Страна, где есть все
Сбор документов
Летом хочется к теплому морю. Черноморское побережье изъезжено вдоль и поперек, опыт дальних поездок есть, поэтому решили махнуть всей семьей... в Грецию. Визы получили уже опробованным способом: найдя по Интернету кемпинг на греческом побережье, я списался с ним по электронной почте (достаточно минимального знания английского), забронировал место на четыре дня, по кредитке внес предоплату 30% (54 евро) и получил по почте подтверждение (в консульствах некоторых стран достаточно факса или электронного письма). Дальше на каждого члена семьи собрал стандартный пакет документов: медицинская страховка, справка из школы или института и т.д. (подробная инструкция есть на сайте консульства www.hellas.ru).
Кроме того, обязательно нужны страховки («грин-карты») на машину и караван - мы собрались ехать со своим прицепом-домом. На всякий случай приложил карту с размеченным маршрутом и графиком движения – вещь не обязательная, но служит дополнительным подтверждением серьезности ваших намерений. В результате без проблем получили греческие визы на три недели, которые к тому же дают право на транзитный проезд через Румынию и Болгарию (24 часа на страну). Подготовка техники свелась к минимуму: увеличил давление в колесах машины до рекомендуемого для полной нагрузки, долил масло, заправил газом два баллона по 27 л в караване (забегая вперед, замечу, что израсходовали только один).
Три границы
Из Москвы выехали в воскресенье в шесть утра. Трасса М3 пустая, и за десять часов через Брянск - Погар - Почеп прошли 600 км до украинской границы. Погранпереход Гремячий оказался совершенно без легковых машин, хотя очередь грузовиков растянулась на пару километров. Здесь проверили «грин-карты» и потребовали путевой лист или нотариально заверенную доверенность на редакционный «Форд». Еле уговорил поверить обычной доверенности на бланке «За рулем», с которой езжу постоянно. К ночи, потеряв час на невнятных обводных развязках вокруг украинской столицы, остановились под Киевом на стоянке с фурами (946 км от дома). Первый ужин и ночевка в нашем уютном караване.
После долгой дороги мы спали как сурки и выехали лишь около 10:00 (такой график сохранялся и в дальнейшем). Житомир - Любар - Староконстантинов - Хмельницкий - Каменец-Подольский... По дороге попали в сильнейший град: льдинки размером с грецкий орех так лупили в лобовое стекло, что пришлось спрятаться под деревом. У самой румынской границы попытались срезать очевидный на карте крюк, направившись через городок Герца. Не тут-то было! Попали на глухую непроезжую дорогу и, потеряв часа полтора, вынуждены были все-таки вернуться на кривой, но проторенный путь через Черновцы. В 21:00 были на пустом погранпереходе Тереблече-Сирет (1546 км от дома) – очередная пара штампиков в паспортах, и мы уже в Румынии. Ночевали на берегу озера, позади придорожной АЗС.
Оказывается, в Румынии в ходу леи (я-то, честно говоря, думал, что здесь уже евро). Впрочем, проблем это не доставило: заправки и покупки в крупных супермаркетах во всех странах оплачивали кредитной картой. А местные деньги на карманные расходы сняли в банкомате, хотя это и не очень выгодно. Ориентироваться в ценах просто: один лей равен десяти рублям, при этом почти любые овощи-фрукты на придорожном рынке стоят полтора-два лея!
Телег на румынских дорогах еще больше, чем на украинских. Большая часть автомобильного парка - старые «Дачии», среди которых щеголяют новенькие «Логаны», румынские аналоги «Рено-Логан». Частыми полицейскими засадами и общим пренебрежением к ПДД Румыния напомнила Россию.
Доехали до Трансильвании. Быть в Румынии и не посмотреть замок Дракулы?
Заночевали на громадном пустом паркинге супермаркета Carefur - стоянки крупных магазинов очень удобны для ночевки с караваном. На следующий день долго ползли по узенькой, в ремонтах и грузовиках окружной дороге вокруг Бухареста – это еще хуже старой МКАД! В обед оказались на переходе Гюрджу-Русе (2214 км от Москвы): 9,27 евро за проезд по мосту через Дунай, 5 евро за болгарские дороги и мы уже в Болгарии.
Два пути
Большинство надписей в этой славянской стране дублировано на русском языке, но и болгарские как-то интуитивно понимаешь - очень близкий язык. Да и общаться с жителями проще на русском, чем на английском.
Местный лев стоит чуть меньше двадцати рублей, цены низкие.
Ближе к вечеру мы уже бродили по древнему городку Велико-Тырново, который был столицей Второго Болгарского королевства в XII-XIV веках.
А вечером начался кошмар – 30 км узенького горного серпантина в густейшем тумане. Из-за "нулевой видимости" даже не удалось разглядеть перевал Шипку!
Наутро купленная накануне карта подсказала, что в Грецию ведут лишь два перехода: на самом западе и востоке границы, тогда как мы рвались к какому-то несуществующему посредине. В результате пришлось ехать в сторону Турции по указателям на «Истанбул». Однако крюк оказался не так уж велик, да и сама страна компактная, мы напетляли по ней лишь 370 км. В одном месте попался волнистый участок: из-за вертикальной раскачки прицепа, дергавшего вверх-вниз корму нашей и без того ползущей на брюхе машины, пришлось почти час ехать со скоростью 40 км/ч. Вообще, о малом дорожном просвете забитого под завязку «Форда-Фокуса» с пятью пассажирами на борту и ограниченной геометрической проходимости автопоезда приходилось помнить постоянно. Сеть дорог и в Румынии, и в Болгарии не слишком обширная и разветвленная, так что в обеих странах купил лишь карты, а не подробные дорожные атласы.
Лишь у самой турецкой границы отвернули на юг к ведущему в Грецию переходу «Капитан Петко воевода» (2585 км). Здесь тоже оказалось пусто, местные лишь притормаживали, мы же потеряли на формальности с полчаса. Быстренько прохватив по идущей вдоль побережья прекрасной автостраде еще две с половиной сотни километров, добрались до моря. Правда, здесь прозевали нужный съезд, попытались срезать угол, но слегка заблудились и в результате продирались через кукурузные поля какими-то проселками, а один раз даже форсировали вброд небольшой ручей. Хорошо, встретили местного крестьянина на пикапе – безмерно удивленный, он проводил нас до нужной дороги. Наконец мы добрались до кемпинга в городке Фонари (2849 км) и плюхнулись в Эгейское море. Да здравствует Греция!
Моря хватит всем
На страну площадью 132 тысячи квадратных километров приходится около 14 тысяч километров береговой линии; если поделить одно на другое, средняя ширина составит лишь 10 км, так что моря в Греции хватает всем. И какого моря - вода чистая и прозрачная настолько, что видны ракушки на глубине 10 м! При этом очень соленая: в ней легко плавать и даже загорать, лежа на спине, однако если хлебнуть ненароком, долго отплевываешься. По этой же причине после купания нужно ополоснуться в пресном душе, которые установлены почти на всех цивилизованных пляжах.
Основная неприятность – морские ежи на дне, их хрупкие колючки выковыривать достаточно болезненно, так что, заходя в воду вне зоны обустроенных и очищенных пляжей, нужно внимательно смотреть под ноги. Впрочем, в любом магазинчике здесь продают специальные резиновые тапочки с толстой подошвой.
Удивительно, но на этом прекрасном берегу, да и в иных красивейших местах довольно много каких-то заброшенных домов, строений. Дружелюбный и приветливый народ с философским спокойствием взирает на некоторые недостатки быта, совсем не спеша их исправлять - в этом греки похожи на нас.
В кемпинге собрали прилагавшуюся к прицепу тент-палатку, поставили в ней складную мебель. Оказалось очень удобно, жилая площадь увеличилась раза в три, да и спать можно на свежем воздухе. Ночью замучили комары - хорошо, что мы запаслись всякими фумигаторами и «брызгалками» (если не подготовиться, комары могут стать серьезной проблемой при ночевках в караване на природе). Продукты закупали в расположенном поблизости супермаркете (одной закупки, примерно на 50 евро, хватало на 3-4 дня), готовили сами, хотя при жаре за тридцать есть не хотелось. После четырехдневного отдыха (за кемпинг заплатили 180 евро) отправились дальше.
Отдых среди древностей
От Салоник началась платная автострада - оказывается, до этого мы ехали по еще не введенной в эксплуатацию и потому бесплатной. Для машин выше 2,2 м, к которым относились и мы, такса на разных перегонах составляет 4-8 евро вместо 2-3 для одиночных легковушек. За дорогу платили раз шесть. Максимальная скорость - 130 км/ч, хотя многие едут быстрее. Мы в правой полосе вместе с грузовиками, везущими из каменоломен огромные белые глыбы мрамора, держим свои крейсерские 90 км/ч. Разок раскатился на спуске до 120 км/ч – возникла нарастающая раскачка прицепа, еще немного - и удержать автопоезд на дороге было бы непросто, пришлось аккуратно притормаживать.
Проехав по живописному побережью всю страну с севера на юг и миновав по пути какую-то невзрачную горушку, оказавшуюся Олимпом, заночевали у врат Афинских на паркинге магазина Metro (3585 км).
Утром продрались с нашим прицепом через узенькие улицы центра и припарковались в каком-то глухом переулке с нежилыми домами под самым Акрополем. Памятуя, как прошлым летом наш караван обокрали около Ватикана в Риме, встал так, чтобы загородить деревом дверь прицепа.
Парфенон - храм Афины Парфенос, бескрылой Ники (по преданию, афиняне отрубили ей крылья, чтобы богиня победы не улетела от них) - был возведен великим зодчим Фидием в 447-432 г. до нашей эры на развалинах разрушенного персами еще более древнего архаичного Парфенона. Построенный из белого пентелийского мрамора, он является самым большим из всех дорических храмов и имеет размеры 69,51х30,86х13,72 м. Любопытно, что для оптического увеличения сооружения, его горизонтальные линии искривлены, например, фасад выгнут вверх на 6 см, а боковые стороны на 11 см.
Театр Диониса, храм Гефеста и Афины, портик Агоры, арка Адриана, Ликабет…
Суд присяжных возник в Древней Греции, их отбирали с помощью особого устройства – клеротерия (на фото). Кандидаты (мужчины старше 30 лет) из числа свободных граждан вкладывали в прорези мраморной плиты свинцовые или бронзовые именные пластины-пинакии. Жеребъевку производили черными и белыми шариками – насыпанные в воронку наверху, они выпадали из нижнего окна в произвольном порядке.
К концу дня добрались до Парламента, где у памятника Неизвестному солдату забавно вышагивал почетный караул – говорят, гвардейцев сюда выбирают по… красоте ног, поскольку дефилируют они в обтягивающих рейтузах.
Посвятив Афинам лишь день, к вечеру отправляемся еще дальше на юго-запад, на Пелопоннес. В этом году пришло понимание: отпуск – это не только беготня с высунутым языком по многочисленным «достопримам», но, прежде всего, и отдых. А потому мы сознательно ограничили культурную программу, предпочтя оздоровительную, и древности посещали, преимущественно, при переезде с одного ласкового моря на другое.
На ночевку с караваном разрешается встать практически, везде, а вот разбивать лагерь на несколько дней нельзя. Однако полиция относится с пониманием к автопутешественникам, и если вы не строите палаточный Шанхай и не разводите открытый огонь (нужен гриль или мангал), вполне можно остановиться в понравившемся месте на пару-тройку дней. Главное, чтобы был пресный душ.
Новые друзья
Крошечный прелестный Нафплион (3814 км) – первая столица независимого Греческого государства. Тысяча ступеней, ведущая к расположенной на скале древней крепости, стала серьезной проверкой нашей физической подготовки. Правда, наверху выяснилось, что с другой стороны сюда можно заехать на машине...
Сверху получили подтверждение, что где-то в Греции действительно пожары – прочертив по морю пенную полосу, на ходу заправился водой из залива пожарный гидросамолет «Бомбардье-CL415».
В Нафплионе зависли на несколько дней. Одну из ночей провели на просторном причале рядом с набережной и вереницей кафе.
Здесь уже стояло множество автотуристов из Италии, Германии, Австрии, но все на самоходных кемперах. Это и понятно, машина-дом хотя и дороже в 3-4 раза, но в дальнем путешествии комфортабельнее, а караваны европейцы часто тянут лишь до ближайшего кемпинга, в котором и проводят весь отпуск. Иногда даже в полиции не регистрируют и не получают номера, сразу ставя прицеп в кемпинг вместо дачи (в этом случае действуют специальные льготные расценки).
На причале познакомились с еще одним экипажем караванеров - немецко-греко-русским! Они вообще путешествовали первый раз и даже еще не успели разобраться, как у них включается свет и вода. Зато оказались очень компанейскими ребятами – вечером под гитару пели песни, пили местное вино.
Олимпийские объекты
У нас появился какой-то цыганский зуд: после двух-трех дней на одном месте тянет в дорогу. Местность на Пелопоннесе гористая, и при вынужденной остановке на каком-то крутом подъеме чуть не сжег сцепление: на малых оборотах крутящий момент у двигателя очень скромный, а возможности откатиться назад и чуть сложить автопоезд для более легкого троганья не было. Сопоставив цену сцепления и покрышки, выбрал другую тактику – раскрутил мотор тысяч до четырех, бросил сцепление и уверенно стартовал в дыму шлифующей асфальт резины. Со стороны выглядит дико, но оказалось не так уж и плохо: три-четыре секунды буксования никак на колесах не сказались, ведь нос машины на подъеме частично разгружен.
В Олимпии (4046 км) побегали по древнему стадиону, где первые игры состоялись еще в 776 г. до нашей эры, за последующие 1168 лет прошло 293 Олимпиады, и сейчас от солнечных лучей зажигают олимпийский огонь. По традиции, победителям ставили статуи, а достижения древних греков впечатляют и сегодня – здесь лежит камень, весом 143,5 кг, с надписью, что 2600 лет назад атлет Бибон поднимал его над головой… одной рукой! Посмотрели остатки храма Зевса – 12-метровая статуя работы Фидия считалась седьмым чудом света.
С Пелопоннеса в континентальную Грецию переехали над Коринфским заливом по самому длинному в мире подвесному мосту, введенному в строй в 2004 году - к Олимпиаде в Афинах. Стоимость проезда составляет 11,3 евро с легковой машины, за наш автопоезд взяли 17,3 евро.
В городке Скотина забастовала сигнализация, вероятно, из-за подключенной через прикуриватель лампы освещения каравана. Утром при попытке открыть машину она заверещала дурным голосом – а стояли мы на поляне, позади еще мирно спящих гостиниц! Надо сказать, в Европе не то что вопли сигнализации, но даже ее чириканье при постановке на охрану считается дурным тоном, а уж тут вполне могли вызвать полицию. Впопыхах я открыл капот и просто вырвал провода из сирены, а уж потом достал инструмент и скинул клемму с аккумулятора. После минутного «отдыха» все пришло в норму, а уж пайкой проводов я занялся дома.
Путь домой
Перед обратной дорогой на несколько дней остановились в кемпинге «Тристиника» на кончике среднего зуба, похожего на трезубец красивейшего полуострова Халкидики (4829 км): сосны, крупный белый песок и чистейший залив Кассандра! А крайний восточный зуб - это святой Афон, единственная в мире православная монашеская республика, получившая автономию от Византийской империи еще в 972 г. Попасть сюда можно только после длительного согласования, а женщинам дорога закрыта и вовсе. Говорят, даже домашние животные здесь лишь мужского пола.
Добросовестно отдав последний день морю, под вечер стартовали домой и, пройдя пустой погранпереход Промахонас (5106 км), к ночи были в Софии (5296 км).
Следующие полдня потратили на не очень богатую, но уютную болгарскую столицу, на карте которой множество русских имен: бульвары генералов Скобелева и Тотлебена, площадь Русский памятник, бульвар и площадь Царя-Освободителя, храм Александра Невского. Почетный караул у Президентского дворца - в меховых шапках в 30-градусную жару! Обед в кафе был вкусный, дешевый и запомнился певучими, какими-то детскими названиями блюд: хрупкава цаца, пилешки хапки, снежанка...
Плевен (Плевну) проскочили без остановки, о чем очень сожалею - экипаж устал и хотел домой. Под вечер впечатление о Болгарии испортил пограничник на переходе Русе-Гюрджу (5610 км), заявивший, что у нас не оплачены дороги! После моего ответа, что готов заплатить все что положено, но в кассу, он открытым текстом попросил денег «на кофе». Не получив ничего, служивый поленился даже поставить нам штампы в паспорта! Честно говоря, такого бардака и вымогательства на границе я давно не встречал.
Ночевать хотели в Бухаресте (5692 км), чтобы наутро посмотреть город, но, проехав вечером грязными, страшноватыми улицами, по которым слонялись какие-то подозрительные личности, почли за благо здесь не задерживаться. Хорошо к ночи нашли освещенную охраняемую стоянку у супермаркета. На следующий день нас изрядно вымотали полтысячи километров по неважным румынским дорогам. Вероятно, именно этим объясняется то, что румынский пограничник на переходе Сирет-Тереблече (6173 км) все-таки вытянул у меня 20 евро «за дороги» - просто не было сил с ним ругаться.
Украина показалась уже родным домом, да и выглядит она богаче и ухоженнее, чем Румыния и Болгария. К концу следующего дня были уже в Гремячем (7115 км) на российской границе, а через день и дома в Москве (7700 км).
Маленький, но сильный
Наш автопоезд состоял из дизельного «Форда-Фокуса» 1,8 л/115 л.с. (2006 года выпуска, пробег 85 тыс. км) и каравана полной массой в одну тонну. Загрузка максимальная: в машине пять человек, полный багажник да еще бокс на крыше. В сравнении с прошлогодней поездкой (бензиновый «Форд-Фокус» 1,6 л/100 л.с. и караван 1200 кг) дизельная модификация в движении имеет существенно более высокий запас тяги (максимальный крутящий момент двигателя 280 Н.м) и требует меньше переключений передач. "Фокус" уверенно берет большинство пологих шоссейных подъемов на пятой передаче, а на четвертой есть хороший запас под педалью. Ускорение же при обгоне на третьей по динамике вообще напоминает одиночную машину.
Однако есть одно «но»: сочетание низких оборотов двигателя (при 90 км/ч - 1750 об/мин на пятой или 2250 об/мин на четвертой передачах) и, соответственно, малой производительности помпы, а также радиатора, рассчитанного на скромное тепловыделение экономичного дизеля, приводит к тому, что на затяжных подъемах мотор греется. Через полминуты такой езды стрелка термометра упирается в правый край шкалы и загорается надпись «Высокая температура двигателя». Причем это случается даже прохладной дождливой ночью, а уж днем в тридцатиградусную жару - постоянно. На работоспособности машины перегрев не сказывается, пар из-под капота не валит, но, понятно, что долго так ехать нельзя.
В результате, несмотря на хороший запас тяги, подъемы приходилось брать на IV или III передачах, а на особо крутых и длинных пользоваться даже II, поднимая обороты до трех-трех с половиной тысячи и увеличивая таким образом скорость прокачки антифриза. Полезным оказалось и медленное снижение скорости к концу подъема хотя бы на 10 км/ч, это существенно снижает опасность перегрева. А вот разгон в гору крайне нежелателен! Кроме того, чтобы остудить двигатель, на пониженной передаче приходилось проезжать и значительную часть спуска. Впрочем, я бы не назвал этот недостаток фатальным, скорее некая неприятная особенность, о которой нужно помнить.
Дом, милый дом
Караван «Адриа-4252AD» 1990 г. выпуска был найден по Интернету и куплен в Голландии прошлой осенью за 1870 евро. С учетом таможни (30% от стоимости), различных платежей и оформления он обошелся в 2700 евро. Доставка в эту сумму не входит – ездил на машине в командировку и пригнал самостоятельно.
