоторной «Шкоды-1000MB» (МВ — Млада-Болеслав) с кузовом универсал создали в 1963-м. Через год стартовало серийное производство ставших очень популярными седанов, а «вагон», к сожалению, так и остался на запасном пути. Для поклонников редкост

«Шкоду-645» 1930 года отреставрировали в мастерской музея, на это ушло 340 дней. Всего с 1929 по 1934 год сделали 758 автомобилей с шестью вариантами кузова. Развивать скорость до 90 км/ч машине позволял шестицилиндровый мотор с водяным охлаждением объемо
«Шкоду-645» 1930 года отреставрировали в мастерской музея, на это ушло 340 дней. Всего с 1929 по 1934 год сделали 758 автомобилей с шестью вариантами кузова. Развивать скорость до 90 км/ч машине позволял шестицилиндровый мотор с водяным охлаждением объемо

Один из уникальных экспонатов музея — автомобиль пожарной службы на базе «Лаурин-Клемент тип Mf», сделанный в 1919 году. Двигатель объемом 4713 см3 и мощностью 50 л.с. передавал крутящий момент на задние колеса через четырехступенчатую коробку передач.
Один из уникальных экспонатов музея — автомобиль пожарной службы на базе «Лаурин-Клемент тип Mf», сделанный в 1919 году. Двигатель объемом 4713 см3 и мощностью 50 л.с. передавал крутящий момент на задние колеса через четырехступенчатую коробку передач.

В 1930-м появилась самая компактная на тот момент модель — «Шкода-422». На нее устанавливали менее мощный, чем на дорогой «Шкоде-430», — 22-сильный мотор с трехступенчатой коробкой. В перечне выпускаемых модификаций было даже такси с кузовом ландо.
В 1930-м появилась самая компактная на тот момент модель — «Шкода-422». На нее устанавливали менее мощный, чем на дорогой «Шкоде-430», — 22-сильный мотор с трехступенчатой коробкой. В перечне выпускаемых модификаций было даже такси с кузовом ландо.

Спустя год после окончания Второй мировой войны свет увидела «Шкода-1101» (тип 938). Первой появилась машина под именем «Тудор» (two door — две двери). Впрочем, по привычке и автомобили с четырьмя дверями, появившиеся позже, называли «тудорами».
Спустя год после окончания Второй мировой войны свет увидела «Шкода-1101» (тип 938). Первой появилась машина под именем «Тудор» (two door — две двери). Впрочем, по привычке и автомобили с четырьмя дверями, появившиеся позже, называли «тудорами».

Родстер «Шкода-Популяр» (1936 г.) с 22-сильным двигателем объемом 995 куб.см расходовал на 100 км всего 7 л бензина и был сенсационно дешев — 17 800 крон. В семье «популяров» наряду с седанами и кабриолетами были также фургоны и даже военные машины.
Родстер «Шкода-Популяр» (1936 г.) с 22-сильным двигателем объемом 995 куб.см расходовал на 100 км всего 7 л бензина и был сенсационно дешев — 17 800 крон. В семье «популяров» наряду с седанами и кабриолетами были также фургоны и даже военные машины.

«Шкоду-VOS» выпускали в 1950–1952 гг. На одном из таких автомобилей возили лидера компартии Китая Мао Дзэдуна. 120-сильный двигатель — от шеститонного грузовика «Прага-N 4T».
«Шкоду-VOS» выпускали в 1950–1952 гг. На одном из таких автомобилей возили лидера компартии Китая Мао Дзэдуна. 120-сильный двигатель — от шеститонного грузовика «Прага-N 4T».

Двухдверное спортивное купе «Шкода-110R» (тип 718-К). Такая машина оказалась первой иномаркой, попавшей на длительные испытания в журнал «За рулем» в далеком 1972-м. Мотор — 62л.с.
Двухдверное спортивное купе «Шкода-110R» (тип 718-К). Такая машина оказалась первой иномаркой, попавшей на длительные испытания в журнал «За рулем» в далеком 1972-м. Мотор — 62л.с.

В конце 1940-х  — начале 1950-х на базе «Шкоды-1101» выпускали машины для армии (модификация VO, на фото слева) и полиции (P).
В конце 1940-х  — начале 1950-х на базе «Шкоды-1101» выпускали машины для армии (модификация VO, на фото слева) и полиции (P).

ИСТОРИЯ ОЖИВАЕТ

Любопытно смотреть на живые легенды, часть из которых намного старше меня. Но куда интереснее окунуться в историю с головой — посидеть за рулем и даже проехать по улицам современного Млада-Болеслава на старых «шкодах». Передо мной три машины — вехи истории чешской фирмы.

В 1955 году появилась двухдверная модель «Спартак» с заводским индексом 440. Двигатель позаимствовали у 1101-й, оригинальные впускной коллектор и карбюратор подняли мощность до 40 л.с. Любопытно он заводится! Сначала ключ в положение «зажигание», а потом поворачиваешь отдельную рукоятку стартера. В современном автомобиле длиной чуть более 4 м нынче спокойно усаживаются пятеро, а в «Спартаке» четверым очень некомфортно. Зато четыре цилиндра 440-й дышат полной грудью и педаль сцепления не требует привыкания. Скорее напрягаешься из-за рычага коробки, расположенного под рулем. Но уже через два перекрестка не глядишь в шпаргалку на панели приборов и восторженно машешь рукой встречным, приветствующим «старичка» светом фар.

«Вот бы современным моделям столько изящности и шарма», — думаю, подходя к красной «Шкоде-1000MB». В салоне все до предела просто, но при этом очень уютно. И, кстати, больше похоже на современность: зажигание и стартер в одном замке, а передачи переключаю напольным рычагом. Даже не верится, что мотор в корме, — настолько четко работает привод коробки. Хотя заднемоторная компоновка всякий раз напоминает о себе, когда объезжаешь ямки: к хвосту будто гирю привязали.

И все же в автомобиле есть какая-то необъяснимая легкость — это как раз тот случай, когда обертка соответствует начинке. А чего стоят дополнительная ручка, приводящая в движение треугольное стекло на передней двери, тонкий двухспицевый руль или флажок на подрулевом переключателе, включающий указатели поворота! Предложи кто поехать до Москвы на 1000MB, согласился бы без колебаний… И материал написал бы длиннее.

Эпоху поздних 1970-х представляет «Шкода-120». Чувствуется, что с моделью 1000MB ее разделяет почти полтора десятка лет: 55-сильный двигатель позволяет вполне уверенно держаться в городском потоке, рулевое управление точнее, а кузов жестче. Впрочем, поездки на «Шкоде-120» не доставляют такого удовольствия. Она уже напоминает своих ровесников с берегов Волги, на которых я наездил десятки тысяч километров. Видимо, самое интересное для меня закончилось в конце 1960-х. Хотя не исключено, что через несколько десятилетий буду так же тепло отзываться и о более поздних моделях.

«Шкода-440 Спартак», 1955–1959 гг.
«Шкода-440 Спартак», 1955–1959 гг.

«Шкода-1000МВ», 1964–1969 гг.
«Шкода-1000МВ», 1964–1969 гг.

«Шкода-120 GLS», 1976–1987 гг.
«Шкода-120 GLS», 1976–1987 гг.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии