Движимый электричеством

Движимый электричеством

На УАЗе начальнику конструкторского бюро В.А.Кузнецову поручили разработку КД. Созданной в октябре 1976 года рабочей группе конструкторов и испытателей (испытателей возглавил А.Г.Еремин из московского НПО «Квант») - разработку системы электропривода. Подольскому НИИСТА (Научно-исследовательский институт стартерных аккумуляторов) - разработку свинцово-кислотных АКБ повышенной емкости и ресурса.

Первоначально батареи разместили под кузовом в специальном контейнере, а тяговый электромотор - на месте двигателя внутреннего сгорания, с приводом к ведущему заднему мосту через систему карданных валов. В начале 1977 года на УАЗе собрали двадцать таких электромобилей, прозванных «утюгами». Их передали в опытную эксплуатацию на московский Автокомбинат-34, а часть - в АТП-4 Ульяновска.

По результатам испытаний и было принято решение Минавтопрома о выпуске промышленной партии электромобилей УАЗ. На заводе создали конструкторский отдел во главе с тем же Кузнецовым и исследовательскую лабораторию электромобилей.

В 1978 году появился новый электромобиль - УАЗ-3801: АКБ разместилась на полу, электродвигатель перекочевал под пол (его установили посередине базы). Автомобиль полегчал на 250 кг, полезная грузоподъемность увеличилась до 650 кг.

Одной зарядки хватало на 48-50 км пробега, а бортовое зарядное устройство всего за час заряжало АКБ почти на 70%! После установки системы рекуперации (при торможении заряжалась батарея) пробег возрос до 70-75 км. Зима принесла проблемы - электроотопитель съедал до 40% пробега. Решили установить бензиновый отопитель от «Запорожца».

Всего УАЗ изготовил более 100 электромобилей. А в октябре 1978 года Кузнецов (на фото - нижний ряд, третий слева) побывал на всемирной выставке электромобилей в Филадельфии. УАЗ подтвердил свой высокий технический уровень - наша машина была единственной, работавшей на переменном токе. Сейчас, по прошествии более чем двадцати лет, предпочтение отдается именно переменному току. Получается, и здесь мы были впереди планеты всей!

Подпишитесь на «За рулем» в