Учитывая относительно слабый тягач, длительные путешествия и тесноту европейских улочек, прицеп выбирал из самых компактных и легких: размеры 5400х2100х2500 мм, снаряженная масса 710 кг, полная 1000 кг. Тем не менее мы без проблем жили здесь впятером: обеденная зона впереди преобразуется в просторное лежбище 2000х1500 мм и еще две кровати одна над другой в корме. Напомню, что в соответствии с п. 8 «Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» для буксировки как в России, так и в Европе достаточно категории В (полный текст «Правил…»).
Оборудование каравана вполне стандартное. Холодильник «Электролюкс» вместимостью 60 л работает от газового баллона на 27 л (правда, холодил слабовато, и дверца в движении постоянно открывалась, так что пришлось подпирать ее подушкой от дивана), в кемпингах переключал его на стационарные 220 В. Учитывая двухконфорочную газовую плиту, это позволяло в основном закупать продукты в магазинах, по минимуму тратясь на кафе. Третий из наиболее нужных элементов – это, извините за натурализм, встроенный кассетный туалет. Система водоснабжения с баком на 40 л, мойкой и умывальником требует подключения к розетке 220 В, так что в автономном путешествии она бесполезна, а в кемпинге есть и умывальники, и душ, и кухни. Невостребованным оказался и газовый обогреватель, летом он ни к чему.
Калькуляция
Дизельный «Фокус» 1,8 л/115 л.с. очень экономичен, на шоссе легко уложиться в 5-6 л/100 км, а при очень аккуратной езде – и меньше 4 л/100 км! Здоровенный неудобообтекаемый караван на буксире увеличивает расход на шоссе примерно до 9 л/100 км, а средний показатель за время отпуска составил лишь 8,52 л/100, при крейсерской скорости 90 км/ч. Оказалось, расход примерно равен скорости в десятках «км/ч» и, скажем, при 70 км/ч составляет 7 л на 100 км. Напомню, что в прошлом году в подобной поездке бензиновый «Форд» 1,6 л/100 л.с. с караваном расходовал 10,6 л/100 км. Учитывая бак на 55 л, пробег между заправками в среднем получился около 550 км, у бензинового было на сотню меньше. Рекордные 688 км прошел на 51 л в спокойной Румынии: автострад нет, дороги такие, что не разгонишься, по обочине катятся телеги.
По дороге на юг ценники на АЗС уменьшались, тогда как фактическая цена топлива росла: Россия – 25 руб. за литр дизтоплива, Украина – 7,15 гривны или 38 руб., Румыния – 4,45 леи или 46 руб., Болгария – 2,57 лева или 47 руб., Греция 1,34 евро или 48 руб. Исходя из этого, по дороге туда перед каждой границей заправлялся под пробку, а на обратной, соответственно, тянул до дешевого топлива. Всего на 7700 км ушло 655 л, которые в пересчете обошлись в 26 тыс. руб. – попробуйте за такие деньги впятером слетать в Грецию!
Общие затраты на поездку составили ровно 100 тыс. руб., из которых визы-страховки обошлись в 10 тыс. руб., топливо - 26 тыс., кемпинги - 10 тыс., необязательный шоппинг - 10 тыс. руб. Учитывая, что нас было пятеро, 20 тыс. руб. с человека за вояж по четырем странам, длиной три недели и 7700 км, считаю вполне приемлемой ценой. Однако если честно, для меня гораздо ценнее ощущение свободы, которое дарит такое путешествие.
Отзывы о Ford Focus (3)
Надежный автомобиль. Прекрасная управляемость, вместительный салон, большой багажник.
Все хромированные элементы облезают очень быстро.
Был владельцем Фокуса (1,8, МКПП) более 11 лет. Отличный автомобиль! Накатал на нем 140 тыс.км. Авто был в максимальной комлпектации Ghia. Все качественно и солидно. На корейцах такого нет даже сейчас. Прекрасная управляемость. Движок, конечно, по нынешним временами, очень прожорлив - 9,5 литров по городу. И это я довольно спокойно езжу.